: Предметная и символическая модель распределительного свойства умножения. Правило умножения суммы на число.
: Предметная и символическая модель распределительного свойства умножения. Правило умножения суммы на число.
Может быть, любой чувствует неповоротливость именно в тот момент, когда необходимо сказать родителям, другу или супругу, о том, какой он примечательный человек. В это время на ум приходят лишь шаблоны из фильмов и низкого качества книг, в то время как слова кажутся либо чрезмерно высокопарными, либо, напротив, приглушенными, «казенными», а то и вовсе теряются. В настоящее время изготовители открыток большие деньги зарабатывают именно потому, что вручить красивую открытку с трогательной надписью современному человеку легче, нежели самому придумать, что сказать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
уметь выявлять основные признаки понятий и оперировать ими;
уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия.
Оборудование и ресурсы: компьютер, телевизор, презентация, карточки для устного счета.
Ход урока
I.Организация класса. Cамоопределение к деятельности.
Вы пришли сюда …
Не лениться, а …
Работать как?
Слушать как?
Если хочешь отвечать…
Если спросят…
- учиться
- трудиться
- старательно
- внимательно
- руку не забудь поднять
- надо встать, громко, чётко отвечать
- Прочитайте высказывание известного русского учёного М.В. Ломоносова. (Слайд 1.)
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
- Как вы понимаете эти слова?
- Зачем нужно изучать математику?
- Пожелаем друг другу хорошего рабочего настроения на уроке и отличных результатов.
- Запишите дату, пишите аккуратно, проверяйте по образцу на доске.
II.Актуализация знаний.
Приём «Мозговой штурм» - работа в парах.
- Чтобы узнать ключевое слово темы нашего урока, вы должны поработать в парах: на каждой парте есть бланк для теста – контроля, в который вы должны записать ответы на мои задания:
Задания (слайд 2):
- Чему равно произведение чисел 8 и 7?
- Уменьшите 27 в 9 раз.
- Во сколько раз 6 меньше 30?
- Увеличьте 9 в 4 раза.
- Найди частное чисел 28 и 7
- Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42?
- Какое число надо уменьшить в 3 раза, чтобы получилось 8?
- На сколько20 меньше 80?
Каждая пара записывает числа в бланк: (первая строчка) (Слайд 3.)
56
3
5
36
4
7
24
60
Проверка по эталону (слайд 5):
56
3
5
36
4
7
24
60
в
с
о
т
в
й
с
о
- Если вы расставите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.
Учащиеся располагают числа в порядке возрастания и получают слово «СВОЙСТВО» (Слайд 6.)
- Запишите формулу переместительного свойства. (а • b = b • а)
- Как читается? (От перестановки множителей произведение не меняется.)
- Запишите формулу сочетательного свойства.( (а • b) • с = а • (b • с).)
- Прочитайте его?
(Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель.)
- Для чего нам надо знать свойства умножения?
Чтобы быстро считать.
Выбирать рациональный способ счета.
Решать задачи.
III. Выявление места и причины затруднения.
- Найдите значение выражений и объясните способ решения? (Слайд 8.)
90 х 6
6 х 90
(6 х 2) х 5
(8+6) х 5 (Затруднение)
- Какой из этих примеров вызвал затруднение?
- Кто знает как его решить?
- Как вы действовали? (Распределяли слагаемые)
IV. Фиксация затруднения и постановка учебной задачи.
- Какое новое «отношение» вы сделали? - Кто может сформулировать тему урока?
- Какую учебную задачу поставим перед собой?
(Познакомиться с новым свойством умножения.)
V. Открытие новых знаний.
Выполнение задания 24 в учебнике, с.11. (Фронтально.)
- Что изображено на рисунке? (Слайд 9.) (Прямоугольник.)
- Из скольких частей он состоит?
- Надо найти площадь прямоугольника АКМЕ.
- Как можно это сделать?
6х4+3х4=36 ( см2)
- Как ещё можно найти площадь фигуры?
- Какая величина у фигуры общая?
- Зная это, что можно найти? (общую длину)
- Как найти площадь всей фигуры?
(6+3)х4=36 ( см2)
- Откройте учебник на с.11. Сравним свои ответы с ответами Маши и Миши.
- Так сколько способов решения этой задачи существует? (Два.)
- Какие? Назовите их.
1-ый способ: умножение суммы на число.
2-ой способ: умножение каждого слагаемого суммы на число.
- Сравните два выражения:
(6+3)х4 6х4+3х4
Дети сравнивают выражения и приходят к выводу, что они равны.
Значит: (6+3)х4=6х4+3х4 (Слайд 10.)
- Заменим числа буквами (переменными)
(а + в ) х с = а х с + в х с
- Что получили?
- Получили способ умножения суммы на число?
- Сделаем вывод.
Вывод: чтобы умножить сумму на число, нужно каждое слагаемое суммы умножить на число, а результаты сложить. (Слайд 11.)
- Давайте сверим с правилом в учебнике на стр.12.
- Это распределительное свойство умножения.
Физминутка. (Слайд 12.)
Солнце глянуло в окошко Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться, разогнуться
И на месте поскакать. На носок потом на пятку,
На носок потом на пятку, Все мы делаем зарядку.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Выпишите пары выражений, которые имеют одинаковые значения(не выполняя вычислений). Первые два выражения (слева) проверяются фронтально и записываются на доске:
(6 + 3) х 9 = 6 х 9 + 3 х 9
(7 + 2) х 6 = 7 х 6 + 2 х 6
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Следующие четыре выражения (левый столбец) учащиеся записывают в тетради и самостоятельно подбирают к ним выражения из правого столбца.
-Прочитайте выражения в каждой паре. Какое свойство вы применяли при выполнении этого задания?
- Распределительное свойство умножения.
VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Самостоятельное решение задачи 28.
Рисунок, данный в учебнике, вынесен на слайд.
Сначала проводится коллективный анализ задачи. (Слайды 13 и 14.)
На самостоятельную запись решения задачи можно отвести 3–5 минут (учебники закрыты!).
Учащимся, которые справились с решением задачи, учитель предлагает (индивидуально) подумать над вторым способом её решения.
Через 5 минут открываются учебники, и дети сравнивают свои записи с решениями задачи Мишей и Машей.
VIII. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Как можно умножить сумму на число?
- Для чего нужно знать свойства умножения?
IХ. Домашнее задание
Правило на с. 12, задание №29 на с.13. (Слайд 15.)
X. Рефлексия.
Приём оценивания «Светофор» (Слайд 16.)
- Оцените свою работу на уроке, «зажгите» цветные огоньки.