Развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий: постановку учебной проблемы (т.е. формулирование темы урока или вопроса для исследования).
Воспитание инициативной личности с активной жизненной позицией.
Осуществление профилактики утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями.
—готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала, умение учиться;
—осознание себя человеком, имеющим собственную обоснованную точку зрения, способность слушать и слышать собеседника, готовность помочь, способность к принятию решения и осознанному выбору;
—повышение мотивации и, как следствие, появление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру и к математике в частности, познавательная активность и инициативность;
—готовность целенаправленно использовать свои знания, умения и способности в учебе и повседневной жизни
для исследования математической сущности предмета(явления, события, факта) и научной картины мира;
—способность оценивать и характеризовать собственные знания по предмету, умение формулировать вопросы
и устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены, развитие индивидуальных особенностей.
способность к анализу, рефлексии и планированию собственных действий как характеристикам теоретического (научного) мышления, позволяющего устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, определять логику решения учебно-практических задач, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи
готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с одноклассниками и взрослыми;
умение работать в группе, четко и понятно излагать свою точку зрения.
Этапы урока | Содержание | Средства |
1. Установление межличностного контакта. Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Как вы думаете, почему? Верно, на уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы работаем на уроке, чему мы уже научились, и чему будем учиться сегодня. Это немного волнительно для вас, но и для меня тоже, ребята. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Мы почувствуем положительный настрой, вместе постараемся совсем не волноваться. Думаю, что вы будете активно и успешно работать на уроке, порадуете нас своими ответами. Итак, всем удачи! Откройте свои тетради, запишите число и вид работы. | |
2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха. | -Ребята, давайте начнем урок с составления Лестницы знаний. Ваши знания мне пришлось зашифровать, иначе они не уместились бы на нашей Лестнице! Давайте расшифруем то, что написано на карточках. -Итак, расшифруйте карточки и расскажите, что вы знаете и умеете… Выставление карточек. Расшифровка мн ч | ур | З д р ит к-п | РS | З PS | ? | - Молодцы, вы уже много знаете и умеете. Почему на верхней ступеньке я поставила вопрос? (Наверное, мы ещё будем узнавать что-то новое. Это про сегодняшний урок) | Карточки для составления Лестницы знаний прикрепляются на доску |
3. Постановка цели и темы урока. | -Действительно, это так. Мне было нетрудно его подготовить. Может, подскажете, почему? (Дети сами составили план урока накануне) -Верно, работать по вашему плану было интересно, я очень старалась, подбирая для вас задания. - Зачитайте план урока. План урока 1. Устный счёт 2. Действия с многозначными числами. 3. Решение задачи. 4. Решение уравнения. 5. Геометрические задания. - Когда вы составляли план урока и включали в него различные задания, то обозначили цель сегодняшнего урока. Что вы планировали сегодня делать? (Выполнять различные задания по изученному материалу. Повторять и обобщать изученный материал) -Значит, какова тема нашего урока? (Повторение и обобщение изученного материала) | План урока напечатан, открывается на доске Слайд Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала |
4. Актуализация знаний. Решение частных задач. 1. Устный счет | -Ну что ж, начинаем работать! -Первый пункт нашего плана - устный счёт. 48:3=16 39х5=195 84:14=6 51:3=17 24х7=168 700х80=56000 6400:8=800 487 х 37 + 487 х 63 = 487 х (37 + 63) = 487 х 100 = 48700 -Какой математический закон вы здесь применили? (Распределительный закон умножения относительно сложения) -Прочитайте число. -Какая цифра показывает десятки миллионов? (9) -Какая цифра показывает сотни тысяч? (3) -Какая цифра показывает единицы миллионов? (2) -Какая цифра показывает единицы тысяч? (8) -Увеличьте количество десятков тысяч на 5. Какое число получится? (295 358 147) Сколько часов в 300 минутах? (300:60 =5 часов) Самолет летит со скоростью15 км/мин. Какое расстояние он пролетит за 1 час? (15х60=900 км) Рыба-меч развивает скорость 30 м/с. За какое время она проплывёт расстояние 1 км 500 м? (1500:30=50 секунд) Великий полководец Александр Невский родился в 1220 году. Какой это век? (13 век) Атмосферное давление на Венере в 90 раз сильнее земного. Чему оно равно, если давление на Земле примерно 750 мм. рт. ст.? (750х90=63000+4500=67500) Для посадки привезли саженцы. Перед школой посадили 3 ряда по 20 саженцев в каждом, а за школой – 2 ряда по 15 саженцев. Сколько всего саженцев посадили? (3х20+2х15=60+30=90 (саженцев) | Слайды с заданиями представляются на презентации |
