Просмотр содержимого документа
«Прототипы заданий 14. Подготовка к ЕГЭ. »
Республиканский методический фестиваль «Уроки математики и информатики
в современной школе».
Методическая разработка.
Подготовка к ЕГЭ. Прототипы заданий В 14.
Владимирова Вера Васильевна.
Учитель математики МБОУ «Новобуяновская СОШ»,
Янтиковский район, Чувашская Республика.
2013 год.
Пояснительная записка.
ЕГЭ по математике направлен на контроль сформированности у выпускников математических компетенций, предусмотренных требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике. Он является одним из двух обязательных экзаменов, который сдают все выпускники общеобразовательных учреждений, и экзаменом, в массовом порядке, востребованном для поступления в вуз (в частности, на все технические специальности). Тема «Исследование функции на наибольшее, наименьшее значение, минимумы и максимумы (позиция открытого банка задач ЕГЭ В14) соответствует учебной программе для выпускников 11 класса.
Цель: помочь выпускникам при подготовке к ЕГЭ.
Задача: проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.
Актуальность: Как показал анализ результатов ЕГЭ по математике , наибольшую трудность среди заданий части «В» вызвали задания В14 (решили 38% учащихся).
Уровень апробации: школьный, районный.
Основная часть:
При исследовании функции на наибольшее, наименьшее значение, минимумы и максимумы (позиция открытого банка задач ЕГЭ В14) обучающиеся часто придерживаются определенного алгоритма, который мы рассматриваем на уроках.
Алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции на промежутке:
Найти производную функции.
Приравнять производную к нулю и решить полученное уравнение.
Найти значение функции на краях числового промежутка и в нулях производной, входящих в данный числовой промежуток.
Выбрать среди полученных значении значение, соответствующее вопросу задачи ( наибольшее или наименьшее)
Алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции без указания числового промежутка:
Найти производную функции.
Приравнять производную к нулю и решить полученное уравнение.
Провести исследование на экстремумы, на области определения функции. Если экстремум один, то именно в нем достигается наибольшее (наименьшее) значение функции.
Найти соответствующее значение функции подстановкой.
Алгоритм нахождения точек экстремума:
Найти производную функции.
Приравнять производную к нулю и решить полученное уравнение.
На числовой прямой отметить нули производной и точки, в которых производная не определена.
Соотнести поведение производной с поведением функции и ответить на вопрос.
Примеры решения из открытого банка задач ЕГЭ В14.
Пример 1. Найдите наименьшее значение функции на отрезке .
Решение:
Найдем производную заданной функции:
Найдем нули производной на заданном отрезке:
Наименьшим значением заданной функции на отрезке будет .
Ответ: −1.
Пример 2. Найдите наибольшее значение функции на отрезке
Решение:
Найдем производную заданной функции:
Найдем нули производной на заданном отрезке:
Определим знаки производной функции на заданном отрезке и изобразим на рисунке поведение функции:
В точке заданная функция имеет максимум, являющийся ее наибольшим значением на заданном отрезке. Найдем это наибольшее значение:
.
Ответ: 51.
Пример3 : Найдите наименьшее значение функции . Решение:
Квадратный трехчлен с положительным старшим коэффициентом достигает наименьшего значения в точке , в нашем случае — в точке 3. Функция в этой точке определена и принимает значение . Поскольку логарифмическая функция с основанием, большим 1, возрастает, найденное значение является искомым наименьшим значением заданной функции.
Ответ: 2.
Пример 4. Найдите наибольшее значение функции . Решение:
Поскольку функция возрастающая, заданная функция достигает наибольшего значения в той же точке, в которой достигает наибольшего значения выражение . Квадратный трехчлен с отрицательным старшим коэффициентом достигает наибольшего значения в точке , в нашем случае — в точке −3. Значение функции в этой точке равно
Ответ: 9.
Пример5: Найдите точку минимума функции .
Решение:
Найдем производную заданной функции:
Найдем нули производной:
Определим знаки производной функции и изобразим на рисунке поведение функции:
Искомая точка минимума .
Ответ: -2,5.
Пример6 . Найдите точку максимума функции . Решение:
Найдем производную заданной функции:
.
В точке 3 производная меняет знак с плюса на минус, поэтому эта точка является точкой максимума.
Ответ: 3.
Задания для самостоятельного решения с ответами:
1.Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
Ответ: 1.
2. Найдите наименьшее значение функции на отрезке .
Ответ: -24.
3. Найдите точку максимума функции . Ответ: 6.
4. Найдите точку минимума функции . Ответ: -1
5.Найдите точку максимума функции . Ответ: -4.
Список использованной литературы:
А.Н.Колмогоров. « Алгебра и начала анализа. 10-11 класс»