1. | Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, инструктаж по работе с технологической картой. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания (приложение 1). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу: "+" - справился без затруднений, "±" - справился , но возникали сложности, "-" - не справился с заданием. | Включаются в деловой ритм урока. Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. | Актуализация знаний | Организация устного счета и повторения основных типов задач. Устные упражнения «Математическая разминка». Выразите в сантиметрах: 2м 50см = …; 2м 5см =…; 4дм 8см = …; 460мм = … Выразите в метрах: 1км 600м = …;1км 40 м = …; 1км 5 м = …; 3850дм = … 2. Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного: а) через любые две точки проходит единственная прямая; б) в одном сантиметре 10 дециметров; в) прямая не имеет концов; г) точка разбивает прямую на два луча; д) лучи АМ и AN – дополнительные лучи. е) в одном центнере 1000 кг. 3. Класс делится на две команды. К доске приглашается с учебником по 1 человеку от каждой команды. Кому присвоить звание «Лучший счетчик»? Нужно устно сосчитать и записать на доске только ответ. № 126 (а, в) № 126 (б, г) | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Отвечают устно. Работают сигнальными карточками. Работают устно по цепочке. Записывают результат на доске. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Проблемная ситуация Учитель демонстрирует несколько приборов с делениями (линейка, термометр, весы, рулетка и т.д.) - Что общего у всех этих приборов? - Сколько делений между двумя числами? (ввести понятие «цена деления») - Определите , чему равна «цена деления» на каждом приборе. - Все эти деления образуют шкалу. Тема урока: Шкалы – А теперь выполните задание: начертите луч. Начало луча назовите О. Укажите стрелочкой направление луча. Отложите от точки О отрезок длиной 1 см, 2см, 3см, 4см, 5см, 6см… Вычислите и расположите ответы в порядке убывания: 42:3∙5 «О»; 68:4∙3 «Д»; 18∙3:27 «Т»; 14∙6:7 «Н»; 72:6∙2 «И»; 96:24:4 «А»; 48:3∙4 «Р»; 80:16∙13 «О»; 76:19∙18 «К»; 15∙6:18 «А». – Сформулируйте тему урока. (Координатный луч) Запишите тему в тетрадь. Тема урока: Координатный луч. Определение координатного луча. Постройте в тетради координатный луч с единичным отрезком 1 клеточка. На своем луче проставьте буквы, соответствующие числам данного ключа, и прочитайте получившееся слово. 21 | 9 | 27 | 3 | 0 | 24 | 15 | 12 | 6 | 18 | а | р | а | о | к | т | и | д | о | н | Итак, появляется новое понятие – «координата». Тема урока: Координаты – Чему мы должны научиться на уроке? (Уточнить значение понятия «координата точки»; научиться определять и записывать координаты любых точек.) | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. Возможные ответы учащихся: все приборы с черточками, со штрихами. Рассматривают приборы, определяют цену деления на каждом приборе. Записывают тему в тетрадь (1 часть). Слушают объяснение учителя. Строят координатный луч. Ставят буквы соответствующие числам данного ключа, читают получившееся слово. Записывают в тетрадь тему урока (2 часть) Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют задачи урока | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
|
| Открытие нового: Наверняка вы слышали такую фразу: «Оставьте свои координаты». Что она обозначает? (Оставить свой адрес, дать номер телефона.) Значит, речь идет о местоположении. А что же используется для записи адреса? (Название улицы, номер дома , квартиры, то есть число). Так что же такое «координата точки»? (Это число, которое показывает местоположение точки на числовом луче, по другому можно сказать адрес точки.) – Проверим значение слова «координата» по толковому словарю. – Вернемся к заданию: определить и записать координаты точек А, В, С, Д. В математике строгие правила, есть свои условные обозначения. Посмотрите, как записывается координата точки А. В скобках, рядом с обозначением точки – А(4). – Координатой точки А называется число, которое показывает расстояние от начала луча до точки А. Что показывает число в скобках? (Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А). Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число – под ним. – Так что же такое «координата точки»? Слайд 2 (приложение презентация) – Что нового узнали про числовой луч из вывода в учебнике? (Он еще называется координатным). Почему его еще так называют? (Так как каждой точке числового луча соответствует, число равное координате этой точки). «Лесенка знаний» пополнилась еще одним дополнением – координатный луч. | Учащиеся делают вывод. Слушают объяснение учителя. Учащиеся делают вывод. | |
4. | Применение знаний и умений в новой ситуации | 1.На доске начерчен луч с началом в точке О. Беседа по вопросам: Является ли этот луч координатным лучом? (Нет.) Почему? (Не выбран единичный отрезок.) Как обозначается единичный отрезок? Почему он так называется? Как понимать запись: В(3)? Как называется число 3? Сколько точек В(3) можно отметить на координатном луче? (Одну.) 2. № 118 (а), 119, 121 (устно). | Учащиеся участвуют в беседе. Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
6. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Самостоятельная работа с проверкой на уроке. Вариант I | Вариант II | 1. Напишите координаты точек D, Е, Т и К, отмеченных на координатном луче. 2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(8), К(12), Р(1), М(9), N(6), S(3). | 1. Напишите координаты точек М, N, С и Р, отмеченных на координатном луче. 2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(6), В(5), С(3), D(10), Е(2), F(1). | 3. Выразите в граммах: | 5 кг 750 г; 2 кг 60 г | 5 кг 200 г; 1 кг 5 г | Выразите в килограммах: | 3 т 180 кг; 4 ц 3 кг | 3 т 60 кг; 8 ц 70 кг | Выразите в килограммах и граммах: | 4370 г; 1030 г | 6840 г; 3090 г | Выразите в тоннах и центнерах: | 853 ц; 205 ц | 556 кг; 4350 кг. | | Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам. Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы. Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. | Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги работы класса в целом. Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? – Оцените работу класса на уроке. Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему? | Учащиеся высказывают свои мнения. Учащиеся сдают карточки самооценивания. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
8. | Информация о домашнем задании | Дает комментарий к домашнему заданию Домашнее задание: п. 4, повторить п. 3, № 138, 141, 143. В математический словарь занести: единичный отрезок, координатный луч, координаты. Двумя прямыми линиями разделить треугольник на два треугольника, четырехугольник и пятиугольник. | Учащиеся записывают в дневники и тетради домашнее задание. | |