kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного занятия "Старинные русские меры длины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие в разновозрастных группах 4,5 класс с применением исследовательской деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Старинные русские меры длины"»

Технологическая карта урока


Золоткова М.Г. – учитель математики

муниципального общеобразовательного учреждения

Первомайской средней школы

Первомайского МР

Предмет

Математика

класс

4,5 классы

Автор УМК

4 класс И.И.Аргинская(система Л. В. Занкова).5 класс – А.Г.Модкович. И .И. Зубарева


4 класс

5 класс

Старинные русские меры длины

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель урока


Создание условий для расширения представлений о единицах измерения длины и применение в жизненных ситуациях.

Задачи урока

Организовать совершенствование знаний в метрической системе мер с помощью метода частично – поисковой деятельности.

Дать возможность изучить взаимосвязь старинных мер длины и современных.

Планируемый результат

Предметные

Учащиеся познакомятся с историческим происхождением старинных мер длины,научатся переводить старинные меры длины в современные и обратно.




Метапредметные

Личностные:

Взаимодействуют с ребятами разного возраста через участие в совместной деятельности.

Регулятивные УУД

Принимают учебную задачу.

Планируют свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.

Вносят необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Рефлексивные умения: осмысливают практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивают полученные результаты с поставленной задачей; оценивают свою деятельность на уроке, определяют успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умеют строить речевое высказывание в устной форме; извлекают необходимую информацию из текста.

Логические действия: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний; умеют строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные УУД: -доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи; высказывают свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить свою точку зрения;

-договариваются, выполняя различные роли в разновозрастной группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) ;

- учатся уважительно относиться к позиции другого.

Организация образовательного пространства

Проектор, линейка , сантиметровая лента, карточки для работы в группах, костюмы для купцов, атласная тесьма, раздаточный материал (карточки с заданиями, (старинные русские меры длины), веревочка. презентация к уроку.



Формы организации и методы обучения

Исследовательская и познавательная деятельность

Ход занятия

Основные этапы организации учебной деятельности



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся



Формируемые способы деятельности

4 класс

5 класс





1.Организационный момент

(Приложение 1)

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

1. Формирование групп(по цветовым карточкам)


Приветствие учителя ребятам. (слайд №2)




Настрой обучающихся на предстоящую деятельность.

Личностные УУД

мотивационная основа учебной деятельности

2.Постановка проблемы.

1.Создание проблемной ситуации через постановку вопроса .

2. Подведение к целесообразности исследовательской деятельности.

Учитель: Я пожелаю вам сегодня быть семи пядей во лбу.

Что же я вам пожелала?

Ребята : быть умными

Учитель: что такое пядь?

Ребята: старинная мера длины.

Рассказ учителя (слайд №3 ) о пяди как мере длины

Учитель: А мы с вами современные люди. Важно ли нам знать старинные меры длины?

Высказывают мнения по поводу значения пословицы.













Практическая деятельность : определение своей пяди и фиксирование в таблицу. (Приложение №2)









Познавательные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу















Самостоятельно формулировать тему урока , познавательную цель и способ ее достижения.

3.Открытие новых знаний.

Приложение №3

. Совместное исследование проблемы.


1.Организует представление «Ярмарка». ( слайд №4)








2.Организует практическую работу в группах по выявлению «самого выгодного продавца»




3. Организует исследовательскую работу в группах по анализу литературных произведений по теме урока.


Участвуют в представлении.

Анализируют ситуацию, сравнивают результаты, выдвигают гипотезу на вопрос « Какой продавец выгоднее купцу?», аргументируют свою точку зрения.





Сравнивают длину локтей в группе (По длине).

Делают вывод






Работа с инструкцией(Приложение№5)., с памяткой «Старинные меры длины»(Приложение №6) (приложение №7), отрывком из литературного произведения.(Приложение №4),

Личностные

Уважительно относится к другому

мнению,

Познавательные

Устанавливать причинно-

следственные связи






Коммуникативные


Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,


Познавательные


Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное

Извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров

Преобразовывать графическую модель и текстовую в знако-символьную


4.Закрепление полученных знаний

Первичный контроль усвоения полученных знаний

Организует представление результатов групповой работы


















Представляют результаты своей деятельности согласно заданиям на карточках .(3 группы)

Личностные

Выстраивать межличностные отношения

Уважительно относиться к истории и культуре своего народа

Регулятивные

Самостоятельно выделяет

ориентиры действия в новом

учебном материале

Познавательные

Выбирает наиболее эффективные

способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Строит логические цепи рассуждении


5.Представление исследовательской работы 4 и 5 классов

Показать важность изучаемой темы

1.Организует представление результатов .

2.Обращение к цели урока

(Приложение №8)

Представляет результаты опроса взрослого населения

Представление своих мнений

Представляют результаты опроса учащихся 6-11 классов

Представление своих мнений

Регулятивные


Самостоятельно обобщать полученные данные.

Представлять результаты в различных графических моделях


6.. Рефлексия

Самооценка ученика своей деятельности на уроке

Предлагает оценить полезность и усвоеность урока старинными мерами длины: вершком, пядью, локтем, саженью (распечатка на карточках)

Самостоятельно классифицирует

объекты

Рефлексия своих действий

Личностные


Может оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности

7.Домашнее задание

Закрепление материала в новой деятельности

Предлагает домашнее задание 1.Всем учащимся

2. По выбору

1.Исследовательская работа: «измерить членов семьи старинными мерами оформить в таблицу.

2.Подготовиться к рассказу о старинных мерах длины другим ребятам (по желанию)












Приложение 1 Презентация слайд №2



Приложение №2


Члены семьи

Вершок, см

Пядь, см

Локоть , см

Аршин, см

Я


























Приложение №3


(Три продавца: маленький , средний и большой, в костюмах)

- Ребята, представим, что мы оказались на ярмарке в древнерусском

городе.

2 продавец:

Тары-бары растабары

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

3 продавец

Разбирайте нарасхват.

Иголки не ломки,

Нитки, тесемки.

1 Продавец

Люди, подходите-ка!

Тесьму поглядите-ка

Одна ученица покупает у одного купца, другая у второго, третья у третьего..

2 продавец: Мы сегодня товар продаем отрезками по два локтя. Будете брать?.

ОТРЕЗАЕМ.

Учитель:- Как вы думаете, одинаковой длины купили тесьму? (Тесьму прикрепляем на доску )Почему? Давайте

проверим.

Вот так раньше расчетливые торговцы предпочитали нанимать на

работу низкорослых продавцов.


Выступление ученика 8 класса( один из продавцов)

(Локоть древнейшая мера длины, которой пользовались во многих странах мира.

Локоть – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака

до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см

Как мера длины на Руси встречается с 11 века. Её применяли в крестьянском

хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях

шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть).

Часто эта мера длины употребляется и в старинных пословицах «Сам с ноготок, а борода - с локоток ». До Петра I борода, особенно у бояр, служила

признаком знатности рода и происхождения. Чем больше и длиннее была борода,

тем больше должно было быть уважение к ее хозяину.)



Приложение №4

Задания на карточках

1 группа

Двух рожу тебе коней-

Да таких каких поныне

Не бывало и в помине;

да ещё рожу конька

Ростом только в 3 вершка

На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.



Задание: Определите рост конька и ушей. Используя веревочку покажите результат наглядно

При решении используй следующую дополнительную информацию: (Оказывается при определении роста человека или животного счет велся после двух аршин. Если говорилось три вершка, то это означало 2 аршина + вершки. )

2 группа

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась,
К бедным зверкам: уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.

Задание :Нарисовать на полу островок мелом .

3 группа

«Хорош был у старого Ильи добрый конь, его Бурушка Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей…»

Задание :Узнайте длину хвоста и шерсти Бурушки в современных мерах длины. Используя веревочку покажите результат наглядно.

Приложение №5 (Инструкция)

1.Прочитай отрывок из литературного произведения.

2.Определи жанр литературного произведения и автора.

3.О какой старинной мере длины идет речь?.

4. Узнайте по памятке об этой старинной мере длины.

5.Выполни задание .

Приложение №6



Приложение №7

Интересно!

Сажень -название происходит от слова «сягать», т.е. доставать до чего либо. Отсюда слово «недосягаемый» - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить.

Аршин-"аршин" обозначал длину человеческого шага.  В древнерусском языке означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути.

Верста -старорусская путевая мера (её раннее название - "поприще"). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. В среднем верста= 1 км 66 м."Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.

Вершок-происходит от слова "верх".Верх указательного пальца, точнее, два верхних сустава этого пальца.

Перст-старинное название указательного пальца руки , ширина которого равна приблизительно 2 см. Использовался как мера длины или толщины предмета.

Приложение №8

1.Обобщение учитель Обобщение полученных знаний: Международная система единиц СИ.

. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство стремилось измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле. Отсюда пошла поговорка «Другого на свою меру не меряй».

С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание международной единицы длины. Была принята Международная система единиц СИ с которой вы более подробно познакомитесь в 7 классе



2.Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.

Вывод: (Знания соотношений старинных русских мер и современных единиц измерения величин, помогает легче понять содержание учебных и художественных текстов, смысл пословиц и поговорок).

(Встречая сейчас в литературных произведениях старинные меры длины, я могу перевести их в современные и узнать истинные размеры героев, а также решать математические задачи).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект внеурочного занятия "Старинные русские меры длины"

Автор: Золоткова Марина Геннадьевна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект внеурочного занятия по математике. Тема "Старинные меры длины" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-vnieurochnogho-zaniatiia-po-matiematikie-tiema-starinnyie-miery-dliny"
    ["file_id"] => string(6) "234595"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443466896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства