| 1. | Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, инструктаж по работе с технологической картой.  Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания (приложение 1). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу: "+" - справился без затруднений, "±" - справился , но возникали сложности, "-" - не справился с заданием. | Включаются в деловой ритм урока. 
 Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания 
 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения | 
    | 2. | Актуализация знаний | Организация устного счета и повторения основных типов задач. Устные упражнения   «Математическая разминка».  Выразите в сантиметрах: 2м 50см = …; 2м 5см =…; 4дм 8см = …; 460мм = …  Выразите в метрах: 1км 600м = …;1км 40 м = …; 1км 5 м = …; 3850дм = …  2. Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного:  а) через любые две точки проходит единственная прямая;  б) в одном сантиметре 10 дециметров;  в) прямая не имеет концов;  г) точка разбивает прямую на два луча;  д)  лучи АМ и AN – дополнительные лучи.  е) в одном центнере 1000 кг.  3. Класс делится на две команды. К доске приглашается с учебником по 1 человеку от каждой команды.  Кому присвоить звание «Лучший счетчик»? Нужно устно сосчитать и записать на доске только ответ.  № 126 (а, в) № 126 (б, г) 
 | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. 
 
 Отвечают устно. 
 
 
 Работают сигнальными карточками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работают устно по цепочке. 
 Записывают результат на доске. | 
 
 
 Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.   Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.   Личностные:  оценивание усваиваемого материала. | 
  | 3. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.   Проблемная ситуация Учитель демонстрирует несколько приборов с делениями (линейка, термометр, весы, рулетка и т.д.) - Что общего у всех этих приборов?   - Сколько делений между двумя числами? (ввести понятие «цена деления») - Определите , чему равна «цена деления» на каждом приборе. - Все эти деления образуют шкалу. Тема урока: Шкалы – А теперь выполните задание: начертите луч. Начало луча назовите О. Укажите стрелочкой направление луча. Отложите от точки О отрезок длиной 1 см, 2см, 3см, 4см, 5см, 6см… Вычислите и расположите ответы в порядке убывания: 42:3∙5 «О»; 68:4∙3 «Д»; 18∙3:27 «Т»; 14∙6:7 «Н»; 72:6∙2 «И»; 96:24:4 «А»; 48:3∙4 «Р»; 80:16∙13 «О»; 76:19∙18 «К»; 15∙6:18 «А». – Сформулируйте тему урока. (Координатный луч) Запишите тему в тетрадь.   Тема урока: Координатный луч. Определение координатного луча. Постройте в тетради координатный луч с единичным отрезком 1 клеточка.   На своем луче проставьте буквы, соответствующие числам данного ключа, и прочитайте получившееся слово.             | 21 | 9 | 27 | 3 | 0 | 24 | 15 | 12 | 6 | 18 |   | а | р | а | о | к | т | и | д | о | н |    Итак, появляется новое понятие – «координата».  Тема урока: Координаты  – Чему мы должны научиться на уроке? (Уточнить значение понятия «координата точки»; научиться определять и записывать координаты любых точек.) 
 | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. 
 
 Возможные ответы учащихся: все приборы с черточками, со штрихами. Рассматривают приборы, определяют цену деления на каждом приборе. Записывают тему в тетрадь (1 часть).   
 
 Слушают объяснение учителя. 
 
 Строят координатный луч. Ставят буквы соответствующие числам данного ключа, читают получившееся слово. 
 
 
 
 Записывают в тетрадь тему урока (2 часть) 
 
 Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют задачи урока | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.  Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. 
 
 
 | 
  |  
 
 |  
 
 |  Открытие нового: Наверняка вы слышали такую фразу: «Оставьте свои координаты». Что она обозначает? (Оставить свой адрес, дать номер телефона.) Значит, речь идет о местоположении. А что же используется для записи адреса? (Название улицы, номер дома , квартиры, то есть число). Так что же такое «координата точки»? (Это число, которое показывает местоположение точки на числовом луче, по другому можно сказать адрес точки.)– Проверим значение слова «координата» по толковому словарю.
 – Вернемся к заданию: определить и записать координаты точек А, В, С, Д. В математике строгие правила, есть свои условные обозначения. Посмотрите, как записывается координата точки А. В скобках, рядом с обозначением точки – А(4).
 – Координатой точки А называется число, которое показывает расстояние от начала луча до точки А. Что показывает число в скобках? (Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А). Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число – под ним.
 – Так что же такое «координата точки»?
  Слайд 2 (приложение презентация)  – Что нового узнали про числовой луч из вывода в учебнике? (Он еще называется координатным). Почему его еще так называют? (Так как каждой точке числового луча соответствует, число равное координате этой точки). «Лесенка знаний» пополнилась еще одним дополнением – координатный луч.
 
 | 
 
 
 
 Учащиеся делают вывод. 
 Слушают объяснение учителя. 
 
 Учащиеся делают вывод. | 
 | 
  |  4. |  Применение знаний и умений в новой ситуации |  1.На доске начерчен луч с началом в точке О.  Беседа по вопросам: Является ли этот луч координатным лучом? (Нет.) Почему? (Не выбран единичный отрезок.) Как обозначается единичный отрезок? Почему он так называется? Как понимать запись: В(3)? Как называется число 3? Сколько точек В(3) можно отметить на координатном луче? (Одну.)  2. № 118 (а), 119, 121 (устно). 
 | Учащиеся участвуют в беседе. 
 
 
 
 Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. 
 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | 
  |  5. |  Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз».Повернулась голова – это «два».
 Руки вниз, вперед смотри – это «три».
 Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
 С силой их к плечам прижать – это «пять».
 Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
 | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. 
 
 Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 
 | 
  |  6. |  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Самостоятельная работа с проверкой на уроке.      | Вариант I | Вариант II |   | 1. Напишите координаты точек D, Е, Т и К, отмеченных на координатном луче. 
 2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(8), К(12), Р(1), М(9), N(6), S(3). | 1. Напишите координаты точек М, N, С и Р, отмеченных на координатном луче. 
 2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(6), В(5), С(3), D(10), Е(2), F(1). |   | 3. Выразите в граммах: |   | 5 кг 750 г; 2 кг 60 г | 5 кг 200 г; 1 кг 5 г |   | Выразите в килограммах: |   | 3 т 180 кг; 4 ц 3 кг | 3 т 60 кг; 8 ц 70 кг |   | Выразите в килограммах и граммах: |   | 4370 г; 1030 г | 6840 г; 3090 г |   | Выразите в тоннах и центнерах: |   | 853 ц; 205 ц | 556 кг; 4350 кг. |  
 | Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам. 
 Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы. 
 Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные:   Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | 
  |  7. |  Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги работы класса в целом. Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?– Оцените работу класса на уроке.
 Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему? | 
 Учащиеся высказывают свои мнения. Учащиеся сдают карточки самооценивания. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. 
 | 
  |  8. |  Информация о домашнем задании | Дает комментарий к домашнему заданию Домашнее задание: п. 4, повторить п. 3, № 138, 141, 143. В математический словарь занести: единичный отрезок, координатный луч, координаты.  Двумя прямыми линиями разделить треугольник на два треугольника, четырехугольник и пятиугольник. 
 | Учащиеся записывают в дневники и тетради домашнее задание. | 
 |