Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
предметные | личностные |
МОТИВАЦИЯ |
Ребята! Перед вами 3 высказывания. Давайте их прочитаем Попробуйте основные мысли этих высказываний объединить Сформулируйте цель сегодняшнего занятия, о чем сегодня будем говорить | О скором выборе профессии О важности этого выбора О профессиях О том, что наука математика важна для любой профессии | | -Умение проанализировать высказывания -Обобщить, - сделать вывод -сформулировать главную мысль - развитие логической культуры, культуры мышления и речи; культуры поиска математических решений; - совершенствование умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, сравнения и обобщения. |
Правильно, совсем скоро вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в этом выборе. Ведь от этого зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Ну, а математика, как маяк, освещает нам путь к профессии. Ведь математика важна и нужна в любом деле. | | | - проявление интереса к процессу выбора профессии - приобретение понимания важности профессионального выбора и ответственности при принятии решения - формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; |
Ну а раз так и нам нужно определяться с профессией, приглашаю вас на ?????? Р А Р (переставьте буквы на новые места и получите слово - место нашей встречи) | ЯРМАРКА | - развитие логических умений - умений расшифровывать ребусы | - развитие творческих способностей; - развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; |
Но не обычная ярмарка, а ярмарка профессий. И народу на ярмарке – видимо-не видимо, а профессий интересных – множество, а приглашаюших – огромное разнообразие. Но не все места на ярмарке посетим мы, а только те, что – чисто Брянские, только с теми профессиями познакомимся, которые легко получим на Брянщине и которые потом помогут вам осуществить свою профессиональную карьеру именно в родном городе. | | | - воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; - развитие интереса к математическому - творчеству и математических способностей; |
РАБОТА В ГРУППАХ | | |
И громче всех кричит на этой ярмарке и зазывает нас к себе …. Угадайте, какая профессия…. | 1 группа читает с листа у них на столе: Гибкость, разностороннее развитие, восприимчивость к новым знаниям - это главные качества, которые должны иметь люди этой профессии. Хороший специалист должен обладать еще и: высоким уровнем интеллекта, интуицией, ответственностью, эмоциональной устойчивостью, общительностью, наблюдательностью, милосердием, уверенностью, решительностью. И если ты внимательный и отзывчивый, добрый и спокойный, обладаешь хорошей памятью и умелыми руками, тогда тебе остаётся только подтянуть химию, физику и биологию для того, чтобы хорошенько подготовиться и поступить в нужное учебное заведение. Ну а потом ты сможешь стать человеком, которому люди доверяют самое дорогое – свою жизнь и здоровье! Ведь главные обязанности такого специалиста: оказание помощи; определение причин болезней; диагностика и лечение; реабилитация и профилактика заболеваний; просветительская работа среди населения; использование новых препаратов и диагностических методов. | | - готовность ученика целенаправленно использовать в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); формирование : - качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; - умений работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. - развитие умений слушать, на слух выделять главное -знакомство с профессией врача, качествами людей этой профессии, их главными обязанностями, - а также с медицинскими образовательными учреждениями Брянска |
| ВРАЧ | | |
А получать эту профессию можно начинать в Брянском медицинском колледже. А в том, что математика нужна и в медицине, убедитесь, решив задачу: Врач прописывает больному курс лекарства, которое нужно пить по 0,5г три раза в день в течении трёх недель. В одной упаковке содержится 10 таблеток по 0,5г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс? | Все группы решают на большом чистом листе. Кто первым решил – вывешивают на доску рядом с профессией | развитие умений: - находить часть от числа -целое, состоящее из равных частей -количество равных частей | - способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; - приобретение практических навыков в использовании лекарственных препаратов -прослеживание связи между математикой и медициной - критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. |
А ярмарка шумит, кипит, предлагает все новые и новые профессии. О какой профессии идет речь в этом описании? | 2 группа читает с листа у них на столе: Требования к индивидуальным особенностям такого специалиста: Устойчивость внимания, хорошая долговременная и оперативная память, арифметические способности, хорошие навыки устного счета, глазомер, точное пространственное восприятие величины и формы предмета, четкая дикция, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, общительность, честность Этот специалист может: рекламировать имеющийся товар, предлагать взаимозаменяемый товар, подсчитывает его стоимость, проверять реквизиты чека, упаковывать товар, выдавать покупку, следить за своевременным пополнением запасов товаров, сроками их реализации, оформлять гарантийные паспорта на товары, проверять наименование, количество, комплектность, сортность, цены, соответствие маркировки, ярлыки изготовителя, подсчитывать чеки (деньги), работать за кассовым аппаратом. оформлять прилавочные витрины. | | - познавательный интерес к математической науке. - развитие умений слушать, на слух выделять главное -знакомство с профессией продавца, товароведа, с качествами людей этой профессии, их главными обязанностями, - а также с образовательными учреждениями Брянска, где можно получить эту профессию |
| ПРОДАВЕЦ, ТОВАРОВЕД | | |
Получить профессию продавца и товароведа можно Брянском торгово-кооперативном техникуме, а о связи товароведения и математики говорит такая задача: Осенью 1 кг яблок стоит 8о рублей. Мама купила 1кг200г. Сколько сдачи она должна получить с 500 рублей? | Все группы решают на большом чистом листе. Кто первым решил – вывешивают на доску рядом с профессией | -рассчет стоимости покупки -нахождение разности (сдачи) | - приобретение практических навыков в торговых рассчетах -прослеживание связи между математикой и торговлей - критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. |
Отгадайте следующую профессию | 3 группа читает с листа: Загадка: В фирме прибыль он считает, всем зарплату начисляет, И считать ему не лень Все налоги целый день Такой специалист – своего рода «финансовый доктор», который знает все сильные и слабые стороны организации и принимает решения по правильной расстановке приоритетов и целей ликвидации финансовых проблем, убытков, оптимизации расходов и доходов и получения максимальной прибыли при минимальных затратах. В его обязанности этой службы входит: ведение учета материальных ценностей, начисление заработной платы, ведение налогового учета, расчет и оплата налоговых платежей и взносов во внебюджетные фонды, сдача отчетности в контролирующие органы. Если на предприятии прекратить вести учет, то деятельность очень быстро будет парализована. Поэтому работа такого специалиста связана с огромной ответственностью. Успешно развиваться и овладеть этой наукой помогут следующие способности и качества: интеллектуальная способность, логическая и математическая память, концентрация внимания, усидчивость, умение работать над большими объемами информации. Если вы обладает е такими способностями, тогда вы смело можете выбирать профессию … | | - развитие умений слушать, на слух выделять главное -знакомство с профессией экономиста, с качествами людей этой профессии, их главными обязанностями, - а также с образовательными учреждениями Брянска, где можно получить эту профессию |
| ЭКОНОМИСТ – БУХГАЛТЕР | | |
Получить профессию можно в Брянском техникуме управления и бизнеса и тогда вы точно сумеете рассчитать свою заработную плату, а поможет задача: Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Дмитрия Евгеньевича равна 30 800 рублей. Какую сумму он получит после вычета налога на доходы? Ответ дайте в рублях. | Все группы решают на большом чистом листе. Кто первым решил – вывешивают на доску рядом с профессией | развитие умений: - находить процент от числа - находить разность между величинами | - критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач - приобретение практических навыков в экономических рассчетах -прослеживание связи между математикой и бухгалтерией |
