Рабочая программа элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по математике
11 класс»
Пояснительная записка
Программа данного курса рассчитана на 35 часов и состоит из трех тем « Процентные расчеты на каждый день» ; «Модуль» и « Итоговое повторение курса математики средней школы».
Выбор двух первых тем обусловлен непродолжительностью изучения их в школьном курсе ,большой практической значимостью ,регулярным использованием заданий на ЕГЭ и как показывает опыт данные задания вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков применения тем к решению примеров и задач.
Тема « Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений , но и формированию устойчивого интереса к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Одна из целей преподавания темы «Модуль» ориентационная- помочь осознать ученику степень значимости своего интереса к математике и оценить свои возможности в подготовке и сдаче экзаменов.
Третий блок курса предполагает компактное и четкое изложение , повторение и обобщение теоретических вопросов по курсу «Математика 5-11 класс», решение типовых и нестандартных задач в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, самостоятельную работу детей и срезы знаний в основном в форме разноуровневого тестирования учащихся.
Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул , до достаточно трудных примеров и задач требующих нестандартных способов решения, применения анализа, синтеза, математической логики и т.д.
Цели курса:
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни
-помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах : преобразовывать выражения,решать уравнения и неравенства, строить графики элементарных функцийсодержащие модуль ,
-способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
-создать целостное представление о требованиях к уровню усвоения школьной программы для сдачи ЕГЭ учащимися разных уровней подготовки и значительно расширить спектр задач , выходящих за рамки учебной программы, часто встречающихся на экзаменах для сильных учащихся.
Задачи курса:
-сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые в практической деятельности
- решать основные задачи на проценты
-научить учащихся преобразовывать выражения,решать уравнения и неравенства, строить графики элементарных функцийсодержащие модуль ,
-прививать учащимся основы экономической грамотности
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы
- помочь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ
В результате изучения предмета учащиеся должны знать и уметь:
- выполнять основные требования по оформлению заданий в бланках ответов на ЕГЭ
- при вычислениях уметь сочетать устные и письменные приемы, без калькулятора производить вычисления, используя рациональные способы
- уметь применять разнообразные способы решения основных задач встречающихся на ЕГЭ
- уметь широко применять основные формулы, правила, теорема математики 5-11кл
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопросов, решение типовых задач , самостоятельную работу. Каждое занятие состоит из двух частей : задачи решаемые с учителем и задачи для самостоятельной работы.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинары, практическая работа, творческие задания. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительный материал для учащихся разной степени подготовки: от простых , заданий ЕГЭ , олимпиадных задач.
Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний ,иллюстрирует применение математики в повседневной жизни , знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по темам.
Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представления об изучаемом материале ,на решение новых интересных . практических задач и на подготовку к ЕГЭ.
Завершается каждый блок изучения материала тестированием с использованием заданий КИМ по математике в соответствии со структурой демоверсии
Содержание учебной программы
элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике»
Процентные расчеты на каждый день:
Проценты. Основные задачи на проценты. Процентные расчеты в жизненной ситуации. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию Решение задач по теме
Модуль:
Модуль: общие сведения. Преобразование выражений содержащих модули. Решение уравнений, неравенств содержащих модули. Графики функций содержащих модули. Модули в заданиях ЕГЭ.
Итоговое повторение курса математики средней школы :
Рациональные числа и вычисления. Пропорции.. Иррациональные числа. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Вычисления с помощью формул сокращенного умножения.
Линейные уравнения, неравенства. Функция. Квадратные уравнения и неравенства. Теорема Виета. Квадратичная функция. Рациональные уравнения и системы уравнений. Рациональные неравенства и их системы. Текстовые задачи. Иррациональные уравнения и их системы. Иррациональные неравенства.
Прогрессии.
Преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения.
Преобразования показательных и логарифмических выражений Свойства показательной и логарифмической функций Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Показательные неравенства Логарифмические неравенства Системы показательных и логарифмических неравенств.
Свойства функций и их графики. Диаграммы.
Производная . Применение производной
Планиметрия .Углы . треугольники . Четырехугольники .Окружность и круг.
Стереометрия . прямые и плоскости. Многогранники. Тела вращения.
Требования к уровню
подготовки обучающихся
элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике»
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Процентные расчеты на каждый день:
- понимать содержательный смысл термина «процент»как специального выражения доли величины
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью
-знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложения процентов
-производить прикидку и оценку результатов вычисления
-при вычислениях сочетать устные и письменные приемы , применять калькулятор
Модуль:
-точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задач
- решать уравнения и неравенства, содержащие модуль
-преобразовывать выражения, содержащие модуль
- строить графики элементарных функций, содержащие модуль
Итоговое повторение курса математики средней школы :
Знать:
- понятие видов чисел ,определение пропорции и процента, формулы сокращенного умножения; : определения и свойства линейных, квадратичных функций , уравнений и неравенств; способы решения рациональных и иррациональных уравнений , неравенств и их систем; способы решения уравнений и неравенств с модулем; определение арифметической и геометрической прогрессии; основные тригонометрические формулы; свойства показательной и логарифмической функций; : основные способы решения систем показательных и логарифмических неравенств; основные функции и их графики; определение и свойства производной; основные виды и свойства треугольников , четырехугольников и их элементов; : основные виды и свойства , формулы тел вращения и их элементов; структуру и содержание демоверсии ЕГЭ математика-2013г
Уметь:
- применять основные свойства пропорции и решать две основные задачи на проценты; решать квад уравнения по формулам и по теореме Виета, строить и исследовать квад функции; применять способы решения рациональных и иррациональных , показательных, логарифмических ,неравенств и их систем; стоить и исследовать графики основных функций; применять производную к исследованию функций; применять основные правила и свойства треугольника и четырехугольников к решению задач; применять основные правила и свойства, формулы многогранников и тел вращения к решению задач; заполнять бланки ответов ЕГЭ
График
практической части рабочей программы
элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по математике»
№ | Вид практической части | Дата проведения |
1 | Самостоятельная работа по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях.» | |
2 | Самостоятельная работа по теме «Проценты» | |
3 | Самостоятельная работа по теме «Модуль» | |
4 | Итоговое тестирование по теме «Проценты. Модуль.» | |
5 | Самостоятельная работа по теме « Линейные уравнения, неравенства. Функции.» | |
6 | Самостоятельная работа по теме «Рациональные неравенства» | |
7 | Самостоятельная работа по теме «Иррациональные неравенства» | |
8 | Самостоятельная работа по теме «Тригонометрические функции» | |
9 | Самостоятельная работа по теме «Преобразования показательных и логарифмических выражений» | |
10 | Самостоятельная работа по теме « Логарифмические неравенства» | |
11 | Самостоятельная работа по теме «Четырехугольники. Окружность и круг» | |
12 | Самостоятельная работа по теме «Тела вращения» | |
13 | Тестирование по системе ЕГЭ | |
Календарно- тематическое планирование
по элективному курсу « Подготовка к ЕГЭ по математике» в 11классе
№ | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата урока |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | | | По плану | фактически |
Процентные расчеты на каждый день(8ч) |
1 | Проценты. Основные задачи на проценты. | УЗИМ | Понимать содержание термина «процент» Уметь решать 3 вида основных задач на проценты | | Тесты из КИМов | | |
2 | УКЗ | тест | Тесты из КИМов | | |
3 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | УЗИМ | Знать широту применения процентных вычислений в жизни Уметь применять формулу сложения процентов | | Тесты из КИМов | | |
4 | УКЗ | СР | Тесты из КИМов | | |
5 | Задачи на сплавы, смеси. Растворы | УЗИМ | Знать понятие «концентрация вещества» Уметь работать с законом сохранения массы | | Тесты из КИМов | | |
6 | УКЗ | ТЕСТ | Тесты из КИМов | | |
7 | Решение задач по теме « Проценты» | КУ | Уметь при вычислениях сочетать устные и письменные приемы рационализирующие вычисления | | Тесты из КИМов | | |
8 | УКЗ | СР КИМы | Тесты из КИМов | | |
| Модуль(8ч) |
9 | Модуль: общие сведения. Преобразование выражений содержащих модуль | УЗИМ | Уметь преобразовывать выражения содержащие модуль | СР | Тесты из КИМов | | |
10 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | УЗИМ | Уметь решать уравнения и неравенства содержащие модуль | | Тесты из КИМов | | |
11 | КУ | | Тесты из КИМов | | |
12 | УКЗ | ТЕСТ | Тесты из КИМов | | |
13 | Графики функций содержащих модуль. | УЗИМ | Строить графики элементарных функций , содержащих модули | | Тесты из КИМов | | |
14 | УКЗ | Практ работа | Тесты из КИМов | | |
15 | Проверочная работа | УКЗ | Уметь использовать модули в решении примеров и задач | СР | Тесты из КИМов | | |
16 | Модуль в заданиях ЕГЭ | УКЗ | Уметь использовать модули в решении примеров и задач в КИМах | КИМы | Тесты из КИМов | | |
Итоговое повторение курса математики средней школы ( 19 ч) |
17 | Рациональные числа и вычисления. Пропорции. Проценты. Иррациональные числа. | КУ | Знать : понятие видов чисел ,определение пропорции и процента Уметь: применять основные свойства пропорции и решать две основные задачи на проценты | ФО | Тесты по изучаемой теме | | |
