Конспект занятия по математике для детей с РАС
Цель: развивать осознанную активность ребёнка.
Задачи:
- побуждать выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым
сопровождением;
- учить пересчитывать предметы в пределах 5, соотносить с цифрой;
- закреплять умения сравнивать предметы: большой, маленький;
- закреплять умения ориентироваться в определении верх, низ;
- закреплять умения соотносить количество предметов с количеством
пальцев;
- закреплять умения соотносить реальные предметы с условными символами-
цифрами;
- упражнять в порядковом счёте;
- формировать умения в составлении задач, выкладывание цифрами и
знаками;
- закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой;
- закрепить название геометрических фигур;
- закреплять умение писать цифры по точкам, не отрывая карандаша от
листа бумаги;
- закреплять умение составлять из частей целостное изображение предмета;
- развивать внимание, мышление, воображение, речь, зрительно-моторную
координацию;
- воспитывать самостоятельность, интерес к заданиям, желание выполнить
задания правильно.
Оборудование, используемый материал: игрушка зайца; цветные
конверты с заданиями; цифры 1-10, знаки +,-,=; фотография зайки; полоски
белые для снежинок; карточки с изображением: 5мячей, 3 бабочки, 8
неваляшек; поднос с мелкими игрушками: 3 белочки, 3 ёлочки; ёлка
картонная, геометрические формы; карточка «Ёлка» разрезная; тетрадь для
выполнения письменного задания; 2 вязанных шарфика: длинный,
короткий; мешочек с яблоком.
Ход занятия:
- Аня, к нам на занятие прискакал Зайка из леса. (Зайка здоровается)
- Здравствуй Зайка!
- Аня, посмотри какой зайка: пушистый, мягкий, белый. Давай поиграем с
пальчиками и расскажем о Зайке.
Пальчиковая гимнастика
Вьюга кружит, снег идёт.
В домик спрятался народ.
Сидит зайка на опушке,
Поднимает кверху ушки.
-Аня, Зайка к нам бежал по снегу и нашёл коробку. В коробке цветные
конверты с заданиями. Давай поможем Зайке выполнить все задания.
Рассматривание картинки. Счёт предметов
- Возьми белый конверт. Здесь фотография лесная.
- Кто это? (Зайчик, птички).
- Сколько зайчиков? (Один зайчик).
- Сколько птичек ? ( Птичек много).
- А какое время года? ( Зима. Снег на земле, на деревьях).
- Снег какого цвета? (Снег белы)й.
- Снег идёт, падают снежинки. Много снежинок.
- Давай для нашего Зайки выложим снежинки. (Ребёнок выкладывает
снежинки из белых картонных полосок).
Выкладывание снежинок из палочек
- Это какие снежинки? (Большие). Сколько больших снежинок? (Две).
Покажи 2 пальца.
- Это какие снежинки? (Маленькие). Сколько маленьких снежинок?
(Четыре). Покажи 4 пальца.
- Молодец. Первое задание выполнили. Это задание из какого конверта? ( Из
белого). Давай всё сложим в белый конверт.
- Теперь возьми синий конверт.
Украшение ёлки геометрическими формами
- Надо Зайку научить украшать ёлку. Скоро праздник Новый год. Будем
наряжать ёлочку геометрическими формами. Ёлка какого цвета? (Зелёного).
Возьми 2 жёлтых круга, размести на ёлке вверху. Теперь возьми 3 синих
квадрата и размести их внизу. Теперь возьми 2 красных треугольника,
размести 1слева и 1справа. Возьми 1 красный многоугольник и поставь на
верхушку ёлки. (Ребёнок выполняет).
- Молодец. Красивая ёлка получилась. Мы научили Зайку украшать ёлку.
Выкладывание животных из геометрических форм
- Давай выложим из геометрических форм животных:
• из треугольников –лису;
• из овалов – белку;
• из кругов – медведя.
- Молодец. Возьми красный конверт. Надо отдохнуть и выполним зарядку.
Физкультминутка.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
- Возьми зелёный конверт. Здесь цифры.
Соотнесение количества предметов с цифрой
- Давай покажем зайчику, как правильно разложить цифры по порядку от 1
до 10. (Ребёнок выполняет, показывает каждую цифру и называет её.)
- В конверте есть карточки. Надо посчитать предметы.
- Сколько мячиков? (Пять). Поставь цифру 5. Покажи 5 пальцев
- Сколько велосипедов? (Четыре). Поставь цифру 4. Покажи 4 пальца.
- Молодец. Давай составим задачу.
Составление задач, выкладывание цифрами и знаками
- На поляне гуляли две белочки. К ним ещё одна белка прискакала. Сколько
стало белок? ( Три). Давай выложим цифрами: 2+1=3. Прочитай задачу.
Покажи 3 пальчика.
- Молодец. Убираем всё в зелёный конверт.
Написание цифр по точкам
- Возьми жёлтый конверт. Давай напишем Зайке цифру 3. (Ребёнок
выполняет задание).
Составление из частей целостного изображения предмета
- Теперь возьми оранжевый конверт.
- Здесь у Зайки разрезанные детали от целой картинки. Давай сложим
картину. (Ребёнок выполняет).
- Что на картине изображено? (Ёлка). Что на ёлке висит? (Шишки и яблоки).
Сколько яблок? (3 яблока). Сколько шишек? (4 шишки). Возле ёлки кто
танцует? (Белочка и зайчик). Сколько всего животных возле ёлки? (Два
животных). Смотри, ещё и ёжик бежит к ёлочке встречать Новый год.
Сколько стало животных? (Три). Давай выложим задачу: 2+1=3.
- И последний конверт откроем. Какой цвет? (Коричневый ).
Сравнение предметов по длине
- В конверте 2 шарфика. Давай подарим нашему Зайке тёплый шарф, чтобы
он не замерзал в лесу. Давай выберем шарф длинный. (Ребёнок сравнивает
по левому краю два шарфа и выбирает длиннее). Повязываем шарф Зайчику.
- Конвертов больше нет. Мы всё выполнили и научили Зайку справляться с
заданиями. Научили Зайку выкладывать большие и маленькие снежинки,
украшать ёлку геометрическими формами, составлять картинку из частей,
составлять и решать задачи, показали, как правильно писать цифру 3.
- Зайка благодарит тебя за помощь и дарит тебе лесное яблочко.