Постановка проблемы | Добрый день, ребята. Посмотрите на слайд, красным цветом выделены дуги окружностей, градусная мера которых известна. Вычислите градусную меру углов, изображенных на рисунках 1-5. Какие углы изображены? На рисунке 5 изображен центральный угол? Что необходимо сделать, чтобы решить поставленную задачу? | Отвечают Узнать, что это за угол и как его измерить. |
Определение темы урока | Чтобы узнать как называется данный угол и сформулировать тему урока, откройте стр 168, найдите п 73, прочитайте 1 абзац, используя чтение с пометками. Итак, какова тема урока? Верно, впишите тему урока в рабочий лист, с которым мы сегодня работаем. В ваших рабочих листах напротив заданий имеется колонка для самооценки, выполняя задания на уроке, вам предстоит оценить свою работу по заданным критериям, в конце урока посчитаем количество набранных баллов и определим отметку по шкале в конце рабочего листа. Используя памятку «Определение» и прочитав еще раз 1 абзац п 73, определите ключевые слова и сформулируйте определение вписанного угла, впишите его в рабочий лист. Проверим, что получилось, подчеркивая ключевые слова. Если вы верно определили ключевые слова, поставьте себе 1 балл в колонку самооценка, иначе 0 баллов | Вписанный угол Вписанный угол – это угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают окружность |
Применение определения | Используя определение, найдите на рисунках а-е вписанные углы, запишите в рабочие листы буквы, над которыми изображены данные углы. И начертите вписанный угол на окружности в рабочем листе. Проверяем: вписанные углы изображены под буквами а и б. поставьте себе в рабочий лист 1 балл, если задание выполнили верно, иначе 0 баллов | |
Задачи урока | Чтобы определить задачи урока, предлагаю поиграть в игру «Верю-не верю». Верите ли вы, что Вписанный угол измеряется дугой, на которую он опирается? Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны? Вписанный угол, опирающийся на полуокружность, равен 180 0? Задач на вписанный угол нет в открытом банке ОГЭ? Тогда, сформулируйте задачи урока. | Формулируют задачи урока. |
Теорема о вписанном угле | Приступаем к решению 1 задачи, для этого прочитайте теорему на стр 169. Запишите формулировку в рабочий лист. Для доказательства это теоремы применим методом полной индукции: от частного к общему. Возможны три случая расположения вписанного угла и центра окружности: 1 сторона угла проходит через центр окружности, 2 центр окружности находится между сторонами угла, 3 центр окружности находится в стороне от сторон угла. Рассмотрим доказательство первого случая вместе. Сравните вписанный и центральный углы, опирающиеся на одну дугу. Вписанный угол = половине центрального угла. Сейчас вам предстоит, работая в группах, доказать 2 и 3 случаи, сведя их к 1 случаю. Группа 1 доказывает 2 случай, группы 2,3 – 3 случай, группа 4 доказывает 2 случай, используя доказательство из учебника на стр 169. Напоминаю правила работы в группе. Прошу группу 1 представить доказательство случая 2, группу 2 – доказательство случая 3. Если вы доказали часть теоремы без помощи учебника – поставьте себе 2 балла, если использовали учебник – 1 балл, если не смогли доказать теорему – 0 баллов | |
Применение теоремы | Используя теорему, решим устно задачу №653 под буквами а, б в паре, под в-д самостоятельно Проверим ответы: а – 240, б- 28030′, в-450, г- 620, д – 900 если вы выполнили задание самостоятельно верно, поставьте 1 балл, иначе – 0 баллов. | |
Вывод сл 1 и 2 | Переходим к решению 2 и 3 задачи. Выясним, равны ли вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу? Кто хочет доказать это утверждение. Это сл 1 из теоремы, запишите его в рабочий лист. Вписанный угол, опирающийся на полуокружность, равен 180 0? Докажите это утверждение. Сл 2 Вписанный угол, опирающийся на полуокружность, - прямой. | |
Решение задач | Используя теорему и сл 1 и сл 2, найдите по готовым чертежам х на рис 1-8. Обменяйтесь рабочими листами с соседом по парте, Проверим ответы рис 1 – 400, рис 2 – 1640, рис 3 – 300, рис 4 – 1300, рис 5 – 900, рис 6 – 1200, рис 7 – 750, рис 8 - 600. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл. То есть всего за выполнение этого задания вы можете набрать максимально 8 баллов. | |
Физминутка | Для того, чтобы решить 4 задачу попросим Викторию найти в открытом банке ОГЭ на сайте ФИПИ задачу, в которой используется вписанный угол или установить. Что таких задач в банке нет. А мы проведем разминку. Если я буду показывать вам вписанный угол, вы выполняете приседание, если центральный - поднимаете руки вверх | |
Решают задачу ОГЭ | Решим задачу, которую нашла Вика в открытом банке ОГЭ на сайте ФИПИ. Сверим свое решение с эталоном . Если вы выполнили это задание верно, поставьте себе 1 балл в рабочий лист. | Делает чертеж. Решают самостоятельно |
Рефлексия | Вернемся к нашей игре верю- не верю. Все ли мы распределили верно? Можем ли сейчас решить задачу, с которой столкнулись в начале урока? Решите ее. Угол = 700. Если вы справились с этой задачей, поставьте себе 1 балл | |
Д/З | Запишите домашнее задание. Выучить теоретический материал. № 654. Дополнительное задание: найти из открытого банка ОГЭ задачу, которую вы бы смогли решить используя теоретический материал, изученный сегодня на уроке и решите ее. | |
Оценивание работы | Посчитайте количество баллов в столбце самооценка и по шкале в конце рабочего листа выставите себе оценку. С учетом ваших оценок я выставлю вам отметку за урок. Оцените свою работу на уроке: поднимите
- цель достигнута - справляюсь, но есть ошибки - ещё нужно над этим работать | |
№ | Задание | Решение | Самооценка |
1 | Прочитав 1 абзац п 73 (стр 168), определите ключевые слова, сформулируйте определение вписанного угла. | ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Вписанный угол – это_______________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ | |
2 | Используя определение, найдите на рисунках а-е вписанные углы, запишите в рабочие листы буквы, над которыми изображены данные углы. Начертите свой вписанный угол. | Вписанные углы: ________________________ | |
3 | Запишите формулировку теоремы о вписанном угле в рабочий лист Сравните вписанный и центральный углы, опирающиеся на одну дугу. | ТЕОРЕМА: _______________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ | |
4 | Используя теорему, решите устно задачу №653 под буквами а- б в паре, под в-д самостоятельно | В паре: а ________ б ________ Самостоятельно: в _________г _________д _________ | |
5 | Запишите формулировку следствий из теоремы Используя теорему и Сл 1, Сл 2, найдите по готовым чертежам х на рис 1-8. | Сл1: ______________________________________ ______________________________________________________________________________________ Сл2: ______________________________________ ______________________________________________________________________________________ Рис 1. х= Рис 2. х = Рис 3. х= Рис 4. х = Рис 5. х= Рис 6. х = Рис 7. х= Рис 8. х = | |
6 | Решите задачу из открытого банка ОГЭ на сайте ФИПИ | | |