2. Действия с многозначными числами | Наш следующий этап: действия с многозначными числами 4 человека работают на карточках. 4 человека на карточках выполняют вычисления в столбик. Обмениваются работами. Проверку осуществляют по карточке контроля, выставляя за каждое действие + или -. Оценивают работу, ставят отметку. Карточка контроля 8349 х 47 = 392403 80118 : 9 = 8902 10534 – 8687 = 1847 56743 +3796 = 60539 | - Если закончите быстро, то далее решаете вместе с классом. 849 х 38 - (24840 : 72 + 286425 : 603) = 31442 1) 24840:72=345 3) 345+475=820 5) 32262-820=31442 2) 286425:603=475 4) 849х38=32262 -С чего начнете выполнять задание? (Расставим действия) Далее по одному человеку выходят к доске и выполняют действия. Дополнительное задание -Кто справится с заданием быстро, могут решать дополнительное задание, взяв его в конверте «Действия с многозначными числами» на столе. | Индивидуальные карточки: 4 человека Взаимопроверка по карточкам контроля Значение выражения находят, выходя по одному человеку решать каждое действие |
3. Решение задачи Чтение задачи Перевод условия задачи в графическую модель (схему) Составление буквенно-знаковой модели (формулы) Составление числового выражения (или отдельных действий) Самостоятельная работа Решение и вычисление числового значения искомой величины | -Каков наш следующий пункт плана? Решение задачи Два поезда вышли из одного города в противоположных направлениях. Скорость одного поезда 86 км/ч, что на 8 км/ч больше скорости другого поезда. На каком расстоянии они будут друг от друга через 4 часа? Чтение задачи - Прочитайте задачу про себя. - Какая это задача? (На движение) Перевод условия задачи в графическую модель (схему) - Во что предлагаете перевести условие задачи: в таблицу или схему? -Один человек за доской самостоятельно составляет таблицу, а мы вместе составим схему. -Внимательно читаем задачу еще раз и начинаем строить схему. -Кто заметил «ловушку»? (Учащийся читает задачу по частям, обозначая встретившиеся объекты и величины на схеме, все объясняет сам) Если затрудняется: -Сколько действующих объектов в задаче? -В каком направлении движутся поезда? -Какова скорость одного поезда? А второго? -Скорость на схеме это что? (Часть) -А время? (Количество частей) -Расстояние - это целое. Его нужно найти, ставим вопрос. Составление буквенно-знаковой модели (формулы) -Что нужно написать для нахождения расстояния? (Формулу) Составление числового выражения (или отдельных действий) Самостоятельная работа - Запишите решение задачи самостоятельно: выражением или по действиям. Выпишите ответ. - 2 человека работают за доской: один записывает решение выражением, другой по действиям. Решение и вычисление числового значения искомой величины -Давайте проверим способы решения задачи. Проверка записи решения. - У кого возникли вопросы? Кто не согласен с решением? -Кто записал другим способом? Запишите на доске -Итак, вы ответили на требование задачи? Зачитайте. -Поднимите руки, кто записал решение безошибочно. | Слайд с текстом задачи Один человек за доской самостоятельно составляет таблицу, а вместе составляют схему. Самостоятельное составление выражения и запись решения |
4. Решение уравнения Составление уравнения по схеме Решение уравнения Коллективная проверка | -Зачитайте следующий этап: Решение уравнения Составьте по схеме уравнение и решите его: Схема: 972 954 - Х ______________________________________ 18 У доски с объяснением: (954 - Х) х 18 = 972 954-Х = 972:18 954-Х = 54 Х=954-54 Х=900 (954-900) х 18 = 972 972=972 Ответ: 900 | Карточка: 2 человека за доской и 2 человека на местах. 17 х (Х -158) = 714 Х-158 = 714:17 Х-158 = 42 Х=158+42 Х = 200 17 х (200 – 158) = 714 714 = 714 Ответ: 200 | -Те, кто быстро решит это уравнение, решают дополнительное уравнение из конверта на вашем столе с надписью «Уравнение». Решает с объяснением один человек у доски. -Ребята, те, кто решал уравнение самостоятельно, сверьте свои ответы. Есть ли ошибки? Объясните. -Поднимите руки, кто выполнил задание безошибочно | Схема уравнения на доске Один человек у доски Индивидуальные карточки: 4 человека |
5. Геометрические задания | -А теперь ваши любимые геометрические задания -Посмотрите на интерактивную доску. - Даны многоугольники. Скажите, как называется каждый из них? (прямоугольник, параллелограмм, трапеция, правильный шестиугольник) -Как найти площадь первой фигуры? А остальных? -Назовите общий способ нахождения площади любого многоугольника. (Нужно разбить многоугольник на фигуры, площадь которых мы умеем находить. Способ разбиения должен быть самым удобным для вычисления площади.) -Покажите, на какие фигуры, площади которых вы умеете находить, можно разбить каждый многоугольник. -А теперь разбейтесь на группы. Не забудьте о правилах работы в группе. Каждая группа получает задание: Формулы: S =a x a S = a x b +b x c :2 S = a x b :2 S = a x b + a x h :2 -Исполнитель от каждой группы отчитывается о работе, представляет результаты | Интерактивная доска Учащиеся показывают, на какие фигуры разобьют каждый многоугольник с помощью электромагнитного маркера На листах А3 представлены геометрические фигуры |
5. Итоговая рефлексия | - Итак, над чем мы сегодня работали? Что важного было сегодня? - Принес ли сегодняшний урок пользу? Какую? - Довольны ли вы своей работой? - Что вам сегодня удалось? - Что бы вам сегодня хотелось отметить? - Кого бы вы похвалили сегодня? - Оцените свою работу, нарисовав смайлику улыбку: Веселая улыбка – Я старался, у меня все получилось. Улыбка-полосочка – Я старался, но были ошибки. Уголки губ опущены, грусть – У меня не получилось, но я буду стараться. | Смайлики как оценка достижений на уроке |
6. Домашнее задание. | -Составьте по три различных задания на повторение и обобщение изученного материала для одноклассников. - Всем большое спасибо за урок. Было очень интересно работать с вами. | Слайд |