Проект урока по предмету математики, с использованием деловой (имитационной) игры, 4 класс
Проект урока по предмету математики, с использованием деловой (имитационной) игры, 4 класс
Предлагаю проект урока по математике в четвертом классе. Урок по теме «Действия с многозначными числами». Данный урок рекомендую поводить с использованием игровых методов. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Проект урока разработан поэтапно.
Этап подготовки: изучение источников, разработка сценария, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.
Этап проведения: мозговой штурм, работа с источниками информации, работа в группах, выступление групп, защита результатов.
Этап анализа и обобщения: вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект урока по предмету математики, с использованием деловой (имитационной) игры, 4 класс»
Выполнила:
Карабаева Людмила Алексеевна
учитель математики
МБОУ «Гимназия №1» г.Ханты - Мансийск
Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.
Использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся. Прежде всего, это игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной. Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность. К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности. Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.
Используемые технологии, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии. Систематически и качественно использую мультимедийное оборудование, чаще всего, для презентации учебного материала. Работа с мультимедийными пособиями осуществляю на разных этапах урока: а)как способ создания проблемной ситуации, б)как способ объяснения нового материала, в)как форма закрепления изученного, г)как форма проверки домашнего задания, д)как способ проверки знаний в процессе урока.
Систематически использую презентации учебного материала на уроках математики. Исходя из того, что презентации являются лишь частью урока, одним из его этапов, всегда четко формулирую цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбираю, структурирую и оформляю материал, регламентирую время показа презентации, продумываю варианты работы с ней на уроке: вопросы и задания. Объем теоретических знаний по вопросам применения различных технологий обучения в начальных классах, профессиональный опыт позволяют мне обоснованно и качественно отбирать технологии и методики в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями обучающихся, позволяют варьировать использование технологий и методик и их различных сочетаний для достижения учащимися оптимальных образовательных результатов. (Приложение)
Уверена в том, что использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе системно и эффективно использовать современные педагогические технологии.
В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. Игровые технологии занимают важное место в уроке, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) преодоление пассивности учеников.
Процесс игры – это пространство самореализации. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.Игра используется для решения комплексных задач закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся закрепить учебный материал с различных позиций.
В образовательном процессе использую занимательные, деловые, ролевые игры для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Игра вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество
В учебном процессе применяю различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловые игры.
Этап
подготовки
Разработка игры
разработка сценария - план деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения
Ввод в игру
постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультации
Этап
проведения
Групповая работа над заданием
работа с источниками - тренинг - мозговой штурм
Межгрупповая дискуссия
выступления групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов
Этап анализа и обобщения
вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации
Предлагаю проект урока по математике в четвертом классе. Урок по теме «Действия с многозначными числами». Данный урок рекомендую поводить с использованием игровых методов. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Проект урока разработан поэтапно.
Этап подготовки: изучение источников, разработка сценария, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.
Этап проведения: мозговой штурм, работа с источниками информации, работа в группах, выступление групп, защита результатов.
Этап анализа и обобщения: вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения.
Проект урока по предмету математики, с использованием деловой (имитационной) игры, 4 класс
по теме «Действия с многозначными числами» с применением образовательной технологии: деловая игра.
Деловая игра - имитационный игровой метод активного коллективного обучения.
Цели использования:1.Формироване познавательных и профессиональных мотивов и интересов; 2.Воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества , но и себя ,своего места в мире; 3.Передача целостного представления о профессиональной деятельности и её фрагментах с учётом эмоционально – личностного восприятия;
4.Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
5.Воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.
Цели урока: отработка навыков решения примеров и задач изученных видов. Применение компьютера при решении задач. Формирование УУД на уроке: Познавательные: закрепление приемов сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел, выявление правил работы с таблицами, отработка навыков устного счета и решения задач. Познакомить обучающихся с системой работы фирм. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формировать навыки совместной работы, формировать у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения. Личностные: осознавать необходимость самосовершенствования; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
Оборудование: папки с заданиями по количеству учащихся, аксессуары в виде галстуков, ИКТ, урок проходит в кабинете информатики оборудованном необходимым количеством компьютеров, наборы смайликов для рефлексии.
Ход урока: 1.Организационный момент (ввод в игру)
Сегодня у нас урок необычный. Нам предстоит поработать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого и шаг за шагом, будем продвигаться к будущему. Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.
Сегодня на уроке открыты фирмы по производству, реализации и сбыту зерна и хлебопродуктов.
Колосок
Достаток
Горячий хлеб
Исток
Зерно
Их президентами являются (Ивасюк Анастасия, Пешков Андрей, Банух Карина, Попков Захар, Чернышев Филипп)
Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором головного предприятия.
Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени (задания в файлах напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.
Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм - это очень важно. За правильный ответ вручаются баллы в соответствии со сложностью вопроса. Ответы учащиеся записывают на переносных досках. Задания для устного счета, отображаются на доске из презентации урока.
2) Этап проведения : -Какими качествами должен обладать сотрудник фирмы?
-А ещё быть внимательным.
-Хочу отметить, что мы команды фирм, поэтому не каждый за себя. Мы работаем все вместе и помогаем друг другу.
-Итак, кто больше заработает на счет своей фирмы.
1. К посеву хлебных культур сначала приступило 130 рабочих и 110 работниц фирм. Их разделили на 10 одинаковых бригад. Сколько человек в каждой бригаде? (24 человека) (200 баллов)
2.Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю? (29 лет) (100 баллов)
3.Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе. (12*7=84 дня) (200 баллов)
4.Из 1 центнера вычесть 30 кг. (70 кг) (100 баллов)
5.Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина – 20 метров. Чему равна площадь этого участка? (S= 200*20= 4000 квадратных метра.) (200 баллов)
- А теперь приступим к работе по деловым бумагам. Вам нужно решить задачу. В решении вам поможет алгоритм (алгоритм-карточка стоит на столе)
1. Прочитай. 2. Что известно. 3. Что нужно узнать. 4. Можем ли мы? Почему?
5. Какие главные слова… 6. Реши…
Задача (в раздаточной карте)
На первом поле посеяли 1 фирма 400 га пшеницы (1900)
2 фирма 200 га пшеницы (950)
3 фирма 300 га пшеницы (1425)
4 фирма 100 га пшеницы (475)
5 фирма 240 га пшеницы (1140),
А на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посели в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях? (500 баллов)
-Теперь президенты каждой фирмы скажут, сколько баллов им начислили. (Выходят президенты фирмы и вывешивает на магнитную доску цифру соответствующую количеству баллов)
Следующее задание нам пришло по электронной почте.
Найдите на рабочем столе слово касса и двойным щелком мыши нажмите на него.
- Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найдите и исправьте ее
349 736 4 217 50106
* 5 4 174 * 9 19038
17 55 33 1853 31968
32
16
16
0
Теперь проверим, правильно ли вы посчитали.
(Открываю правильные ответы закрытые монетами)
(проверка каждой фирмы) (каждой по 100 баллов)
-А сейчас производственная гимнастика.(слайд) Молодцы. Тихо садитесь. Нам надо продолжать работу.
- Программированный опрос.
Ответьте на вопросы программированного опроса самостоятельно. Если утверждение истинно, вы в карточке ставите плюс в соответствующей колонке, если ложно- минус.
(президенты раздайте карточки)
(карточка ученика)
1
2
3
4
5
6
7
8
(презентация)
2км=200м
120*4= 840
4+5 –числовое выражение
150+х=2600
Х=2600-150
Х=1111
300*10= 3000
5 кг400г-4кг 100г= 1 кг 200г (каждый верный ответ 10 баллов)
Фирмы обмениваются листочками, взаимопроверка, подсчет баллов.
- Следующее задание по деловым бумагам. Прочитайте задачу и установите, какая схема к ней подходит (работники каждой фирмы читают, на столе выбирают схему, которая подходит к задаче).
Задача. На элеватор привезли 12 машин пшеницы по 45 ц на каждой, а ячменя в 5 раз меньше. На сколько центнеров больше привезли пшеницы, чем ячменя?
1 схема Пшеницы – 12 м по 45 ц
Ячменя - ? в 5 раз больше
2 схема Пшеницы – 12 м по 45 ц
Ячменя -? в 5 раз меньше
(наклеить краткую запись в деловой лист) (100 баллов)
-Уважаемые работники фирм! Ваша фирма участвует в благотворительной акции. Необходимо выполнить задание. Заработанные вами баллы пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какой балл он может внести.
1.(150*4):10+80 (140)
2.630:70+ 70:70 (10)
3.(727+73):80+15 (25)
И последнее задание, оно у вас на листочках в пакете с деловыми бумагами.
Прибыль фирм.
-Кто может ответить, в каком месяце прибыль фирмы была самой большой?
-А в каком месяце самой маленькой?
-В какие месяцы прибыли не было вообще? (декабрь, август, ноябрь)
-В какое время года прибыль была всегда? (весной)
-Теперь президенты каждой из фирм озвучивают общую сумму баллов. Поздравление победителей и награждение.
3.Итог урока (анализ, рефлексия, вывод из игры.)
Спасибо.Давайте попробуем оценить нашу работу самостоятельно. Я прошу выбрать смайлик который соответствует вашему настроению и по очереди выйти и прикрепить его к магнитной доске.
-Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале нашей игры?
-Сейчас мы узнаем удалось ли нам её достичь.
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных. В сводной ведомости выставьте контрольные баллы.
- Вам понравился наш урок математики?
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
- А кто скажет, зачем нам математика в обычной жизни?
- Что нового вы узнали на уроке?
Приложение:
Деловой пакет с заданиями
1. Задача 1
На первом поле посеяли 400 га пшеницы, а на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посели в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях?
Задание 2
Исправь ошибку:
349 736 4 217 50106
* 5 4 174 * 9 19038
17 55 33 1853 31968
32
16
16
0
Задание 3.
Прочитайте задачу и установите, какая схема к ней подойдет.
На элеватор привезли 12 машин пшеницы по 45 ц на каждой, а ячменя в 5 раз меньше. На сколько центнеров больше привезли пшеницы, чем ячменя?
1 схема Пшеницы – 12 м по 45 ц
Ячменя - ? , в 5 раз больше
2 схема Пшеницы – 12м по 45 ц
Ячменя -? в 5 раз меньше
Задание 4.
1)В каком месяце у фирмы самая большая прибыль? (30баллов)
2) В каком месяце самая маленькая прибыль?(30 баллов)
3)В каком месяце прибыли не было вообще? (50 баллов)
4)В какое время года прибыль была всегда. (50 баллов)