«Построение квадрата.
Проект «Оригами».
Конспект открытого урока.
Учитель начальных классов
Бутаева Л. Ю.
2013 год
Цели урока:
уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки квадрата, формировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств, изображению и вычислению их периметра, развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление;
обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Оборудование: мультимедиа, экран, компьютер, конверты с фигурами, карточки для индивидуальной работы.
Планируемые результаты
Предметные:
• Измерять и чертить геометрические фигуры
• Строить квадрат по заданному размеру.
Личностные:
• Проявлять:
— интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;
— позитивное отношение к решению возникшей проблемы;
— понимание собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные:
Познавательные умения:
— различать понятия «прямоугольник», «квадрат» и обосновывать своё мнение;
— определять периметр квадрата и обосновывать своё мнение;
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание, используя новые математические термины;
— выполнять задания в рамках учебного диалога;
— представлять результат своей деятельности.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
— проверять результат выполненного задания и вносить корректировку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Рассмотрите, пожалуйста, картинку и назовите все фигуры, которые видите. (слайд № 1).
- Начертите любую из фигур, подпишите ее.
- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Устный счет.
-Чтобы уточнить тему урока, давайте проведем устный счет с секретом (слайд № 2)
23+25 66-50 30+24 78+21 90-19 34+34 60-11
Дети записывают ответы в тетрадь. Затем им раздаются карточки с точками и числами.
.6 .5 .49 .8 .16 .98 .45 .27 .68 .54 . 12 .0 .56 .19 .71 .17 .99 .1 .11 |
- Как вы думаете, зачем нам понадобились эти карточки? (предположения детей).
- Правильно, мы проверим себя, соединим числа-ответы последовательно.
Проверка, в результате которой у детей на карточке получается квадрат.
Сверка с эталоном (слайды № 3-5)
- Поднимите руки те, у кого получился квадрат. Молодцы!
- Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
3. Работа по теме урока.
Постановка учебной задачи.
- Рассмотрите фигуры (слайд № 6). Что у них общего? (Все фигуры имеют углы). Чем они различаются? Как назвать все эти фигуры одним словом? (Многоугольники). Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя? (треугольник) Почему? Что общего у оставшихся фигур? (4 угла, 4 стороны, четырехугольники)
Открытие детьми нового знания.
- Найдите среди этих фигур квадрат (№2). Перечислите его свойства.
(четырехугольник, прямые углы, равные стороны).
- Сформулируйте правило, что такое квадрат (Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны). (Слайд № 7-8)
Работа с моделями.
- У вас на партах две фигуры. Как определить, какая из них является квадратом? (предположения детей: измерить или сложить и сравнить стороны)
Дети складывают (по диагонали, горизонтали и вертикали) или измеряют стороны и углы фигуры и определяют, какая из них является квадратом.
Работа в тетради.
- Постройте пожалуйста, в своей тетради квадрат. Сколько я должна назвать мерок для его построения? (одну) Итак, сторона нашего квадрата будет равна 4 см. (Дети чертят квадрат в тетради).
- Вспомните, пожалуйста, что такое периметр. Найдите периметр этого квадрата.
Р= 4+4+4+4=16 (см)
- А теперь выполним задание на внимание. Разделите наш квадрат двумя линиями, по горизонтали и по вертикали (слайд № 9).
- Сосчитайте, сколько квадратов и сколько всего четырехугольников. Запишите, проверьте. (5 квадратов, 9 четырехугольников). Поставьте себе на полях смайлик те, кто правильно сосчитал фигуры.
- Следующее задание на смекалку. Соедините фигуры правильно (слайд № 10), запишите получившиеся комбинации. (А3, В5, С1, D2, Е4). Проверьте и оцените себя.
- Какие фигуры получились? (прямоугольники)
Закрепление.
- А теперь небольшой тест (слайд № 11). Проверка (слайд № 12)
Физминутка.
Решение задачи.
В аквариуме плавало 17 больших рыбок, а маленьких на 5 больше.
- Какой вопрос можно поставить к задаче? (Сколько было маленьких рыбок? Сколько всего рыбок?).
- Выполните краткую запись, решите задачу и запишите ответ (У доски работает один ученик)
Выполнение проекта.
- Раз уж мы заговорили о рыбках, то я хочу вам кое-что показать (слайд № 13).
- Кто из вас знает, что это такое? (Оригами)
- Правильно. Оригами – это древнее японское искусство складывания из бумаги. И сегодня мы с вами выполним проект, которые называется «Аквариум». Почти всегда базовой формой для поделок оригами является квадрат. И сегодня мы тоже воспользуемся его свойствами, о которых говорили раньше: прямые углы и равенство сторон.
- А сейчас возьмите в руки квадрат и повторяйте за мной.
Демонстрация складывания рыбки. Помощь по требованию. (слайд № 14)
- Нарисуйте вашим рыбкам глазки и плавнички. И сейчас мы поместим их в наш аквариум. (На боковой доске заранее прикреплен «аквариум», на который дети при помощи двустороннего скотча приклеивают свои фигурки рыбок).
- Понравился вам наш аквариум?
4. Рефлексия.
- А теперь напишите в тетради «Я» и выберите и запишите из предложенных на слайде слов те, которые вам подходят. (слайд № 15)
«Я»
узнал
удивился
задумался
запомнил
научился
засомневался
повторил
не понял
5. Итог урока.
- Что вы запомнили из сегодняшнего урока?
- Что понравилось больше всего?
- Были ли у вас моменты, которые вызвали затруднения?
- Что же такое квадрат?