Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Старинные русские меры длины"»
Технологическая карта урока
Золоткова М.Г. – учитель математики
муниципального общеобразовательного учреждения
Первомайской средней школы
Первомайского МР
Предмет
Математика
класс
4,5 классы
Автор УМК
4 класс И.И.Аргинская(система Л. В. Занкова).5 класс – А.Г.Модкович. И .И. Зубарева
4 класс
5 класс
Старинные русские меры длины
Тип урока
Открытие новых знаний.
Цель урока
Создание условий для расширения представлений о единицах измерения длины и применение в жизненных ситуациях.
Задачи урока
Организовать совершенствование знаний в метрической системе мер с помощью метода частично – поисковой деятельности.
Дать возможность изучить взаимосвязь старинных мер длины и современных.
Планируемый результат
Предметные
Учащиеся познакомятся с историческим происхождением старинных мер длины,научатся переводить старинные меры длины в современные и обратно.
Метапредметные
Личностные:
Взаимодействуют с ребятами разного возраста через участие в совместной деятельности.
Регулятивные УУД
Принимают учебную задачу.
Планируют свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.
Вносят необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Рефлексивные умения: осмысливают практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивают полученные результаты с поставленной задачей; оценивают свою деятельность на уроке, определяют успехи и трудности.
Познавательные УУД:
Общеучебные действия: умеют строить речевое высказывание в устной форме; извлекают необходимую информацию из текста.
Логические действия: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний; умеют строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные УУД: -доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи; высказывают свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
-слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить свою точку зрения;
-договариваются, выполняя различные роли в разновозрастной группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) ;
- учатся уважительно относиться к позиции другого.
Организация образовательного пространства
Проектор, линейка , сантиметровая лента, карточки для работы в группах, костюмы для купцов, атласная тесьма, раздаточный материал (карточки с заданиями, (старинные русские меры длины), веревочка. презентация к уроку.
Формы организации и методы обучения
Исследовательская и познавательная деятельность
Ход занятия
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые способы деятельности
4 класс
5 класс
1.Организационный момент
(Приложение 1)
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
1. Формирование групп(по цветовым карточкам)
Приветствие учителя ребятам. (слайд №2)
Настрой обучающихся на предстоящую деятельность.
Личностные УУД
мотивационная основа учебной деятельности
2.Постановка проблемы.
1.Создание проблемной ситуации через постановку вопроса .
2. Подведение к целесообразности исследовательской деятельности.
Учитель: Я пожелаю вам сегодня быть семи пядей во лбу.
Что же я вам пожелала?
Ребята : быть умными
Учитель: что такое пядь?
Ребята: старинная мера длины.
Рассказ учителя (слайд №3 ) о пяди как мере длины
Учитель: А мы с вами современные люди. Важно ли нам знать старинные меры длины?
Высказывают мнения по поводу значения пословицы.
Практическая деятельность : определение своей пяди и фиксирование в таблицу. (Приложение №2)
Познавательные
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Самостоятельно формулировать тему урока , познавательную цель и способ ее достижения.
3.Открытие новых знаний.
Приложение №3
. Совместное исследование проблемы.
1.Организует представление «Ярмарка». ( слайд №4)
2.Организует практическую работу в группах по выявлению «самого выгодного продавца»
3. Организует исследовательскую работу в группах по анализу литературных произведений по теме урока.
Участвуют в представлении.
Анализируют ситуацию, сравнивают результаты, выдвигают гипотезу на вопрос « Какой продавец выгоднее купцу?», аргументируют свою точку зрения.
Сравнивают длину локтей в группе (По длине).
Делают вывод
Работа с инструкцией(Приложение№5)., с памяткой «Старинные меры длины»(Приложение №6) (приложение №7), отрывком из литературного произведения.(Приложение №4),
Личностные
Уважительно относится к другому
мнению,
Познавательные
Устанавливать причинно-
следственные связи
Коммуникативные
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
Познавательные
Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное
Извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров
Преобразовывать графическую модель и текстовую в знако-символьную
4.Закрепление полученных знаний
Первичный контроль усвоения полученных знаний
Организует представление результатов групповой работы
Представляют результаты своей деятельности согласно заданиям на карточках .(3 группы)
Личностные
Выстраивать межличностные отношения
Уважительно относиться к истории и культуре своего народа
Регулятивные
Самостоятельно выделяет
ориентиры действия в новом
учебном материале
Познавательные
Выбирает наиболее эффективные
способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Строит логические цепи рассуждении
5.Представление исследовательской работы 4 и 5 классов
Показать важность изучаемой темы
1.Организует представление результатов .
2.Обращение к цели урока
(Приложение №8)
Представляет результаты опроса взрослого населения
Представление своих мнений
Представляют результаты опроса учащихся 6-11 классов
Представление своих мнений
Регулятивные
Самостоятельно обобщать полученные данные.
Представлять результаты в различных графических моделях
6.. Рефлексия
Самооценка ученика своей деятельности на уроке
Предлагает оценить полезность и усвоеность урока старинными мерами длины: вершком, пядью, локтем, саженью (распечатка на карточках)
Самостоятельно классифицирует
объекты
Рефлексия своих действий
Личностные
Может оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности
7.Домашнее задание
Закрепление материала в новой деятельности
Предлагает домашнее задание 1.Всем учащимся
2. По выбору
1.Исследовательская работа: «измерить членов семьи старинными мерами оформить в таблицу.
2.Подготовиться к рассказу о старинных мерах длины другим ребятам (по желанию)
Приложение 1 Презентация слайд №2
Приложение №2
Члены семьи
Вершок, см
Пядь, см
Локоть , см
Аршин, см
Я
Приложение №3
(Три продавца: маленький , средний и большой, в костюмах)
- Ребята, представим, что мы оказались на ярмарке в древнерусском
городе.
2 продавец:
Тары-бары растабары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
3 продавец
Разбирайте нарасхват.
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки.
1 Продавец
Люди, подходите-ка!
Тесьму поглядите-ка
Одна ученица покупает у одного купца, другая у второго, третья у третьего..
2 продавец: Мы сегодня товар продаем отрезками по два локтя. Будете брать?.
ОТРЕЗАЕМ.
Учитель:- Как вы думаете, одинаковой длины купили тесьму? (Тесьму прикрепляем на доску )Почему? Давайте
проверим.
Вот так раньше расчетливые торговцы предпочитали нанимать на
работу низкорослых продавцов.
Выступление ученика 8 класса( один из продавцов)
(Локоть древнейшая мера длины, которой пользовались во многих странах мира.
Локоть – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака
до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см
Как мера длины на Руси встречается с 11 века. Её применяли в крестьянском
хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях
шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть).
Часто эта мера длины употребляется и в старинных пословицах «Сам с ноготок, а борода - с локоток ». До Петра I борода, особенно у бояр, служила
признаком знатности рода и происхождения. Чем больше и длиннее была борода,
тем больше должно было быть уважение к ее хозяину.)
Приложение №4
Задания на карточках
1 группа
Двух рожу тебе коней-
Да таких каких поныне
Не бывало и в помине;
да ещё рожу конька
Ростом только в 3 вершка
На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами.
Задание: Определите рост конька и ушей. Используя веревочку покажите результат наглядно
При решении используй следующую дополнительную информацию: (Оказывается при определении роста человека или животного счет велся после двух аршин. Если говорилось три вершка, то это означало 2 аршина + вершки. )
2 группа
… Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась, К бедным зверкам: уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.
Задание :Нарисовать на полу островок мелом .
3 группа
«Хорош был у старого Ильи добрый конь, его Бурушка Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей…»
Задание :Узнайте длину хвоста и шерсти Бурушки в современных мерах длины. Используя веревочку покажите результат наглядно.
Приложение №5 (Инструкция)
1.Прочитай отрывок из литературного произведения.
2.Определи жанр литературного произведения и автора.
3.О какой старинной мере длины идет речь?.
4. Узнайте по памятке об этой старинной мере длины.
5.Выполни задание .
Приложение №6
Приложение №7
Интересно!
Сажень -название происходит от слова «сягать», т.е. доставать до чего либо. Отсюда слово «недосягаемый» - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить.
Аршин-"аршин" обозначал длину человеческого шага. В древнерусском языке означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути.
Верста -старорусская путевая мера (её раннее название - "поприще"). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.В среднем верста= 1 км 66 м."Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.
Вершок-происходит от слова "верх".Верх указательного пальца, точнее, два верхних сустава этого пальца.
Перст-старинное название указательного пальца руки , ширина которого равна приблизительно 2 см.Использовался как мера длины или толщины предмета.
Приложение №8
1.Обобщение учитель Обобщение полученных знаний: Международная система единиц СИ.
. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство стремилось измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле. Отсюда пошла поговорка «Другого на свою меру не меряй».
С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание международной единицы длины. Была принята Международная система единиц СИ с которой вы более подробно познакомитесь в 7 классе
2.Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.
Вывод: (Знания соотношений старинных русских мер и современных единиц измерения величин, помогает легче понять содержание учебных и художественных текстов, смысл пословиц и поговорок).
(Встречая сейчас в литературных произведениях старинные меры длины, я могу перевести их в современные и узнать истинные размеры героев, а также решать математические задачи).