18 | Тождественные преобразования алгебраических выражений. Вычисления с помощью формул сокращенного умножения. | КУ | Знать: формулы сокращенного умножения. Уметь: применять их к решению примеров и задач | Проверка ДЗ | Тесты по изучаемой теме | | |
19 | Квадратные уравнения и неравенства. Теорема Виета. Квадратичная функция. Рациональные уравнения и системы уравнений. | КУ | Знать: определения и свойства квадратичных функций , уравнений и неравенств.способы решения рациональных уравнений и их систем Уметь: решать квад уравнения по формулам и по теореме Виета, строить и исследовать квад функции, способы решения рациональных уравнений и их систем | УО | Тесты по изучаемой теме | | |
20 | Рациональные неравенства и их системы. | КУ | Знать: способы решения рациональных неравенств и их систем Уметь применять : способы решения рациональных неравенств и их систем | тест | Тесты по изучаемой теме | | |
21 | Текстовые задачи. | КУ | Знать: виды текстовых задач Уметь: их решать | ФО | Тесты по изучаемой теме | | |
22 | Иррациональные уравнения и их системы. Иррациональные неравенства. | КУ | Знать: способы решения иррациональных уравнений и их систем Уметь применять : способы решения иррациональных уравнений и их систем | МД | Тесты по изучаемой теме | | |
23 | Прогрессии. | КУ | Знать: определение арифметической и геометрической прогрессии Уметь: находить сумму первых членов арифметической и геометрической прогрессии | Взаимопроверка | Тесты по изучаемой теме | | |
24 | Тригонометрические уравнения. | КУ | Знать: основные формулы решения тригонометрических уравнений Уметь: решать уравнения по формулам | УО | Тесты по изучаемой теме | | |
25 | Преобразования показательных и логарифмических выражений. | КУ | Знать: основные формулы логарифмов Уметь: преобразовывать выражения | тест | Тесты по изучаемой теме | | |
26 | Показательные уравненияЛогарифмические уравнения.. | КУ | Знать: основные формулы решения показательных и логарифмическихуравнений Уметь: решать уравнения по формулам | ФО | Тесты по изучаемой теме | | |
27 | Системы показательных и логарифмических неравенств | КУ | Знать: основные способы решения систем показательных и логарифмических неравенств Уметь: решать системы неравенств | ФО | Тесты по изучаемой теме | | |
28 | Свойства функций и их графики. Диаграммы. | КУ | Знать: основные функции и их графики Уметь: строить и исследовать функции. | ср | Тесты по изучаемой теме | | |
29 | Производная . Применение производной | КУ | Знать: определение и свойства производной Уметь: применять производную к исследованию функций | Инд карточки | Тесты по изучаемой теме | | |
30 | Планиметрия .Углы . треугольники . | КУ | Знать: основные виды и свойства треугольников и их элементов Уметь: применять их к решению задач | УО | Тесты по изучаемой теме | | |
31 | Четырехугольники .окружность и круг. | КУ | Знать: основные виды и свойства , формулы четырехугольников и их элементов Уметь: применять их к решению задач | тест | Тесты по изучаемой теме | | |
32 | Стереометрия . прямые и плоскости. | КУ | Знать: основные виды и свойства , формулы прямых и плоскостей и их элементов Уметь: применять их к решению задач | ФО | Тесты по изучаемой теме | | |
33 | Многогранники. | КУ | Знать: основные виды и свойства , формулы многогранников и их элементов Уметь: применять их к решению задач | МД | Тесты по изучаемой теме | | |
34 | Тела вращения. | КУ | Знать: основные виды и свойства , формулы тел вращения и их элементов Уметь: применять их к решению задач | ср | Тесты по изучаемой теме | | |
35 | Решение демоверсии ЕГЭ математика-2014г | УКЗ | Знать: структуру и содержание демоверсии ЕГЭ математика-2013г Уметь: решать основные задачи | Тест | Тесты по изучаемой теме | | |
Приняты сокращения в планировании: _ПР-практическая работа КР- контрольная работа
-УОНМ-урок ознакомления с новым материалом
-УЗИМ-урок закрепления изученного материала -ФО- фронтальный опрос--УОСЗ-урок обобщения и систематизации знаний
-МД- математический диктант-КЗУ- контроль знаний и умений
-СР- самостоятельная работаУПЗУ- урок применения знаний и умений-КУ- комбинированный урок
Информационно-методическое обеспечение
Элективных курс «Подготовка к ЕГЭ по математике»
Атанасян Л. С . Геометрия, 10-11:учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение , 2009г.
- Атанасян Л. С . Геометрия : рабочая тетрадь для 10-11кл для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение , 2009г
- Атанасян Л. С . Изучение геометрии 10-11кл : методические рекомендации для учителя-М.: Просвещение , 2008
- Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 11кл- М.: Просвещение , 2005г
-Журнал «Математика в школе» №23 2004г; №25-26 27,28 2004г;№7 1998г
Колмогоров А.Н . Алгебре и начала математического анализа , 10-11:учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение , 2009г.
- Колмогоров А.Н . Алгебре и начала математического анализа , 10-11: методические рекомендации для учителя-М.: Просвещение , 2008
-В Н Студенецкая Сборник элективных курсов Волгоград «Учитель» 2008г
-ДорофеевГ В пособие по математике для поступающих в ВУЗыМ.: Наука , 2008
Диски:
-Экспресс- подготовка к экзамену Математика 9-11кл
-Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 10 -11 классы
-КИМ. Кирилл и Мефодий. Репетитор по математике(2005 г и д р)
-электронный учебник – справочник. Аагебра 7-11 кл.
- Электронное приложение к учебникуКолмогоров А.Н . Алгебре и начала математического анализа , 10-11:учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение , 2009г.
- Все задачи школьной математики. Алгебра 10-11 кл.
-Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10 -11 классы
Материалы из Интернета