Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Эти увлекательные и занимательные задачи»
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Эти увлекательные и занимательные задачи»
Решение задач считается гимнастикой ума Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач, задач – головоломок, на соображение и догадку Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач, задач – головоломок, на соображение и догадку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Эти увлекательные и занимательные задачи»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ПОЧИНОКИНЕЛЬСКАЯ средняя общеобразовательная школа» кОМСОМОЛЬСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Методическая разработка урока математики
в 5 классе по теме
«Эти увлекательные и занимательные задачи»
Работу подготовила:
Смирнова Ирина Аркадьевна,
учитель математики
д. Починок Инели, 2015 год
Цели урока:
Развивающие:
развивать логическое мышление;
развивать самостоятельно принимать решение.
развивать умение контролировать свои действия;
обучать действию по аналогии;
развивать культуру речи;
вырабатывать умение общения.
Образовательные:
• проверить навыки нахождения производительности;
• расширить кругозор учащихся.
Воспитательные:
• вырабатывать умение преодолевать трудности.
Задачи:
применять алгоритм решения математических задач к нестандартным видам задач развивать самостоятельно принимать решение.
начать подготовку к экзамену по математике
использовать задачи в жизненных ситуациях.
Метод:
проблемно-развивающий с элементами пропедевтики (задачи из КИМов ЕГЭ – 2014).
Оборудование: компьютер, видеопроектор, раздаточные материалы
План урока:
Оргмомент.
Разминка: решение примеров – найти ошибки, открыть слово.
Основные этапы урока:
решение трёх разминочных задач по рядам с проверкой;
физкультминутка;
решение двух задач с объёмным содержанием с проверкой.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
приветствие учителя;
объяснение работы учащимися по ходу урока (работа с «Путеводителем», (Приложение 1) использование черновика, работа в парах, краткая запись решения).
Вступление:
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, видеть вашу готовность к уроку и надеюсь, что мы в вами сегодня проведем время с интересом и пользой. Я верю в ваши способности! (мотивационная беседа, побуждающий диалог).
Учитель: Какие математические задания вы считаете наиболее сложными?
Ответ: задачи
Учитель: А самые интересные и полезные задания, с которыми вы встречаетесь в жизни?
Ответ: тоже задачи
Учитель: В к/ф «Розыгрыш» в одной из песен есть такие слова:
«…но жизнь – она особенный предмет, – Задаст вопросы новые в ответ. А ты найди решенье непременно!»
Учитель: Мы сегодня будем решать задачи. Но это не простые задачи. Мы начнём готовиться к одному из важных моментов в жизни каждого человека. К какому? (слайд 2)
2. Разминка.
Задание 1. Найдите значения выражений, исправьте ошибки и определите слово (см. «Путеводитель»)
1) 35 · 5 · 2 =1000
Е
2) 102 + 48 + 98 =350
Э
3) 155 ·49 – 49 ·55= 17
Н
4) 15х + 24х + х, при х = 2 34
М
5) 32 + 52 = 80
А
6) (4 + 6)3 = 4900
З
7) 98 : 72 + 15 = 248
К
Проверка (слайд 3)
Задача урока: мы начнём готовиться к экзамену.
Впишите слово в «Путеводитель». В конце урока я открою вам небольшую «тайну» (слайд 4)
Запишите свою цель на этот урок.
Учитель: Как правильно решать задачи?
Давайте составим алгоритм решения любых математических задач:
Понять смысл задачи
Составить план решения
Описать решение математическими действиями (могут быть нестандартными)
Проанализировать ответ. (слайд 5)
3. Основные этапы урока.
Задание 2. Работа в парах по рядам: прочитать, осмыслить, составить план решения, дать ответ на черновике
1 ряд – задача 1: «Из летнего лагеря уезжают 208 детей и 32 сопровождающих взрослых. В автобусах 44 посадочных места. Какое наименьшее количество автобусов нужно вызвать, чтобы отвезти всех домой?»
2 ряд – задача 2: «Для приготовления маринованных огурцов на 1 л воды требуется 12 г лимонной кислоты. Хозяйка готовит две трёхлитровые банки маринада. В магазине продаются пачки лимонной кислоты по 10 г. Какое наименьшее число пачек достаточно купить хозяйке для приготовления маринада»
3 ряд – задача 3 «Шоколадка стоит 35 рублей. В супермаркете проходит рекламная акция: покупая две шоколадки, покупатель получает третью в подарок. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на сумму 200 рублей?»
Проверка: обсуждение решений, запись краткого решения в «Путеводитель» (Слайды 6-8)
Физкультминутка: упражнения на снятие напряжения, улучшение мозгового кровообращения (стоя)
потереть мочки ушей большим и средним пальчиками;
ладонями потереть вдоль уха слегка;
закрыть-открыть край уха;
слегка потянуть за уши в сторону;
руки вперёд, смена положения рук (выпады вперёд) на 12 счетов;
руки поднять и сбросить усталость.
Задание 3. 2 задачи: 4 и 5 даны заранее в связи с объёмным текстом.
Проверка: обсуждение, запись в «Путеводитель» (слайды 9-11)
4. Домашнее задание:
(слайд 12)
По 1 и 2 задачам даны ответы, можно воспользоваться помощью родителей, ответы отправить SMS на телефон учителя.
5. Заключение.
сохраните листочки с решениями;
можно завести файловую папку и заполнять её по мере взросления;
«Маленькая тайна» – задачи из КИМ к ЕГЭ – 2014 г.;
Рефлексия:
ответьте на вопросы (слайд 13);
прочитайте цель на урок – достигли ли вы её?
тезис урока (слайд 14);
оценки за урок.
Приложение 1
5 класс «Путеводитель по уроку»
Тема урока: «Эти увлекательные и занимательные задачи!»
2. Задача 1. Из летнего лагеря уезжают 208 детей и 32 сопровождающих взрослых. В автобусах 44 посадочных места. Какое наименьшее количество автобусов нужно вызвать, чтобы отвезти всех домой?
Решение:
Ответ:
Задача 2 Для приготовления маринованных огурцов на 1 л воды требуется 12 г лимонной кислоты. Хозяйка готовит две трёхлитровые банки маринада. В магазине продаются пачки лимонной кислоты по 10 г. Какое наименьшее число пачек достаточно купить хозяйке для приготовления маринада
Решение:
Ответ:
Задача 3. Шоколадка стоит 35 рублей. В супермаркете проходит рекламная акция: покупая две шоколадки, покупатель получает третью в подарок. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на сумму 200 рублей?
Решение:
Ответ:
3. Задача 4* . Семья из двух человек планирует поехать из Москвы в Чебоксары. Можно ехать поездом, а можно на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 630 рублей. Автомобиль расходует 11 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 20 рублям за литр. Сколько рублей придётся заплатить за наиболее дешёвую поездку на троих?
Решение:
Ответ:
Задача 5 * . Для ремонта квартиры нужно прибрести 73 квадратных метра паркетной доски. В таблице указаны цены за квадратный метр, условия доставки и специальные предложения (при наличии) каждой из трёх фирм, работающих в городе. У какой из них покупка с доставкой окажется наиболее выгодной? В ответе укажите, сколько рублей придётся заплатить за самую дешевую покупку с доставкой.
Поставщик
Стоимость паркетной доски (руб. за м2)
Стоимость доставки (руб.)
Специальные предложения
А
2850
4600
-
Б
3000
4400
При заказе на сумму более 200 000 руб. доставка бесплатно
В
2900
4500
При заказе на сумму более 210 000 руб. доставка бесплатно
Решение:
Ответ:
Домашнее задание:
Задача 1. Шоколадка стоит 31 рубль. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 170 рублей в воскресенье?
Ответы: А) 6; Б) 7; В) 8; Г) 9.
Задача 2. Трое решают, как им обойдётся дешевле доехать из Москвы до Санкт-Петербурга – на поезде или в автомобиле. Билет на поезд стоит 640 рублей на одного человека. Автомобиль расходует 11 литров бензина на 100 км пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 19 рублям за литр. Сколько рублей придётся заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Ответы: А) 1920; Б) 1980; В) 1463; Г) 1234.
Задание 3. Придумать и оформить задачу с практическим содержанием.
Тезис:
«Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной неизвестности мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».