Аръяхова Марина Владимировна учитель математики МБОУ «Чувашско-Дрожжановская СОШ» Дрожжановского муниципального района РТ
Абсолютная погрешность.
Цель:
Образовательная –ознакомить учащихся с понятием абсолютной погрешности
Развивающая – развивать познавательный интерес учащихся, умение выделять главное, сравнивать, анализировать
Воспитательная – воспитание умения работать в сотрудничестве в парах и группе, оценивать работу товарища.
Оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), презентация для сопровождения урока.
Ход урока.
Постановка цели урока - 1мин
Сегодня на уроке мы изучаем совершенно новую для вас тему «Абсолютная погрешность». На уроках математики с понятием погрешности вы встречаетесь впервые , но в повседневной речи вы это слово , наверное, слышали. Действительно, в жизни это слово связано с допущением какой-то неточности, ошибки. А что же означает данное понятие в математике?
II. Проверка подготовленности учащихся к уроку
-) по 5-6 учащихся по очереди садятся за компьютеры и отвечают на тесты. «Приложение»
-) с классом в это время проводится устная, фронтальная работа, с целью актуализации прежних знаний.
1. Что такое модуль числа?
2. Определите, чему равен модуль разности: 5 и 3; 7 и 9; 5 и -9;
3. Вспомните правила округления чисел. Округлите 2,635; 10,781 – до десятых, сотых.
III. Подведение итогов тестирования (вывод об усвоении учащимися §7)
IV . Изучение нового материала.
1 слайд. Тема: Абсолютная погрешность
Далее ,используя подготовленные слайды , проводится объяснение новой темы.
По графику функции у=х 2 находится приближенное значение функции при заданных значениях аргумента .По формуле у=х 2 точные значения функции при тех же значениях аргумента. Вычисляется , на сколько приближенное значение отличается от точного значения.
Вводится определение абсолютной погрешности.
Подчеркивается, что в том случае, когда невозможно найти абсолютную погрешность, необходимо указать такое число, больше которого абсолютная погрешность быть не может.
Пример округления десятичных дробей.
V. Закрепление изученной темы.
1. Выполнение тренировочных упражнений из учебника
№519 – выполнить совместно с учащимися на доске и в тетрадях.
По графику.
При х=0,2 у≈0,05
При х=1,6 у≈3,8
При х=1,9 у≈6,6
По формуле.
При х=0,2 у=0,2³=0,008
При х=1,6 у=1,6³=4,096
При х=1,9 у=1,9³=6,859
Абсолютная погрешность.
\0,008-0,05\=\-0,042\=0,042
\4,096-3,8\=\0,296\=0,296
\6,859-6,6\=\0,259\=0,259
№521 – дети выполняют самостоятельно, затем проверка осуществляется на доске. Дети проверяют тетради друг у друга.
17,26≈17,3 \17,26-17,3\=\-0,04\=0,04
12,034≈12,0 \12,034-12,0\=\0,034\=0,034
8,654≈8,7 \8,654-8,7\=\-0,046\=0,046
2.Выполнение упражнений на закрепление с компьютерных слайдов.
Подведение итогов урока.
Д\З читать §22
Решить №520, 522
Написать сочинение: «Понятие точности приближения в нашей жизни»
Список литературы:
Куликовский К.Л., Купер В.Я. Методы и средства измерений.
-М.: Энергоатомиздат,1986
2. Новицкий П.В., Зограф И.А. Оценка погрешностей результатов измерений,
-Л.: Энергоатомиздат,1985
3. Тюрин Н.И.Ведение в метрологию, -М.: Издательство стандартов,1985