kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Организационные и методологические аспекты урока математики в условиях реализации требований ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление посвящено вопрсам интеграции предметов естественно-математического и гуманитарного циклов.Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности, которые предусмотрены в структуре основной образовательной программы. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни. В данном случае рссматриваются возможные пути интеграции математики, истории и основ православной культуры в 5-6 классах. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Организационные и методологические аспекты урока математики в условиях реализации требований ФГОС" »



Выступление за круглым столом " Организационные и методологические аспекты урока математики в условиях реализации требований ФГОС" на тему : " Возможные пути интеграции уроков математики , истории и православной культуры


Я, Рожкова Л.П.. учитель МБОУ Архиповская ООШ. Преподаю 26 лег математику, 8 лет историю и основы православной культуры. Работаю в малокомплектной школе, с накопляемостью классов до 6 человек. Хочу поделиться некоторыми мыслями по методике организации урока математики в сочетании с предметами гуманитарного типа. Мощный энергетический, воспитывающий потенциал имеют дисциплины гуманитарного направления : история, ОПК. При отношениях сотрудничества учителей ОУ можно оживить работу в направлении нахождения активных форм и методов преподавания в рамках ФГОС. В своем выступлении я предлагаю содержательный материал, который можно использовать при разработке интегрированных уроков математики, истории, православной культуры, при разработке проектов , некоторый фактический исторический материал можно использовать для моделирования задач, в качестве устного счета, повторении материала по темам 5-6 класс на уроках математики. «Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности, которые предусмотрены в структуре основной образовательной программы. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

В первом примере показано, как урок математики можно обогатить рядом задач, взятых из истории нашей Родины, тем самым повысить его нравственную составляющую, во втором примере я попыталась украсить урок Православной культуры, применяя математический аппарат для решения задач.


1. Тема «История Московского Кремля» изучается в 6 классе на уроках истории России и Основ православной культуры по программе Шевченко, в 5 классе по программе Камкина «Истоки».

Содержание по ОПК


Применение знаний по математике


В древней Москве сутки делили на две неравные части: часы дня и ночи

( от восхода до заката - дневные, остальные ночные). Самый длинный день был в июне и длился 17 часов, отсюда и циферблат древних часов имел 17 делений. Поэтому смотритель дважды в сутки поднимался на башню и переводил циферблат на дневное или ночное время. Кстати, вращался циферблат, а не стрелка, что иностранцам давало право писать: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно». Часы имели огромный вращающийся циферблат, который весил

400 кг и был собран из тяжелых дубовых досок, покрашенных в голубой цвет. На нем золотом были нарисованы солнце, месяц и звезды. Стрелка была неподвижной (естественно-часовой ) в виде солнечного луча. Часы долго служили людям, несколько раз горели в пожарах, но всякий раз восстанавливались. Однако к 1704 году износились и испортились окончательно.



  1. Деление окружности на 1 7 частей -(21.21 р.)

  2. Построение угла, заданной величины.

  3. Округление чисел

  4. 11с ре вод десятых долей в шестидесятые

  5. Знакомство е единицей измерения угла как минута

  6. Можно выполнить рисунок таких часов, украсить их

  7. Работу выполнить на компьютере


По указу Петра 1 вся страна перешла на единый суточный отсчет времени и на Спасской башне Кремля в 1706-09 годах установили новые, голландские часы. Часы проигрывали музыку: на 12, 6 ч. -«Марш Преображенского полка». На 3, 9 часе - гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» композитора Дм. Бортнянского.

С 1938г.-куранты замолчали; 1996г- заиграли снова; 2000г - исполнялся гимн Российской Федерации.

Деление окружности на 4 части.

Количество знаменательных дат можно увеличить, составить задания, ответы к которым будут данные даты.

Знакомство детей с 2 музыкальными произведениями патриотического характера

Диаметр циферблата -6. 12 м, Высота

римских цифр 0.72м. длина часовой стрелки- 2. 97м, минутной - 3. 27м. Общий вес курантов 25 тонн. Механизм приводится в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни и состоит из 9 колоколов и одного колокола, отбывающего полный час. Вес четвертных колоколов - 320кг, часового - 2160кг. Точность хода часов достигается 3 гирями, каждая из которых весит от 10 до 14 пудов . маятником, массой 2 пуда

Задания на действия с дробями, на перевод одних единиц измерения в другие, работа с толковым словарем; нахождение площади круга;

Можно ли такие часы установить на башнях Смоленского кремля?

Какую часть диаметр циферблата курантов составляет от высоты смоленских башен? (высота башни-25м. высота стены -19)

Высота Спасской башни со звездой 71м.

Царь-колокол, отлитый литейщиком Моториным в 18в. В 1 737г в Москве произошел пожар. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный, висевший на деревянных лесах колокол дал трещины. От него откололся кусок весом 1 1.5 тонн. В 1836г. По проекту Монферрана он был поднят и установлен на постамент. Колокол , который не разу не звонил. Это самый большой в мире колокол. Его вес- 200т; высота - 6,14м, диаметр - 6,6м.

Задачи на проценты;

Нахождение массы всего колокола по его части;

Площадь круга.

Найти, сколько ребят может одновременно стать под колокол и раскачать его язык'? (Около 227 детей)

Большой Кремлевский Дворец

Найти данные в справочной литературе или Интернете;

Найти по данным площадь залов;

Перевод одних единиц площади в другие: Рассчитать площадь, занимаемую одним шестиклассником ;


Найти вместимость залов; Определить самый большой зал Построить столбчатые диаграммы; Чтение круговых диаграмм, построенных учителем по данным в правой колонке

Площадь - 1615кв.м. Длина -81м Ширина -23м Вместимость - 3000 чел.

Высшая военная награда. Орден Святого Георгия был восстановлен в Российской Федерации в 1992 году, а первые награждения произошли лишь в 2008.

Сделать задания- шифровки, ответами к которым могут быть известные имена

( Кутузова, Суворова) героев, являющиеся георгиевскими кавалерами.

Владимирский зал

Орден памяти одного из первых русских князей был учрежден в 1782г. И давался за гражданские заслуги перед Отечеством с девизом «Польза, честь и слава



Георгиевский зал Длина -61м Ширина - 20,5м

Высота - 17,5м ,

В честь какого святого назван зал? Есть ли

государственные награды

в честь этого святого? За какие заслуги они даются?

в Екатерининском зале проходят официальные и торжественные мероприятия с участием Президента России, в частности, церемонии вручения государственных наград и премий.



Кремлевский Дворец Съездов

В плане представляет прямоугольник

Длина - 121м

Ширина - 73м

Высота - 27м

Здание углублено в землю на 16 м. поэтому не нарушает складывавшегося веками живописного силуэта Московского Кремля.

Задача на объем прямоугольного параллелепипеда, а также части его. находящейся под землей и над землей


Колокольня Ивана Великого

В 16 в. Было самым высоким зданием на

Руси.

Высота 81 м и являлась сторожевой, сигнальной башней, с которой хорошо обозревалась окрестность в радиусе 2530 км.

В толщине стены на верхние ярусы ведет каменная лестница из 83 ступеней В восьмерике второго яруса она переходит в винтовую, имеющую 149 ступеней Металлическая лестница 3-его яруса имеет 97ступеней. Сколько всего ступеней ведет на Колокольню Ивана Лествичника.

Всего: 329 ступеней.

Площадь круга; подсчет числа ступенек; выполнение ряда примеров, итоговым результатом которых является количество ступенек.

Можно нарисовать ступеньки примеры По которым мы будем подниматься на верх колокольни.

Аналогия с лестницей Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник - христианский богослов, автор «Лествицы» (от стреляв, «лестница») Это произведение представляет собой руководство к нравственному самосовершенствованию - лестницы восхождения на нравственную высоту. Можно разобрать с ребятами какие нравственные качества мы будем формировать на уроке.

Еще в раннюю эпоху Русского государства находились среди народа "числолюбцы", которые интересовались математикой не только потому. что она была нужна в практической жизни. Их влекло исследовательское любопытство. Так. помимо решения практических задач и упражнений в счете, начинают ставиться интересные вопросы и предлагаться необычные задачи. Древнейшими из сохранившихся математических рукописей такого типа являются записи Кирика, новгородского дьякона, датируемые точно 1134 годом.


В них собраны такие задачи:

К 1137 году по летоисчислению от Рождества Христова истекло 6645 лет от сотворения мира.

Сколько месяцев, недель, дней и часов протекло от сотворения мира (но православным верованиям к 1134 году уже истекло 6642 года):

Сейчас мы живем в 2007 году от Рождества Христова. Какой это год от сотворения мира?

Ответ: 2007 - 1137 = 870 . 6645 + 870 = 7515


Храм Святой Софии в Новгороде в 1037г. построен был греческими | зодчими и украшен греческими художниками, несмотря на все последующие перестройки и пристройки, храм этот до сих пор может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе. У нас это единственное здание 11 века, сохранившееся сравнительно в большей целостности.

В первоначальном своем виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит и отчасти дикого камня; оно длиною в пятьдесят один аршин с половиною, шириною около семидесяти аршин, вышина его была от шестидесяти до семидесяти аршин.


Меры площади

Значение кв.м или кв. см

Десятина

10925 кв.м ,

Квадратная сажень

4.552 м2

Квадратный аршин

0.5058

Квадратный вершок

19.76 см2

Словарная работа со старинными мерами длины и площади:

Нахождение площади храма:

Все действия с десятичными дробями


Тема: «Соловки»

Прохождение материала на уроках Православной культуры в 6-7 классах. , Со времен Ивана Грозного, с 1554г Соловки стали использоваться как место ссылки или заточения. Петр I дважды посещал Соловки. На Соловках Петр заложил церковь во имя Андрея Первозванного. покровителя российского флота.

Соловецкий монастырь до середины XIX в. был важнейшим военным объектом он оборонял Белое море от иноземных вторжений.

Соловки самый север России, это. отсюда до Полярного круга всего 165 километров - Соловецкий Ботанический сад — самый северный ботанический сад в мире.. До закрытия монастыря советской властью здесь в теплицах, подогреваемых горячей водой от воскобелильного завода, выращивались даже арбузы, персики и виноград.

В 16в. Игуменом Филиппом создан ряд уникальных сооружений, не нарушающих экологическое равновесие острова, поражающих и удивляющих ученый мир до сегодняшнего дня;

На островах встречаются 4 природных зоны— тайга и смешанные леса, тундра и лесотундра.С 1992 г. Соловецкий историко-культурный комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Соловки... Для русского человека в нашей стране это название не является пустым звуком. С XV века эта земля освятилась подвигами иноков, а в XX веке обагрилась святой кровью новомучеников и исповедников российских, находящихся в невыносимых условиях Соловецкого лагеря особого назначения.



Работа с картой. (Повторение темы «Масштаб») Составление плана паломнической или туристической поездки на Соловки. Установление длины маршрута. Установление длительности маршрута, в зависимости от выбора транспортного средства.

Интересно, что в обитель можно доехать на монастырском катере «Святитель Филипп». Капитан сообщает, что его грузоподъемность ~ 10 тонн, это обнадеживает. Дорога до Большого Соловецкого острова составляет 60 километров по Белому морю и занимает 2,5-3 часа на катере .

Найдем скорость катера.

Задача: какое время могли совершать движение от материка до острова основатели монашеской жизни на Соловках преп. Савватий и Герман Соловецкие в 15 веке, двигаясь на простой деревянной лодке? ( Ребята должны найти скорость деревянной лодки( около 3. 5 км/ч. Тогда время движения равно примерно 20 часам. Если учесть потоки моря, движущиеся против движения, то получим большую цифру)

Удивляемся отважности и силе духа монахов и поморов, жителей побережья Белого моря. Пробыть в водах Белого моря можно не более 10минут

Площадь: 347 км2: Большой Соловецкий остров

2 46кв. км.

Анзерский остров — 47кв. км , Большая

Муксалма — 17кв. км, Малая Муксалма — 0,57 кв.км , Большой Заяцкий остров — 1,25кв. км , Малый Заяцкий остров — 1,02 км2.Население: 900 чел. (2007 г.).Плотность населения: 2,59 чел./км2.

Как найти плотность населения? Что она показывает?

Удивляет подвиг монахов, живущих в таких суровых условиях, ведь нам для комфорта нужно гораздо больше.

Всех приезжающих на Соловки с моря встречает Поклонный крест в бухте Благополучия. Таких крестов мы можем найти сегодня по всему

Задача: в течении какого времени можно восстановить все кресты на Соловках, если работать с такой же производительностью? Как

архипелагу около 20, а до революции их было более 3 тысяч. Новая власть приказала их спилить и палить ими костры. Воздвижение восьмиконечных деревянных крестов - особая традиция, которая не прерывалась на Соловецких островах и по всему Поморью на протяжении многих веков и теперь вновь возрождается: у монастыря сейчас есть своя кресторезная мастерская.

За 18 лет работы мае терской установлено 25 больших крестов, высотой от 6 до 12 метров. Каждый такой крест покрыт резьбой. Мастер (в прошлом житель города) этой мастерской спросил у батюшки : «А, как долго мне этим заниматься?» А он говорит: «Так-так, а сколько, ты говоришь -там крестов было?» Я отвечаю: «Три тысячи». «Ну вот, — говорит, — когда все три тысячи поставите, так можете и отдыхать». |

Можно решить эту задачу в более кратчайшие сроки?

Трудная и творческая работа резчика. Каковы мотивы городского жителя, живущего в комфортабельной квартире г. Москвы, имеющего работу и др. условия жизни современного человека оставит все и сделаться простым резчиком?

Можно ли говорить о подвижничестве простого городского жителя, зная природные условия Соловков?

Площадь Большого Соловецкого острова 217 кв. км. На нем находятся более 500 озер, составляющих не менее 15% от площади острова. Значительная часть поверхности острова заболочена.

Задачи на проценты

Какую площадь составляют озера на Соловках?

Почва островов имеет песчанистую основу и недостаточное количеством питательных веществ. Почвенный слой незначителен по толщине (среднее значение 0,2-0,25 м, часто 0.05 м и крайне редко 0,4-0.6 м).

Переведите данные в см

На Соловках почти нет пустых, не занятых растительностью участков. Леса покрывают большую часть поверхности островов. Площадь, занятая лесом (включая мелколесье), на Большом Соловецком острове составляет 145 квадратных километров (59% общей площади острова), на Анзере1375 гектаров (40%), на Большой Муксалме 65%; больше половины общей площади занимают леса и на обоих Заяцких островах (65% и 55%).

-

Болота занимают значительную часть площади Анзерского острова (20% или 630 га)



Длина около 10.3 м и внешний диаметр 0.40-0.53 м. Диаметр отверстия трубы составляет 0.1 1 -0.12 м.

Нахождение площади кольца. Нахождение объема цилиндра.

Удивление уникальной системе, которой вот уже более 400лет.

звенья водопровода выполнены из
неошкуренного ствола дерева. Соединение звеньев
водопровода осуществляется стык в стык (втулка в раструб).
Для жесткости водопровода (в местах соединения) звенья укреплены металлическими коваными скобами и
металлическими обручами на концах. Соединение звеньев водопровода осуществляется стык в стык . Для жесткости
водопровода (в местах соединения) звенья укреплены металлическими коваными скобами и металлическими обручами на концах. С наружной стороны в месте соединения звеньев прослеживается обкладка слоем
бересты шириной 0,10-0,15 м (до железного обруча). На внутренней части стыка трубы (на втулке) устроена изоляция из пеньковой веревки диаметром 5 мм, предохраняющая от
попадания илистых фракций. Такая степень защиты водопровода позволяет говорить о том, что он снабжал питьевой водой. Таким образом, с уверенностью можно
сказать лишь следующее: что в такой уникальной системе потери воды практически отсутствовали.


Несмотря на обширность хозяйства, к XX веку оно не удовлетворяло все потребности обители, монастырские заводы обеспечивали быт. но огороды служили лишь разнообразием в пище $ вызывали восхищение богомольцев. Обитель закупала продукты и материалы на материке. Доходы у монастыря были в основном: в виде пожертвований 6-8%. исправление культа 38-42%. % с капитала монастыря 13-14%, добавим сюда доход от продажи в монастырской лавке, с довольно большим ассортиментом от съестных припасов до одежды и керосина, где продавалась продукция и своего салотопленого завода, от паломников зависело так или иначе 75-85% приходящих сумм.


Построение и анализ круговой диаграммы.

42 + 8: 50 пр. пожертвования и ис-

правления культа.

14пр. - капитал самого монастыря 35пр.-?

Разные работы паломников . как добровольная жертва в счет монастыря. Какие работы может выполнять паломник в монастыре?

Почему эти работы бесплатные? Ведь мы привыкли к тому, что любая работа требует платы? Вы согласны с этим?

( воспитание системы ценностей, основанной на милосердии, самоотдаче, жерл венного

отношения к ближнему, без которого

невозможно сформировать любви к ближнему, как основы человеческих взаимоотношений)

Хочу закончить словами главной христианской заповеди:

«Возлюби ближнего своего как самого себя»

Из валунного камня выложен основной массив стен и башен, толщина которых по низу достигает от х5 до 7.5 м. при высоте стен от 6 до 9 м.? и башен 12- 17 м. от современного уровня земли до верха кладки. Стена целиком выложена из громадных валунных блоков, залитых известковым раствором. Величина этих камней поистине фантастична: сплошь и рядом в кладке стены можно встретить валуны, имеющие в поперечнике до полутора метров: вес таких камней достигает 6—7 тонн (есть даже указания, что отдельные камни весят до 700 пудов около 11 тонн).

Совершенство каменной кладки стен и башен изумительное. Валунные блоки плотно прилегают один к другом}, оставшиеся при кладке пустые пространства между блоками закладывались


Что такое 5-метровый гранитный блок? Это 5 тонн живого веса. Для сравнения: танк Т-34 весил 13-14 тонн, а известняковые блоки пирамиды Хеопса 2,5 тонны.

Пишет монах летописец « Крепостная стена вокруг 509 саженей с 8 башнями и 8 ворогами. Это уникальное военно-инженерное сооружение было возведено в гаком месте, где, казалось, лаже суровый северный климат противостоял замыслам русских мастеров. Все земляные и каменные работы велись только в летнее время, традиционно очень быстро (крепостную башню 200-250 рабочих складывали всего за 3-4 летних месяца). Зимой грунт промерзал до такой степени, что невозможно было даже выдолбить могилу. Поэтому могилы готовили с лета.



Хочу закончить свое выступление словами: «Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически». (К.Д. Ушинский)


«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним». (И.Г. Песталоцци)


«Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу» (К.Д. Ушинский)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рожкова Александра Петровна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Проектирование современного урока в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440596169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1160 руб.
1940 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства