УМК «Школа 2100». Математика. 3 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х ч.Ч.1/Т.Е.Демидова, С.А.Козлова-Изд.3-еиспр.-М.: Баласс.
Раздел: числа от 1до 100. Внетабличное умножение и деление (22 урок)
Компьютер, мультимедиа проектор, экран, индивидуальные планшетки; эталоны к уроку из пособия «Построй свою математику»; карточки для индивидуальной работы и работы в группах.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД. |
I.Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики; определить содержательные рамки урока: | Организация учебного процесса на этапе 1: Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока: Девиз: «Слушай, смекай, да на ус мотай». (Слайд 2). -Как понимаете? -Желаю и вам: слушать других, думать самим и ума набираться» - Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности. -Давайте вспомним, какую тему вы проходили на предыдущем уроке? (деление суммы на число) -Сегодняшний урок вы посвятите действию - делению. -Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» что-то новое.) -С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.) - Эти знания помогут вам открыть новое знание. - Вы готовы к работе? Тогда в путь. - Пожелайте друг - другу удачи! | Формирование регулятивных, коммуникативных и личностных УУД: - смысловая саморегуляция, самоопределение; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -планирование учебного сотрудничества |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии Цель: - актуализировать знания изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. | Организация учебного процесса на этапе 2: а) Даны числа: (Слайд 3). 8, 42, 5, 7, 9, 72, 6, 20, 4 (работа на планшетах) -Выберите такие три числа, чтобы произведение двух из них равнялось третьему, запишите на планшетах. ( самопроверка) (Слайд 4). -Ребята, возьмите на парте лист самооценки. Если выполнили задание правильно, то поставьте в листе самооценки плюс, если возникли трудности, то поставьте знак вопроса. Дети оценивают работу в листе самооценки. Приложение1 б)Замени числа суммой разрядных слагаемых(Слайд 5). в) Повторение табличного деления. Математическая игра «Теремок». ( проводят ученики, выбирается ведущий). Приём ТРИЗ технологии. в)Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания для повторения, через жизненную ситуацию. (Слайд 6).Приложение 2. Учащиеся по одному выходят к доске и записывают равенства, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях: (30 + 18) : 3 =16(гр.) 30 : 3 + 18 : 3=16 (гр.) (Слайд 7) -Зависит ли количество грибов у каждого из ребят, от способа, которым они будут делить грибы? (Количество грибов у каждого после деления не зависит от способа деления.) -Почему? (Потому что общее количество грибов не изменится, изменится лишь способ деления.) -Как сумму разделить на число? (Каждое из слагаемых делят на это число, затем полученные результаты складывают) -Молодцы, умело вы справились с заданием. Наши полученные знания помогут нам в дальнейшей работе. Пробное действие. -Что вы повторили и узнали? (Мы повторили табличные случаи умножения и деления, способ деления суммы на число) Учитель открывает на доске задание для пробного действия: 48:3(Слайд 8) -Что нужно сделать в данном задании? (Найти частное чисел 48 и 3) -Что нового в нем? (Это внетабличное деление) -Какую цель вы перед собой поставите? (Научиться выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное число) -Какая тема урока? (Деление вила 48 : 3) Учитель проверяет выполнение пробного действия. -Кто не смог выполнить? Почему? У кого получился ответ? Обоснуйте свой ответ? -Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение) | формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД: - структурирование знаний, анализ, синтез; -целеполагание -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; -умения выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; -прогнозирование. |
III. Выявления места и причины затруднения. Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения внетабличного способа деления двузначного числа на однозначное; | Организация учебного процесса на этапе 3: -Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти частное чисел 48 и 3.) -Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила внетабличного деления двузначного числа на однозначное число) | Формирование познавательных, регулятивных и коммутативных УУД: - постановка формулирование проблемы,; -установление причинно- следственных связей; - выбор наиболее эффективного способа решения |
IV. Построения проекта выхода из затруднения. Цель: - согласовать тему и цель урока;построить план и определить средства достижения цели. | Организация учебного процесса на этапе 4: -Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть способ внетабличного деления двузначного числа на однозначное число.) (Слайд 9). -Кто из вас внимательный, при выполнении каких заданий вам встретился случай 48 : 3? (Когда девочки делили грибы.) -Значит, что вам может помочь? (Нам может помочь способ деления суммы на число) -Какие наши действия? (Составление плана работы.) Учитель план фиксирует на доске. (Слайд 10). | Формирование регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование. Познавательных: выбор наиболее эффективных способов решения задач; -создание алгоритмов деятельности; |
V.Реализация построенного проекта. Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления; - зафиксировать новый способ деления в графической и знаковой форме. | а)Учитель предлагает ученикам работу в группе. Задания для групп. Приложение 3. Выполняется задание по плану в группах. По окончанию работы, группы знакомят со своим результатом. (Слайд 11-12) (В случае возникновения затруднений у групп в реализации проекта, учитель организует подводящий диалог.) б)Расскажите по записи, как можно разделить двузначное число на однозначное число. По ходу рассуждений выстройте алгоритм этого деления. Выбирают наиболее удачный. в)Ученики сверяют выведенный алгоритм с образцом(Слайд 13). Приложение 4. Дети оценивают работу в листе самооценки. Приложение 5 -Смогли вы преодолеть затруднение? (да) -Что позволяет нам открытый способ? ( Делить двузначные числа на однозначные) -Что теперь нужно сделать? ( Потренироваться в применении построения способа) | Формирование коммуникативных УУД планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра. формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательных: -моделирование; создание алгоритмов деятельности; |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Цели: - зафиксировать способ действия при делении двузначного числа на однозначное; Фронтальная работа (с проговариванием вслух). | а)Учитель организует усвоение детьми нового способа действий при выполнении заданий данного вида с проговариванием во внешней речи (опираясь на алгоритм). -выполните задание 75 :5, 42: 3, 70 : 5, 48:4 (1 выражение комментирует учитель, остальные ученики.) б )Выполните деления, комментируя ход решения друг другу. (Работа в парах) 72 : 3 72:6 Проверка по образцу(Слайд 14-15). Предлагаю оценить свою работу в листе самооценки. Физкультминутка (Слайд 16) | Формирование коммуникативных УУД: -управление поведением партнёра |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; - проверить способность к делению двузначного числа на однозначное. | Учитель организует самостоятельную работу по карточкам. Приложение 5. Самопроверка по образцу. Приложение 6. Ученики выполняют самопроверку по образцу и комментируют причины затруднений и ошибок, используя критерии самооценки. Учитель предлагает оценить работу в листе самооценки - Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить двузначные числа на однозначные? | Формирование регулятивных УУД: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: поиск и выделение информации, анализ, синтез. |
VIII.Включение в систему знаний и повторения Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи; - тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление; - развивать творческие способности учащихся. | а)Прочитайте задачу (Слайд 19). Приложение 7. Школьники деревни Чеускино Нефтеюганского района собрали 56 кг кедровых орехов и разложили их в пакеты по 2 кг в каждый. Сколько получилось пакетов с кедровыми орехами? -Что нужно найти в задаче? -Запишите решение задачи на планшетах. Решение сверьте с образцом. (Слайд 20). Учитель предлагает оценить работу в листе самооценки -При выполнении, каких заданий вы можете использовать новый способ? ( При решении задач, уравнений) б) Работа с учебником. Прочитайте задание на с.48 № 4 -Как мог рассуждать Денис. Подбирая слагаемые? Какие записи пропущены? в) Игра «Лесенка» (в парах) (Слайд 22) Приложение 8. | Формирование познавательных УУД: -умение на основе анализа объектов делать выводы; -умение структурировать знания; -использование общих приемов решения задач Коммуникативные: ; построение речевых высказываний; - умение слушать и понимать других |
IX.Рефлексия учебной деятельности. Цели: - оценить результаты собственной деятельности; -зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление двузначного числа на однозначное число. | Вспомните, с каких слов мы начали урок? (Слайд 23) - Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило внетабличного деления на однозначное число.) -Удалось ли достичь цели? Докажите. -Какое свойство вам помогло? (Свойство деления суммы на число) -Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите. - Достигли мы цели? Докажите. -Оцените свою деятельность на уроке. -Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь – смайлик помощник. Вспомните, что случилось с одним из героев сегодняшнего урока, Митей? (Он пошёл за грибами, но поход его не удался, т.к. он не нашёл грибных мест в лесу) -Как поступили девочки из его деревеньки, встретившиеся ему, когда он огорчённый и усталый шёл домой? (Они поделили собранные ими грибы на троих поровну) -Какие же человеческие качества проявили Маша и Алёнка? (Доброту, справедливость, участие в неудачах другого человека, сочувствие…) -Какие же трудности у вас еще остались? -Где можно над ними поработать? - Вы поняли, что нужно потренировать дома? Я уверена, что много вопросов к следующему уроку исчезнут. Домашнее задание. 1.Выбрать из №5, стр.148 те выражения, где число можно заменить суммой удобных слагаемых и решить их. По желанию учащихся: придумать еще 3 примера на деление двузначного числа на однозначное. 2.Задание №6 | формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД: - внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; - рефлексия способов и условий действия; -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; -оценка процесса и результатов деятельности; -прогнозирование . |