Просмотр содержимого документа
«Повторение ": «Цилинд».»
Конспект урока по геометрии для учащихся 11 класса средних общеобразовательных учреждений.
Тема урока: «Цилинд».
Цель урока:
-образовательная- повторить изученный материал, рассмотреть задачи на применение изученного материала.
Задачи:
повторить все о цилиндре;
изучить задачи на применения данных темы.
-развивающая – развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, самостоятельности;
-воспитательная – воспитание дисциплины, аккуратности, чувства ответственности, уверенности в себе.
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный, дедуктивно-исследовательский.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Оборудование: доска, линейка, циркуль, макет цилиндра, карточки с заданиями.
Литература:
Геометрия, 10-11: Учебник для общеобразоват. учреждений / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.
Саранцев Г. И. «Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. педвузов и университетов» М.: Просвещение, 2002 – 224 с.
План урока.
1) Организационный момент (2 мин.);
2) Актуализация знаний (17 мин.);
3) Закрепление изученного материала (23 мин.);
4) Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин.).
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие учителем учащихся, проверка готовности класса к уроку и проверка отсутствующих.
Актуализация знаний.
Учитель: Тема нашего урока «Цилиндр» Запишите в тетрадях: число, классная работа, тема урока.
Запись на доске и в тетрадях: Число.
Классная работа.
Цилиндр
Учитель: На прошлых уроках мы проходили формулы нахождения площади поверхностей и цилиндра и самого цилиндра, изучили, что такое цилиндр и все его составляющие, так же мы знаем сечения цилиндра. На сегодняшнем уроке мы закрепим , изученный материал, но перед тем, как преступим к решению задач, вспомним прошлый материал.
Для начала проверим теоретическую часть. На ваших столах карточки с заданиями, заполните их.(карточки с заданиями см.Приложение1)
Учитель:А теперь перейдем к фронтальному опросу. Какая фигура называется цилиндром?
Ученик: Цилиндр – это геометрическое тело, состоящее из двух равных кругов, расположенных в параллельных плоскостях и множества отрезков, соединяющих соответственные точки этих кругов.
Учитель: Почему цилиндр называют телом вращения?
Ученик: Цилиндр можно получить вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Учитель:Назовите элементы цилиндра
Ученик: Основания цилиндра – равные круги, расположенные в параллельных плоскостях
Высота цилиндра - это расстояние между плоскостями его оснований.
Радиус цилиндра – это радиус его основания.
Ось цилиндра – это прямая, проходящая через центры основания цилиндра (ось цилиндра является осью вращения цилиндра).
Образующая цилиндра - это отрезок соединяющий точку окружности верхнего основания с соответственной точкой окружности нижнего основания. Все образующие параллельны оси вращения и имеют одинаковую длину, равную высоте цилиндра.
Образующая цилиндра при вращении вокруг оси образует боковую (цилиндрическую) поверхность цилиндра.
Учитель: Как найти площадь боковой поверхности цилиндра?
Ученик:Sб = H · C = 2πRH
Учитель:Как найти площадь полной поверхности цилиндра?
Ученик: Sп = Sб + 2S = 2πR(R + H).
Учитель: Назовите основные виды сечений цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае?
Ученик: Осевое сечение цилиндра – сечение цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра (осевое сечение цилиндра является плоскостью симметрии цилиндра). Все осевые сечения цилиндра – равные прямоугольники
Сечение плоскостью, параллельной оси цилиндра. В сечении – прямоугольники.
Сечение плоскостью перпендикулярной оси цилиндра. В сечении круги, равные основанию.
Закрепление изученного материала
Учитель:А теперь мы с вами решим несколько задач.
Найдите площадь поверхности (внешней и внутренней) шляпы, размеры которой (в см) указаны на рисунке. Решаем вместе
Что вы видите на рисунке?
Ученик: Цилиндр с радиусом 10.
Учитель: Чему тогда равен диаметр основания цилиндра?
Ученик: Двум радиусам, т.е 2*10=20.
Учитель: А как найдем площадь основания и сколько получится?
Ученик: Площадь круга равно Sкр=*R2=100 см2
Учитель: Что мы еще видим?
Ученик: Круг на котором стоит цилиндр.
Учитель: Как вы думаете чему равен диаметр этого круга?
Ученик: Диаметр этого круга равен 10+20+10=40 см.
Учитель: А чему равен радиус?
Ученик: Радиус равен 40/2=20 см
Учитель: Найдите площадь большого круга?
Ученик: Площадь большого круга равно Sкр=*R2=400 см2
Учитель: Следующая задача из учебника и решаем у доски
№527 стр. 133(у доски).
Решение
а) АВ и O1O — скрещивающиеся прямые. а) 1. Построим плоскость, содержащую АВ так, чтобы плоскость была параллельна О1О. АА1ВВ1 — прямоугольник.
Построим:
б)
№530 стр. 133(у доски) Высота цилиндра равна 12 см, а радиус основания 10 см. цилиндр пересечен плоскостью, параллельной его оси, так, что в сечении получился квадрат. Найдите расстояние от оси цилиндра до секущей плоскости.
Решение
Пусть H=12 см, R=10 см, АА1В1В — квадрат
5)Подведение итогов урока и домашнее задание.
Учитель:Сегодня на уроке мы повторили и закрепили изученный материал цилинд.
Запишите задание на дом повторить стр.130-132, гл. 1, п.59-60, №531, № 537.
.
Запись на доске и в тетрадях:
Д/з: повторить стр.130-132, гл. 1, п.59-60, №531, № 537.
Учитель: Если есть ко мне какие-то вопросы, задавайте.