А вот следующие зазывалы в профессию | 4 группа читает с листа: Специалист этой отрасли необходим во многих сферах экономики и производства. Люди этой профессии – всегда в движении и путешествии, видят разных людей, открывают для себя новые интересные места, города. Но это не только увлекательно, но и сложно. Ведь зачастую приходится уезжать надолго, на далекие расстояния, быть длительное время вдали от семьи. Надо быть всегда очень ответственным и внимательным, исполнительным и трудолюбивым, уметь принимать решения в сложных ситуациях. Этот специалист управляет определенным транспортным средством и всегда отвечает за сохранность перевозимых грузов или за жизнь пассажиров. | | - развитие умений слушать, на слух выделять главное -знакомство с профессией водителя, машиниста, с качествами людей этой профессии, их главными обязанностями, - а также с образовательными учреждениями Брянска, где можно получить эту профессию |
| ВОДИТЕЛЬ, МАШИНИСТ | | |
Железнодорожный и автомобильный техникум Брянска ждут вас и предлагают задачу: Семья из трёх человек планирует поехать из Брянска в Санкт-Петербург. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 2000 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 1200 километров, а цена бензина равна 42,1 рубля за литр. Сколько рублей придётся заплатить за наиболее дешёвую поездку на троих? | Все группы решают на большом чистом листе. Кто первым решил – вывешивают на доску рядом с профессией | - вычисление по формуле: расстояния, стоимости, целого, состоящего из равных частей | - критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач - приобретение практических навыков в экономических рассчетах стоимости покупки; - выгоды при покупке; -прослеживание связи между математикой и автомобильным и ж/д транспортом |
О какой профессии идет речь в этой загадке | 5 группа читает с листа: Загадка: Каждое его творенье — просто сказка, объеденье, мысли, творчества полет. Тот, кто пробовал, поймёт. Мастер этого дела должен быть математиком, химиком, физиком, дизайнером, стилистом, экспертом вкуса и запаха, врачом-диетологом, гуру в вопросах здорового образа жизни, фантазером и реалистом, ремесленником и поэтом. Сочетание этих навыков дает ординарному специалисту шанс стать профессионалом высшего класса. Если главными критериями будущей профессии вы считаете востребованность, отсутствие рутины, наличие перспективы роста и стабильного дохода — вам сюда, в царство раскаленных плит, кухонной утвари и разнообразия вкусов. | | - развитие умений слушать, на слух выделять главное -знакомство с профессией повара или кулинара, с качествами людей этой профессии, их главными обязанностями, - а также с образовательными учреждениями Брянска, где можно получить эту профессию |
| ПОВАР, КУЛИНАР | | |
Получить эту профессию можно в Брянском колледже питания и торговли, а пока решите Задачу: Для приготовления вкуснейших котлет шеф-повар взял фарш из говядины и свинины в отношении 13:12. Какой процент в фарше составляет говядина? | Все группы решают на большом чистом листе. Кто первым решил – вывешивают на доску рядом с профессией | Развитие умений: - вычислять процентное отношение величин | - критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач - приобретение практических навыков в кулинарии; -прослеживание связи между математикой и поварским делом |
Слышите??? Кто-то громче всех кричит на нашей ярмарке и зазывает к себе заглянуть. | 6 группа с листа читает: В переводе с французского это слово означает «способный, талантливый», хотя и связаны люди этой профессии с разнообразными машинами, механизмами и станками. Они создают в конструкторских бюро новые модели аппаратов, сложнейшей техники: придумывают, затем проектируют на бумаге — делают чертежи и только потом воплощают в жизнь и испытывают ее. Работа этих людей разделяется на множество специальностей. Одни разбираются в работе станков, другие — в работе машин, третьи — самолетов и вертолетов, четвертые — кораблей, пятые — в работе медицинской аппаратуры. Объединяет всех этих людей то, что они создают определенный проект и контролируют весь процесс его реализации. Проекты, в подавляющем большинстве случаев создаются с использованием цифр и сложных вычислений. Для создания механизмов или зданий нужно знать физические законы, которые также отображены в математической форме. Люди этой профессии во все времена пользовались уважением и были востребованы. Да и сейчас для школьников создаются ЦТО, чтобы заранее готовить современные квалифицированные технические кадры. Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии? Во-первых, хороший интеллект. Есть хорошая новость: он развивается усидчивостью и упорством в решении интеллектуальных задач — математических или физических — освоением алгоритмов их решения, наработкой опыта применения математических и физических законов и решений в практике. А значит, следует (и это — во-вторых) интересоваться практическими вопросами физики и математики, изучать случаи использования тех или иных закономерностей этих наук, интересными изобретениями, новинками техники. В-третьих, для этого полезно посещать сообщества по интересам: в школе — кружки и клубы, где конструируются роботы, модели и механизмы и пр., а в вузе — студенческие научно-конструкторские общества. | | - познавательный интерес к математической науке. -- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач |
| ИНЖЕНЕР | | |
Начать получать эту профессию можно в строительном техникуме или в нашем техникуме радиоэлектроники, а дальше в БГИТА или БГТУ. Очень востребована эта профессия на разных предприятиях, не хватает и очень нужны на Брянщине и инженеры-наладчики, и инженеры-электронщики, и инженеры-конструкторы, и инженеры-строители и др. А самое близкое к нам и быстро развивающееся предприятие – это «Термотрон-завод» | | | -знакомство с профессией инженер, с качествами людей этой профессии, их главными обязанностями, - а также с образовательными учреждениями Брянска, где можно получить эту профессию - приобретение профессиональной информации о предприятии, где востребована профессия |
| Презентация о «Термотроне» | |
Давайте решим несколько задач об этой важной профессии инженер | | | |
1 задача | | | |
Температуру нагревательного элемента (в градусах Кельвина) в зависимости от времени (в минутах) инженер-энергетик вычисляет по формуле T(t) = T0 + at + bt2 , где T0 = 760 К, а = 34 К /мин, в = - 0,2 К /мин2 Известно, что при температурах нагревателя свыше 1600К прибор может испортиться, поэтому его надо отключать. Определите, через какое наибольшее время после начала работы нужно отключить прибор. | 1 задачу решают 2 группы одновременно Кто первым решил – вывешивают на доску рядом с профессией | - Развитие вычислительных умений - умений работать по формуле | -критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач -приобретение практических навыков в электрике, приборостроении и энергетике; -прослеживание связи между математикой и инженерным делом |
2 задача | | - развитие умений выражать величину из формулы - вычислительные умения |
У инженера-электрика тариф за установку двух счётчиков воды (холодной и горячей) - 3300 рублей. До установки счётчиков за воду платили 800 рублей ежемесячно. После установки счётчиков ежемесячная оплата воды стала составлять 300 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счётчиков, если тарифы на воду не изменятся? | |
3 задача | |
Инженеры-конструкторы «Термотрон-завода» на московской выставке демонстрировали локатор батискафа, равномерно погружающегося вертикально вниз. Этот локатор испускает ультразвуковой сигнал частотой 749 МГц. Приёмник регистрирует частоту сигнала, отражённого от дна океана. Скорость погружения батискафа (в м/с) и частоты связаны соотношением, где с=1500 м/с — скорость звука в воде, f — частота испускаемого сигнала (в МГц), f — частота отражённого сигнала (в МГц). Найдите частоту отражённого сигнала, если батискаф погружается со скоростью 2 м/с. | |
Подведение итогов | | |
Наша ярмарка затихает, не о всех профессиях она нам поведала, много есть еще разных и интересных специальностей. И к какому же выводу мы все-таки пришли : …… Наука в школе есть одна. Во всех профессиях нужна: водителям, врачам и поварам, технологам, певцам и продавцам. Всем математика важна. Царица всех наук она. | людям многих различных профессий необходимо знание математики. | | - развитие логической культуры, культуры мышления и речи; |
Хочу предложить вам математическую формулу: | | | - осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; |
| | | - развитие логической культуры, культуры мышления и речи; - совершенствование умения строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, сравнения и обобщения. -осознание своего профессионального пути |
Примените ее и попробуйте уже сейчас выбрать ваш будущий путь | (с помощью магнита отметьте место вашего движения) | | |