этого ряда________________________________________________________________________________________________________________
1. Построить начало числового (натурального) ряда чисел от 1 до 9 включительно.
2. Выделить свойства числового (натурального) ряда чисел.
3. Воспринимать информацию, содержащуюся в рисунке. Использовать эту информацию для ответов на вопросы.
4. Упорядочивать числа при счете предметов по выбранному признаку.
5. Восстанавливать математические записи в соответствии с заданием и знанием свойств числового (натурального) ряда чисел.
1. Формировать у обучающихся умение ставить учебную задачу и планировать её решение: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
2. Формировать у обучающихся умение планировать деятельность в соответствии с учебной задачей, удерживать цель деятельности до получения её результата, проявляя инициативу и самостоятельность.
3. Развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль, самоконтроль, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
4. Способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся, вовлечению их в творческий процесс учебной деятельности.
1. Развивать математическую речь, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
2. Продолжать формирование умений и навыков самостоятельного учебного труда, сотрудничества в группах.
1. Формировать у обучающихся умение классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
2. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
3. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
4. Выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей (анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать аналогии).
1. Выражать положительное отношение к процессу познания.
2. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
3. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять доброжелательность и доверие к участникам деятельности.
Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | (2 мин) | Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь. - Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте мысленно успешной работы себе, соседу, всему классу. | | Фронтальная форма организации учебной деятельности | Организует Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает на работу. | Настраиваются на работу Садятся. Берутся за руки, мысленно желают друг другу успешной работы | Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания.: Регулятивные: способствование активизации мыслительной деятельности обучающихся, вовлечение в творческий процесс учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация опорных знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений. | (5 мин) | - К нам на урок сегодня пожаловали сказочные гости. Это король со своей дочкой принцессой. По секрету вам скажу, что принцесса очень капризная и не любит учиться. Король просит нас помочь ему убедить принцессу в том, что знания математики в жизни очень пригодятся. - Ребята, а вы как считаете? Нужна ли нам математика в жизни? Где? (-Нужна. Мы считаем, сколько надо тарелок, ложек, кружек, когда накрываем столы. Сколько учеников учится в 1 классе, сколько гостей придёт на день рождения…) - Верно, даже для того чтобы посчитать предметы, нам нужна математика. Задания на интерактивной доске -Положи на каждую полку указанное количество предметов. Физкультминутка для глаз (интерактивная презентация) 2. Создание проблемной ситуации. - Ребята, король очень любознательный и хочет знать, какое число лишнее. 1 2 3 4 5 6 7 8 10 - По какому признаку они лишние? (Дети могут сказать, что лишняя цифра 2 – по цвету, цифра 8– по размеру, число 10- состоит из двух знаков, цифр) -Что вы можете сказать про числа, которые вы только что назвали? (Они однозначные) - А почему их так назвали? (Потому что в записи этих чисел используется один знак, одна цифра) -А если в записи числа используется два знака, кто догадался как такие числа называются? (Двузначные. Потому что состоит из двух цифр.) -Молодцы, ребята. Но с такими числами мы познакомимся позже, а сегодня мы продолжим работать с однозначными числами и теперь мы смело можем прийти на помощь нашим сказочным героям. Король хочет узнать, как будут располагаться все эти числа при счете предметов? -Принцесса утверждает, что на первом месте стоит число 5, потому что 5 – это любимое ее число!» - У Короля и принцессы возник спор. -Как же располагаются все эти числа при счете предметов? (таблички с числами от 1 до 9 на доске) | Диалог Эвристическая беседа | Индивидуальная работа, затем работа в парах Фронталь ная работа | Создает эмоциональный настрой Формулирует задание Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Два ученика выполняют задания на интерактивной доске (оценивают себя с помощью «волшебной линеечки» , а ,потом товарищи) Дети выполняют задание (несколько чел. у доски, остальные в тетрадях). Оценивают себя взаимопроверка) работа на местах в парах Потом сверяют с доской | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
| | Создание проблемной ситуации. -Король хочет узнать, как будут располагаться все эти числа при счете предметов? - У Короля и принцессы возник спор. -Как же располагаются все эти числа при счете предметов? (таблички с числами от 1 до 9 на доске) | Создание проблемной ситуации | | Выдвигает проблему. | | |
III. Выявление места и причин затруднения. Цель:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | (3 мин) | - Что вы хотите сегодня узнать на уроке, чему научиться и научить наших гостей? (как можно записать однозначные числа при счете предметов) - Как вы считаете, какая будет тема нашего урока? Расположение чисел при счете предметов. - Что нам поможет в изучении темы урока? - Учитель, одноклассники, учебник, тетрадь, ряд чисел. | побуждающий от проблемной ситуации диалог | Фронталь ная работа | подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Фиксируют затруднения. формулируют и ставят задачи урока | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
IV. Построение проекта выхода из затруднений. Цель:- Составление плана работы | (4-6 мин) | - Что для этого нужно сделать на уроке? Составим план наших действий. Вместе с учителем составляют план работы: - слушать учителя, одноклассников; - наблюдать за числами; - работать в рабочей тетради; - конструировать, творить своими руками. На доску вывешиваются значки: ухо, глаз, тетрадь, рука. Как вы оцениваете себя на этом этапе урока? (волшебная линеечка) На какую ступеньку лесенки вы бы поставили сейчас нашу принцессу? Хочу знать больше. | побуждающий от проблемной ситуации диалог | Фронталь ная работа | Учитель помогает построить план действий выхода из затруднений Предлагает оценить свои знания-незнания | Строят план действий выхода из затруднений Составляют план работы используя значки и символы. Прикрепляют на доску | Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
V. Реализация построенного проекта. Цель:- Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. | (5-8 мин) | -Король хочет узнать, как будут располагаться числа при счете предметов? Принцесса утверждает, что на первом месте стоит число 5, потому что 5 – это любимое ее число!» - Сколько учеников вышло к доске? (Прошу одного ученика выйти к доске) - Сколько теперь учеников у доски? - Увеличилось число учеников? - На сколько? ( Прошу ещё одного ученика выйти к доске) - Сколько стало учеников у доски? - Увеличилось число учеников? - На сколько? (Постепенно выходят все 9 учеников) Представьте, что вы сейчас не ученики, а числа. Как вы встали? (числа встали в ряд) - Как назовем этот ряд? (числовой ряд) - А как стоят числа в числовом ряду? (по порядку) -С какого числа начинают вести счёт предметов? -Какие числа вы использовали при счёте? -Какие числа называют однозначными? Итак, попробуем сделать выводы. С какого числа начинают вести счёт предметов? На сколько следующее число больше предыдущего? Кто попробует повторить все свойства ? Молодец! Игра «Найди свое место» А сейчас вы должны найти свое число и занять нужное место в числовом ряду. -Сравним его с числовым рядом, который мы построили, а теперь сравним с рядом нашей гостьи. - Вернёмся к спору короля и принцессы. Помогли мы им? Выяснили, как располагаются числа при счете? Права была принцесса? - Почему? Ребята, принцесса раскапризничалась и убежала в лес, а назад дорогу не найдет. Хорошо поступила принцесса? Как нужно вести себя с родителями? (Слушаться, уважать….)- Ну что? Отправляемся на поиски принцессы? | практическая деятельность Игра | Коллектив ная работа Фронталь ная работа | Контролирует последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. | Открытие нового знания Анализируют. Сравнивают | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
VI. Физкульт- минутка Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся | (1 мин) | (под музыку «Шел король по лесу») Ходьба чередуется с упражнениями Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть. | практическая деятельность | Фронталь ная работа | Показывает упражнения | Выполняют упражнения | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками |
VII. Первичное закрепление. Цель: выполнение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух | (4-5 мин) | -Итак, мы добрались до дремучего леса. Чтобы вывести принцессу из леса нам нужно указать ту тропинку, где расположен ряд чисел, который используется при счете 1,2,4,3,5,6,8,7,9 9,8,7,6,5,4,3,2,1 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Посовещайтесь и выполните задание. -Почему нельзя пользоваться первым рядом чисел? (Числа не в той последовательности, числа 3 и 4 , 7 и 8 поменялись местами.) -Почему нельзя пользоваться вторым? (Он начинается не по правилу счета, не с 1, а с 9) -А почему подходит 3-й ряд? (Здесь все числа на своих местах, каждое следующее число на один больше предыдущего.) - Отлично, ребята. Король очень рад снова видеть свою дочь живой и здоровой и приглашает нас к себе в гости. | Эвристическая беседа | Работа в парах Фронталь ная работа | Контролирует последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. | Дети прикрепляют магнит своего цвета, на «правильной» дорожке. Работают в парах, совещаются, анализируют, отвечают на вопросы | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Регулятивные: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | (3- 5 мин) | Игра «Сбежавшие числа» Открываю доску. Там расположены домики. Жители – цифры -Посмотрите, какие дома в королевстве. Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты. Из них сбежали числа. Какие это числа? - Сконструируйте недостающие числа из геометрических фигур своего цвета( синий стол, красный стол, зеленый) - Вспомним правила работы в группе: не перебиваем; даем высказаться; делаем все сообща… Посовещайтесь и выполните задание. Жду сигнал готовности. Проверяем. От каждой команды выходи по 1 ученику. На доске раскрывается эталон. | Игра Конструирование из геометрических фигур | Работа в группах | Контролирует, способствует освоению способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку Выходят капитаны команд и размещают свои цифры в числовом ряду. Презентация своих работ | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
IX. Включение в систему знаний и повторение | (5-8 мин) | Игра «Ты мне, я - тебе» (Вопросы задает сначала учитель, а потом ученики одной группы ученикам другой) Какое число стоит между числами 4 и 6? - Назовите соседей числа 7. - Назовите число, предшествующее 5. - Оцените свою работу -Так где же в жизни нам пригодятся знания, которые вы сегодня добыли? | Игра | Работа в группах Фронталь ная работа | | Высказывают свои мнения | |
X.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | (3 мин) | - Когда мы пользуемся числовым рядом? - Как получается каждое следующее число? - Как называются числа, в записях которых используется 1знак, 1 цифра? - Какую цель ставили? - Чему научились? Возвращаемся к значкам, линеечке и ступенькам. - Как теперь мы себя оценим по волшебной линеечке? Где мы с вами были в начале урока? А где сейчас? Где сейчас находится принцесса? На какую ступеньку мы теперь ее поставим? На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять? - Молодцы! Спасибо всем за урок. | Эвристическая беседа | . Фронталь ная работа | Помогает развивать умения соотносить цель и результат | Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |