Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в малокомплектной школе»
Конспект урока математики в 3 – 4 классах
Тема: Закрепление. Арифметические действия. Умножение и деление многозначного числа на однозначное число.
Цель:
закрепление умения выполнять арифметические действия с многозначными числами, решение задач на нахождение периметра и площади фигуры, решения уравнений;
развитие вычислительных навыков, логического мышления, внимания, умения доказывать, анализировать, работать в паре;
ознакомление с традициями казахского народа, воспитание интернационализма, дружбы, трудолюбия, творческих способностей, интереса к предмету.
Формы урока: индивидуальные, групповые, парные.
Ход урока I. Организационный момент.
1.Проверить готовность к уроку.
2.Психологический настрой.
3.Приветствие учителя:
Сәлеметсіздерме! Здравствуйте! Good morning!
4.Создать ситуацию успеха на уроке.
-Здравствуйте, скажем, руками.
-Здравствуйте, скажем, глазами.
-Здравствуйте, скажем, ртом:
-«Здравствуйте!»
-Станет радостней кругом.
-Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.
II. Сообщение темы и целей урока.
Звучит музыка домбры.(кюй «Той бастар»)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок – той, на котором мы будем говорить о традициях, обычаях казахского народа, будем выполнять арифметические действия с многозначными числами, решать задачи, находить периметр и площадь фигуры, решать уравнения, развивать логическое мышление, внимание, работать в паре, в группе.
-А вы знаете, что такое той?
- На той всегда приглашают гостей - это дети, друзья, самые близкие люди, старейшины, которых хотят видеть на этом празднике
III. Проверка домашнего задания.
- Вами заранее были подготовлены сообщения об обычаях и традициях казахского народа, в течение урока вы будете о них рассказывать.
IV. Математическая разминка. (2 минуты.)
- Мы откроем той обычаем «Шашу».
- Что это за обычай? (читает ученик)
Шашу – осыпание.Во время радостного события на виновников торжества бросают сладости или монетки. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости или монета, подобранные во время «Шашу» приносят удачу
- Правильно, бабушки разбрасывают сладости, а дети ловят, тот, кто больше поймал, тот самый ловкий.
-Сейчас мы с вами решим логическую задачу о конфетах.
Логическая задача.
У Веры 9 конфет, а у Тани на 4 конфеты меньше. Сколько конфет должна Вера дать Тане, чтобы у обеих девочек конфет стало поровну?
Ответ:2
- Молодцы, правильно
V. Работа в тетради.
- Итак, той начинается. Давайте сначала мы откроем тетради, запишем число, классная работа.
- Дайте характеристику числу 14 (двузначное; 1 десяток и 4 единицы)
- Четырнадцать, он төрт, фотин (рус.яз., каз.яз., англ.яз.)
- Вспомните, какие праздники в Казахстане отмечают в этом месяце?( 1декабря День Президента, 31 декабря Новый год, 16 декабря День Независимости Казахстана.)
(16 декабря. Праздник – День Независимости Республики Казахстан)
Ризат рассказываетстихотворениео Родине (на казах. языке)
VI.«Байга». Соревнования по группам
- Следующий этап урока – байга.
- Что такое байга?
Байга — один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у казахов. Это скачки по пересечённой местности на длинную дистанцию. В Казахстане обычно используется дистанция в 21 и в 31 километр. Выигравшему в скачках давали до 100 лошадей. Часть победитель дарил старикам, часть – друзьям, которые поддерживали его во время соревнования.
- Правильно – это скачки на конях. А мы с вами будем соревноваться по группам. Чья лошадь прискачет быстрей к финишу, та группа победит.
I – группа (3 кл.) II – группа (4 кл.)
30 : 5 = 2478 +3000=
? х 6 = 28200 : 100 =
4 х ? = 560 х 100 =
? : 6 = 2100 + 2300 =
? х 3 = 3200 : 80 =
48 : 8 = 520 – 70 =
24 – 3 = 416 : 4 =
78 + 22 = 102 х 3 =
80 – 15 = 36 х 20 =
VII. Физ. Минутка.
VIII. «Айтыс» Решение задач.
- Что такое айтыс?
Айтыс - песенное состязание казахских акынов, импровизированный поэтический спор. Правильно – это песенное соревнование между народными певцами и композиторами – акынами. «Айтыс» способствовал проявлению и развитию талантов. В наше время традицию «айтыса» продолжают современные известные акыны.
Раз пошла речь о состязании, соревновании я предлагаю решить группам задачи.
Задача для3 класса
«Алибек прочитал в первый день 36 страниц, а во второй день – на 9 страниц меньше. Сколько страниц прочитал Алибек за два дня?»
Задача для 4 класса
«Из двух городов, расстояние между которым было 960 км, навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 90 км/ч, а второй – 70 км/ч. Через какое время они встретятся?»
- О чём задача?
- Что нам известно?
- Что следует узнать?
- Как вы думаете, сколькими действиями решаются ваши задачи? Почему?
IX. «Қыз - куу» (Догони девушку) ( Индивидуальная работа)
- Следующий обычай «Қыз -куу».
Что это за обычай?
- Во время народного собрания или праздника юноши и девушки верхом на лошадях выходят в поле. Это состязание во время тоя, в котором юноша догоняет скачущую на коне девушку, должен поцеловать ее догнав. Если же ему это не удается, то на обратном пути девушка настигнув жигита нещадно бьет его по спине камчой.
- Правильно, это состязание во время тоя, в котором юноша догоняет скачущую на коне девушку.
1.) - Мы с вами решим лабиринт (задания с арифметическими действиями) и получим звание ловких, быстрых, умных.(Рисунок 1.)
Проверка. (Коллективная)
X. Физминутка. (На казахском языке.) (1 минута.)
Кане, канат жазайык
Карлыхаш боп ушайык.
Ушып, ушып алайык,
Орнымызха конайык.
XI. «Кілем» (ковёр). Работа в парах.
- Когда устраивают той, то обычно ставят юрту.
- Кто из вас был в юрте? А чем украшают юрту внутри?
- Самым главным украшением юрты является- ковёр.
- Как переводится это слово на казахский язык? « Кiлем»
- Казахские народные умельцы славятся изготовлением ковров, которые делают своими руками.
-Вы сейчас тоже будете изготовлять ковер ручной работы из геометрических фигур.
(Рисунок 2.)
1). – Увас у каждого на парте геометрические фигуры.
- Назовите их.(треугольники)-
- Сосчитайте сколько треугольников?
- Почему они так называются? (потому что у них три угла)
- Из треугольников составьтековёр. (работа в парах)
- Какая получилась фигура? (Прямоугольник)
- Найдите периметр прямоугольника.
- Как найти периметр?
Проверка. Периметр - это сумма длин сторон ( Р = 40 см)
Площадь равна произведению длины и ширины(S = 96 кв.см)
2). Уравнения: (у доски с объяснением)
Х х 3 = 20 + 4 17000 – х = 9000 + 800
XII. «Көкпар».
- Что это за состязание во время тоя?
- Көкпар - национальная спортивная игра, где испытываются ловкость, сила, смелость, удаль участников көкпара. В көкпаре участвуют 10-15 джигитов. Участники на конях вырывают друг у друга тушу барана или козла. Победит тот, кто доскачет до финиша с тушей барана.
- Правильно.
- У вас на партах лежит тест, самостоятельно ответьте на вопросы.
3 класс
Тест. ( Тамаша)
Вариант № 1
1. Найди уменьшаемое, если вычитаемое равно 7, а разность равна 9:
а) 2
б) 15
в) 16
2. Найди второе слагаемое, если первое равно 4, а сумма равна 13:
а) 9
б) 17
в) 8
3. На сколькочисло 30 больше, чем 29:
а) на 10
б) на 1
в) другой ответ
4. Уменьши число 27 на 20:
а) 7
б) 47
в) другой ответ
5. Найди верную запись выражения:
сумму чисел 70 и 9 увеличь на 1.
а) (70 - 9) + 1
б) (70 + 9) - 1
в) (70 + 9) + 1
Вариант № 2 - ( Руслан, Виталий)
1. От какого числа надо отнять 5, чтобы получить число 10:
а) 15
б) 5
в) 10
2. Найди среди данных чисел наименьшее однозначное: 20, 9,10,1,19:
а) 20
б) 9
в) 10
3. Сравни: 4 + 10 15-1:
а)
б)
в) =
4. Представь число 84 в виде суммы разрядных слагаемых:
а) 10 + 4
б) 13 + 1
в) 80 + 4
5. Вычисли:
Разность чисел 12 и 2 увеличь на 10.
а) 0
б) 20
в) 4
Тест для 4 класса
I – вариант. ( Назару)
1. Уменьшаемое 1100, разность 700. Найти вычитаемое.
А) 400 б) 1800 в) 500
2. Сколько центнеров в 5 т ?
А) 500ц б) 50ц в)5000ц
3. Найди значение неизвестного в уравнении: х – 540 = 460
А) х = 900 б) х = 1000 в) х = 80
4. Во сколько раз 728 больше, чем 8 ?
А) в 736 раз б) в 91 раз в) в 720 раз
5. В квадратных километрах измеряются площади:
А) огородов б) школьных столов в) государств
II – вариант. ( Ризату, Насте.)
1. Какое число на 400 меньше числа 54404?
А) 54004 б) 54000 в) 50404
2. Сколько центнеров в 5т 6ц ?
А) 506ц б) 56ц в) 5006ц
3. Во сколько раз 819 больше, чем 9 ?
А) в 901 раз б) в 91 раз в) в 720 раз
4. Найди число, в котором 83 единицы класса тысяч и столько же единиц.
А) 83083 б) 830083 в) 8383
5. Найди значение неизвестного в уравнении: Х – 6 х 90 = 460
А) х = 900 б) х = 1000 в) х = 80
XIII. Итог урока.
- Итак, наш той заканчивается.
- С какими новыми словами мы познакомились на уроке?
- Что вам запомнилось и понравилосьна уроке?
- У вас,у каждого, есть по два смайлика, выберите тот, который больше соответствует вашему сейчас настроению и прицепите его на доске.
(Угощение гостей и детей сладостями)
ХIV. Комментирование оценок.
ХV. Домашнее задание: Повторить табличное деление и умножение; таблицу мер измерения величин.
Учитель:
Спасибо за внимание,
Ведь главное - старание,
А навык и умение с годами к вам придут!
Всех поздравляю с наступающим праздником, Днём Независимости Республики Казахстан! Здоровья, счастья, успехов в труде и в учёбе.
- Сау болыңыздар!
- Good – bue!
- До свидания!
Задача для 4 класса
«Из двух городов, расстояние между которым было 960 км, навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 90 км/ч, а второй – 70 км/ч.
Через какое время они встретятся?»
Задача для 3 класса
«Алибек прочитал в первый день 36 страниц, а во второй день – на 9 страниц меньше.
Сколько страниц прочитал Алибек за два дня?»
Тест для 4 класса
I – вариант.
1. Уменьшаемое 1100, разность 700. Найти вычитаемое.
А) 400 б) 1800 в) 500
2. Сколько центнеров в 5 т ?
А) 500ц б) 50ц в)5000ц
3. Найди значение неизвестного в уравнении: х – 540 = 460
А) х = 900 б) х = 1000 в) х = 80
4. Во сколько раз 728 больше, чем 8 ?
А) в 736 раз б) в 91 раз в) в 720 раз
5. В квадратных километрах измеряются площади:
А) огородов б) школьных столов в) государств
Тест. 4 класс
II – вариант
1. Какое число на 400 меньше числа 54404?
А) 54004 б) 54000 в) 50404
2. Сколько центнеров в 5т 6ц ?
А) 506ц б) 56ц в) 5006ц
3. Во сколько раз 819 больше, чем 9 ?
А) в 901 раз б) в 91 раз в) в 720 раз
4. Найди число, в котором 83 единицы класса тысяч и столько же единиц.
А) 83083 б) 830083 в) 8383
5. Найди значение неизвестного в уравнении: Х – 6 х 90 = 460
А) х = 900 б) х = 1000 в) х = 80
Тест.
Вариант № 1
1. Найди уменьшаемое, если вычитаемое равно 7, а разность равна 9:
а) 2
б) 15
в) 16
2. Найди второе слагаемое, если первое равно 4, а сумма равна 13:
а) 9
б) 17
в) 8
3. На сколько 30 больше, чем 29:
а) на 10
б) на 1
в) другой ответ
4. Уменьши 27 на 20:
а) 7
б) 47
в) другой ответ
5. Найди верную запись выражения:
сумму чисел 70 и 9 увеличь на 1.
а) (70 - 9) + 1
б) (70 + 9) - 1
в) (70 + 9) + 1
Вариант № 2
1. От какого числа надо отнять 5, чтобы получить 10:
а) 15
б) 5
в) 10
2. Найди среди данных чисел наименьшее однозначное: 20, 9,10,1,19:
а) 20
б) 9
в) 10
3. Сравни: 4 + 10 15-1:
а)
б)
в) =
4. Представь число 84 в виде суммы разрядных слагаемых: