Мультимедийное сопровождение формирования устных вычислительных умений и навыков в начальной школе
Мультимедийное сопровождение формирования устных вычислительных умений и навыков в начальной школе
Современный человек придаёт всё меньше значимости собственным вычислительным умениям и навыкам, так как в настоящее время каждому доступна вычислительная техника. В связи с этим, нередкими являются случаи, когда выпускники не только начальной, но и основной школы допускают ошибки в вычислениях. В начальных классах, учитывая возрастные особенности младших школьников, при проведении устных вычислений рекомендуется использовать занимательные задания, наглядность, а также как можно больше устных упражнений проводить в форме игр, в т. ч. состязательных.Одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса – применение в обучении информационных компьютерных технологий (ИКТ). Занимательные, красочно оформленные задания на мультимедийных слайдах способствуют пробуждению у младших школьников познавательного интереса, который в свою очередь делает процесс формирования вычислительных умений и навыков более эффективным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мультимедийное сопровождение формирования устных вычислительных умений и навыков в начальной школе»
Мультимедийное сопровождение формирования устных вычислительных умений и навыковв начальной школе
Современный человек придаёт всё меньше значимости собственным вычислительным умениям и навыкам, так как в настоящее время каждому доступна вычислительная техника. В связи с этим, нередкими являются случаи, когда выпускники не только начальной, но и основной школы допускают ошибки в вычислениях. Основы вычислительных умений и навыков закладываются в начальной школе. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Устные вычисления помогают младшим школьникам усвоить многие вопросы теории арифметических действий. Они являются основой приёмов письменных вычислений, так как последние включают в себя элементы устных вычислений.
В начальной школе на каждом уроке математики выделяется 5 – 10 минут для достижения правильности и автоматизма устных вычислений. В методике математики этот этап урока принято называть «Устный счёт». Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Наиболее распространенными являются упражнения на нахождение значений числовых выражений и задания, для выполнения которых необходимо находить значения числовых выражений. Задания устного счёта могут восприниматься обучающимися на слух, зрительно или обоими путями одновременно. При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Для зрительного восприятия задание показывается всему классу на таблицах, карточках, плакатах, экране и т. п.. Запись задания облегчает обучающимися вычисления, т. к. им не надо запоминать числа.
В начальных классах, учитывая возрастные особенности младших школьников, при проведении устных вычислений рекомендуется использовать занимательные задания, наглядность, а также как можно больше устных упражнений проводить в форме игр, в т. ч. состязательных. Соблюдение этих рекомендаций повышает интерес детей к устным вычислениям, снижает их утомляемость К настоящему времени отработана методика организации устных вычислений, разработаны различные виды заданий для устного счёта. Весте с тем, современные технические средства обучения позволяют повысить эффективность процесса формирования вычислительных умений и навыков на уроках математики в начальных классах. Одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса – применение в обучении информационных компьютерных технологий (ИКТ). В настоящее время при отсутствии в учебной аудитории технических средств, позволяющих индивидуально формировать и контролировать степень сформированности вычислительных умений и навыков, мультимедийные презентации являются наиболее востребованным средством организации этапа урока «Устный счёт» в начальной школе. Мультимедийная презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких и динамичных опорных образов, что позволяет облегчить его усвоение и запоминание. По мнению психологов, использование мультимедийных презентаций помогает учителю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует повышению интереса обучающихся к учебному материалу, удержанию внимания ребёнка, усвоению материала быстрее и в большем объёме. Учитывая возрастные особенности обучения младших школьников, выше сказанное актуально в аспекте формирования у них устных вычислительных умений и навыков.
Анализируя опыт мультимедийного сопровождения процесса формирования устных вычислительных умений и навыков в начальной школе, можно сделать следующие выводы. Мультимедийная презентация позволяет обучающимся визуально воспринимать материал (числовые выражения) для устных вычислений, что помогает детям сосредоточиться не на запоминании чисел, а на выполнении вычисления. При этом после каждого вычисления дети на экране видят и числовое выражение, и его значение, что способствует запоминанию результатов вычислений (особенно это важно для табличных случаев вычислений). Большим достоинством слайдов, создаваемых в программе Power Point и предназначенных для формирования вычислительных умений и навыков, является то, что любой из слайдов презентации при соответствующей корректировке, то есть изменении чисел и арифметических действий, а также статичных иллюстраций, может использоваться неоднократно, как при изучении одной и той же темы, так и при изучении разных тем. При этом все эффекты анимации сохраняются. Таким образом, экономится время учителя при подготовке урока. Другим преимуществом использования мультимедийной презентации является то, что в случае выявления в слайдах недостатков или ошибок, учитель может сравнительно легко, даже во время урока, устранить их. Кроме того, возможности компьютерных программ и ресурсов Интернета, позволяют более качественно, чем в бумажном варианте, иллюстрировать материал слайда. Занимательные, красочно оформленные задания на мультимедийных слайдах способствуют пробуждению у младших школьников познавательного интереса, который в свою очередь делает процесс формирования вычислительных умений и навыков более эффективным.