Тема урока: «Активные формы познавательной деятельности на уроке математики для формирования общеучебных умений и навыков по теме: "Вычитание вида: 10 – Цель: создать условия для формирования:
Ключевых общеобразовательных компетенций : отрабатывать изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания, навыки счёта в пределах 9; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи, изученных видов; моделировать задачу с помощью схематических рисунков;
Социальных компетенций через работу в паре, индивидуально, фронтально;
Компетенций личностного саморазвития через развитие внимания, мышления, памяти, наблюдательности, правильной математической речи;
Информационно - коммуникативной компетенции через работу по учебнику и тетради на печатной основе,
Компетенции сохранения собственного здоровья через проведение физминуток.
Оборудование: 1) интерактивная доска;
2) счётные палочки у каждого ребёнка;
3) веера с цифрами у каждого ученика.
4)ЦОР
Технологическая карта
Структурные элементы урока
Дидактические задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Показатели реальных результатов
1.
Самоопределение
к учебной деятельности (мотивация)
(2 мин.)
(слайд 3)
Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности.
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.Устанавливает тематические рамки учебной деятельности.
Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку. Планиру- ют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Полная готовность класса к работе. Организация внимания учащихся. Эмоциональный настрой на урок.
2. Актуализация знаний учащихся
и фиксация затруднений в деятельности
(4мин).
(слайд 4)
Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия.
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы. Создаёт проблемную ситуацию во время устного счёта.
Обсуждают способы решения задания. Выража- ют свою точку зрения, выдвига- ют свои версии.
Активизируются все мыслительные операции, познавательные процессы.
3. Постановка учебной задачи
(6 мин)
а) разрешение проблемной ситуации;
б) погружение в проблему;
в) дифференциро -ванная работа:
повторение состава числа 10.
(слайд 5)
Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
Разрешение проблемной ситуации, для подведения учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Анализируют проблему, делают выводы. Самостоятельно выделяют и формулируют тему урока. Формулируют конкретную для себя цель будущих учебных действий.
Определяют базовый объем знаний для освоения новой задачи. Формулируют вывод по теме урока: чтобы научиться приёму вычитания вида: 10 - □, нужно знать состав числа 10.
4. «Открытие» детьми нового знания
(5мин.)
а)работа по учебнику;
б) самостоятельная работа.
(слайд 6)
Построить новый способ действия - приём вычитания вида:10 - □ и сформировать умение применять его.
Подводит детей к самостоятельному выводу приёма вычитания вида: 10 - □.
На основе графического рисунка в учебнике объясняют устный приём вычитания из 10.
.
Выполняют задание в рабочей тетради, анализируют, устанавливают причинно – следственные связи.
5. Физминутка
(2 мин)
(слайд 7)
Выполнение упражнений для снятия утомляемости.
Проводит физминутку.
Дети выполняют упражнения для снятия утомляемости.
Снятие утомляемости. Поддержание эмоцио нального настроя на уроке.
6. Первичное закрепление изученного материала
(10 мин.)
а)работа по учебнику «Математика»
на стр.34;
б) работа в группах.
(слайд 8)
Усвоить учащимися новый приём вычитания вида: 10 - □.
Организует работу над решением задачи на разностное сравнение из учебника для закрепления приёма 10 - □. Решают задачи в группах.
Следят за чтением задачи учителем. Проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма составления краткой записи.
Умение выбирать и использовать в ходе решения задач модели и схемы для составления краткой записи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(4 мин.)
(слайд 9)
Интериоризировать учащимся новый способ действия приёма 10 - □ и провести рефлексию достижения пробного учебного действия.
Организует самостоятельную работу по усвоению изученного приёма вычитания вида: 10 - □.
Учащиеся самостоятельно решают примеры .
Осознание каждым обучающимся степени овладения вычислительным приёмом 10 - □.
9. Включение в систему знаний и повторения. Решение устных задач, практической значимости, с темой приближённой к жизненным ситуациям
(4мин.)
(слайд 10)
Включить новый приём 10 - □ в систему знаний, при этом повторить и закрепить ранее изученные приёмы.
Учитель проводит сюжетно – ролевую игру «Магазин»;
- предлагает решить задачи на развитие логического мышления;
Выполняют предложенные учителем задания, в которых новый способ действий связан с ранее изученными.
Выявляет с обучающимися социальную и практическую значимость изучаемого материала.
10. Итог урока. (2мин.)
Проанализировать вместе с учащимися успешность достижения целей урока.
Методика «Продолжить предложения».
Учащиеся соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности.
Анализируют и подводят итог успешности учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
11. Рефлексия
(2 мин.)
(слайд 11)
Проведение самооценки учащимися своей деятельности.
Учит давать оценку своей деятельности на уроке. Оценивает деятельность учащихся на уроке.
Дети дают самооценку своей учебной деятельности по сигнальным карточкам.
Рефлексия по поводу своего психо – эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) (2 мин.)
а) Учитель зачитывает стихотворение: (слайд 3)
Встало солнышко давно. Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс. Математика у нас!
б) Определяет готовность к уроку.
Проверьте, готовы ли вы начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Учебник, ручка и тетрадь? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.
в) Учитель активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности. Повторяет правила гигиены учебного труда.
- Вспомним, как правильно сидеть за партой, следим за осанкой. Приступаем к работе.
г) Учитель устанавливает тематические рамки учебной деятельности. Проводит межпредметную связь с уроком литературное чтение
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Мы отправляемся в путешествие по сказкам, которые вы уже знаете с раннего детства по сказкам великого русского писателя А.С.Пушкина .во время путешествия будьте внимательны ,т.к будите решать примеры и задачи .В путешествие мы поедем на сказочном корабле.
д) Учитель создаёт психологический настрой на урок.
Девиз урока:
«Не стыдно не знать
Стыдно не учиться!»
(Учитель предлагает обсудить в паре смысл поговорки.)
– Как вы понимаете смысл поговорки?
- Какой мы сделаем вывод?
2. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности
(4 мин).(слайд 4)
Учитель выступает в роли организатора. Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы.
-Внимание корабль отправляется .И первая остановка ,первая сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»
1)Весёлые задачки
2)Состав числа 10
3. Постановка учебной задачи (6мин) (слайд5)
а) Следующая остановка и вторая сказка «Сказка о мёртвой царевне…..»
Минутка чистописания.
- Каким приёмам научились на прошлом уроке?
- А сегодня из какого числа будем вычитать?
- Какой будет тема нашего урока?
- Будем учиться вычитать из 10. (10 -□)
- Какую цель вы ставите для себя на уроке?
- Что мы должны для этого знать?
б) Дифференцированная работа: повторение состава числа 10.
Работа в парах:
- Игра «Дополни до 10»
(Учитель организует работу для всего класса в парах за партами в паре .Самопроверка со слайда) Зная состав числа можно решить примеры.
Самопроверка со слайда.
4. Физминутка (2 мин) (слайд 6)
5 «Открытие» детьми нового знания (5мин.)(слайд 7)
Поплыли дальше но кто это….(Петушок ) «Сказка о золотом Петушке»
Он желает чтобы вы заглянули в свои волшебные книги. Но прежде вспомните как правильно нужно обращаться с книгой.
а) Работа по учебнику на стр. 34 №1
Подводит детей к самостоятельному выводу приёма вычитания вида: 10 - □.
- Выберите выражения которые подходят к нашей теме и найдите значение. Самопроверка
Как можно получить число 10? (10 = 8 + 2)
- Что мы знаем о взаимосвязи сложения и вычитания?
- Какой сделаем вывод?
6. Первичное закрепление изученного материала (8мин.) (слайд 8,9)
а) Работа по учебнику «Математика» на стр.34. Задача № 3
Чтение условия задачи учителем. Учитель обращает внимание на составление краткой записи к задаче. Организует работу над решением задачи на разностное сравнение из учебника для закрепления приёма 10 - □.
I – 5 эт.
II– ? на 3 эт.
5 + 3 = 8 (эт.)
Ответ: 8 этажей.
б) Работа в группах, для отработки умения решать примеры вычитания вида: 10 - □. (Составить картину сказочного героя)
7. Включение в систему знаний и повторения. Решение устных задач, практической значимости, с темой приближённой к жизненным ситуациям (4мин.)
Учитель включает новый способ действий в систему знаний, при этом повторяет и закрепляет ранее изученные способы.
а) Учитель организует проведение сюжетно - ролевой игры «Магазин». (слайд 10)
- Предлагает совершить покупки 1. 2, 3 предметов на 10 руб. и подсчитать сдачу. Выявляет с обучающи- мися социальную и практическую значимость изучаемого материала
б)Учитель предлагает решить задачи на развитие логического мышления.
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 10 яиц?
- В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться?
8.Итог урока. (2мин.)
-Настало время возвращаться домой. Путешествие подошло к концу.Посмотрите кто нас встречает.(Кот учёный)
– Какая была тема урока?
– Что вы узнали нового?
– Какое задание показалось самым интересным?
– В чем затруднялись?
– Над чем нужно работать?
Методика «Продолжить предложения», для самооценки своей деятельности.
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…
Мне было интересно…
– Ребята, кого бы вы похвалили за работу на уроке?
- Сегодня на уроке были внимательными, активными …