Класс 9, алгебра дата__________________
Тема урока: Применение основных тригонометрических тождеств к преобразованию
выражений.
Цели урока:
– систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Применение основных тригонометрических тождеств к преобразованию выражений», осуществить проверку знаний учащихся по наиболее важным разделам пройденной темы, корректировка знаний учащихся;
– развивать коммуникативную и творческую активность учащихся, навыки самостоятельной работы, внимание, память, логическое мышление;
- воспитать ответственное отношение к учебе, прививать умение выслушивать других учащихся, дополнять их ответы, грамотно используя математическую терминологию.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова Томаса Эдисона: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Американский изобретатель
II. Актуализация знаний.
Устная работа
1. Разгадываем ребусы.
Синус Котангенс
Тангенс Косинус
2. Собери тождества (1 группа)
sin2α+cos2α= 1 tg α ctg α = 1
tg α = sinα/cos α ctg α = cosα/sinα
Собери тождества (2 группа)
1+ tg2α =1/cos2α 1+ ctg2α =1/sin2α
3. Вычисли.
1 группа 2 группа
1) 1 – sin2 α 1) 1 – cos2α
2) 2 sin2 α + 2 cos2α 2) 5 sin2 α + 5 cos2α
3) (1 - cosα)(cosα + 1) 3) (1 – sinα)(sinα + 1)
4) cos2 20° + sin2 20° 4) sin2 80° + cos2 80°
4. заполни таблицу
| I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
sinα | + | + | - | - |
cosα | + | - | - | + |
tgα | + | - | + | - |
ctgα | + | - | + | - |
III. Преобразование выражений, содержащих тригонометрические функции.
рассмотрите решение примера и попытайтесь объяснить другим.
1 группа
2 группа
Задание: выразить через тангенс.
У доски 1 уч-ся, ост. на местах.
Найдите , если известно, что tg x = - 2.
Доказательство тождеств.
Задание: докажите тождество.
4. Тест
Тест состоит из двух частей, за каждое задание первой части – 1 балл, за задание второй части – 2 балла. Время выполнения 7 минут.
Вариант 1
Часть 1
1. Упростите выражение: tg 2 х + sin 2 х + cos 2 х
А. - В. - C. D.
2. Упростите выражение: 4sin 2 х + 5 + 4 cos 2 х
А. 10; В. 9; С. 1З; D. 11
З. Упростите выражение: 16 - 6sin 2 х - 6соs 2 х
А. -6; В. 4; С. 10; D.16
4. Вычисли:
А. 1; В. -1; С. -2; D.2
Вычисли , если и
А. ; В. ; С. ; D.
Часть 2
Вычислите:
Вариант 2
Часть 1
1. Упростите выражение: 2 — (sin 2 х + cos 2 х) + ctg 2 х
А. - В. - C. D.
2. Упростите выражение: Зsin 2 х + 10 + З cos 2 х
А.7; В.10; C.1З; D.1б
З. Упростите выражение: 12 - Зsin 2 х - Зсоs 2 х
А. 9 В. 10; С. -9; D. -12
4. Вычисли:
А. 3; В. 4; С. -4; D. 2
5. Вычисли: , если и
А. -0,6; В. -0,5; С. 0,6; D. 1,5
Часть 2
Вычислите: cos 2 х + sin 4 х + sin 2 х ∙ cos 2 х
После выполнения теста учащиеся проверяют правильность ответов по таблице, приведённой на доске:
| 1 часть | 2 часть |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 гр | D | B | C | D | D | 1 |
2 гр | C | C | A | B | A | 1 |
IV. Подведение итогов
Ребята, наш урок подходит к концу. Посчитайте, пожалуйста, сколько баллов вы набрали и переведите количество набранных баллов в оценку. Теперь каждый из вас увидел результат своей работы.
Оценочный лист учащегося___________________
Виды работы | Максимальное количество баллов | Набранное количество баллов |
Собери тождества | 4 | |
Устная работа (вычисли) | 4 | |
Заполни таблицу | 2 | |
Преобразование выражений | 2 | |
Доказательство тождеств | 2 | |
Тест | 7 (5 + 2) | |
Итого | 21 | |
Шкала перевода баллов в оценку
«5» | «4» | «3» | «2» |
18-21 | 14-17 | 7-13 | 0-6 |
IV. Информация о домашнем задании
Домашняя работа даётся на разноуровневых карточках – каждому ученику своё задание по пройденной теме
Карточка для домашней работы
1) Вычислите: а) -5sin 60° + 2;
б) 6 - cos 2
2) Упростите выражение:
а)
б) соs 2 х(1- tg x)(1+tg x)
3) Докажите тождество:
4) Вычислить значения тригонометрических функций, если tg α = -2, а α — угол IV четверти
5) Известно, что tg x = 0,3. Найдите
V. Рефлексия
В завершение урока мне бы хотелось, чтобы каждый из вас оценил степень своего участия в уроке.
Перед вами таблица с рисунками у каждого из вас. Выберите себе, пожалуйста, тот рисунок, который, по вашему мнению, характеризует степень вашего участия.
| | | |
Всё смог решить! Уроком доволен | Не совсем всё понял, хочу понять | Ничего не понял | И не хочу понимать |
Выбрали? Молодцы! Мне хочется надеяться, что последний рисунок не выбрал никто или, по крайней мере, выбрало малое количество.
Вы все сегодня очень хорошо потрудились. Спасибо за урок. До свидания!