Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре и началам математического анализа по теме: «Решение показательных уравнений».»
МБОУ «Гимназия г. Болхова»
Конспект урока по алгебре и началам математического анализа по теме: «Решение показательных уравнений».
Подготовила и провела:
учитель математики Попова Е.П.
г. Болхов,2022
Конспект урока по алгебре по теме: «Решение показательных уравнений»
Цели урока :
а) образовательные:
- познакомить обучающихся с определением показательного уравнения, с методами решения показательных уравнений
б) развивающие:
- развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
- развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности;
- развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
в) воспитательные:
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи;
- воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Оборудование: проектор, компьютер, доска.
Ход урока.
I.Организационное начало урока.
- Здравствуйте, ребята! Договариваемся: действовать и не бояться допустить ошибку! Ведь не зря говорят: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!»
II.Проверка домашнего задания.
По ответам уч-ся. № 200(1,2)
III.Актуализация знаний уч-ся.
- Сейчас, ребята, вспомним теоретический материал, который нам сегодня будет необходим.
2.Фронтальный опрос по теории.
- Назовите определение показательной функции.
- Какова область определения показательной функции?
- Какова область значений показательной функции?
- Что вы скажите о монотонности показательной функции?
3.Устный счет
1)Используя свойство степеней упростить выражения
3х ·3¹
5х ·5²
42х : 4
7х ·72х
2) Разложить на множители:
2х+1
7х+2
52х+3
3х-3
3) Замените эту степень в виде квадрата какой-то другой степени.
25х
16х
0.81х
49х
0,25х
36х
Молодцы!
IV. Целеполагание и планирование.
На слайде несколько уравнений
x² = 36
3x-4 =9
x³-2х = 0
2х = 64
,
- Какое уравнение вам незнакомо?
2х = 64
- Чем оно отличается от остальных? ( Переменная находится в показателе степени)
- Такие уравнения имеют специальное название. Они называются показательными.
Тема урока «Решение показательных уравнений»
Цель урока: познакомиться с определением показательного уравнения, с методами решения показательных уравнений; применять изученные методы на практике.
V. Изучение нового материала.
- Определение: Уравнение вида , где , , называется показательным уравнением.
- Рассмотрим основные способы решения показательных уравнений.
1. Приведение к одному и тому же основанию.
Рассмотрим пример 1,
,
Исходя из названия способа, можете вы предположить первое действие ? (приводим к одному основанию)
К какому основанию удобнее всего перейти при решении данного уравнения? ( 2)
,
В каком случае будут равны степени, если основания равны? (когда показатели равны)
,
Х = 4.
Ответ: х = 4
2. Вынесение общего множителя за скобки.
-При решении показательных уравнений, главные правила -действия со степенями. Без знания этих действий ничего не получится.( Слайд)
- Вы можете уже сами определить ход действий решения данного уравнения…сначала разложить на множители, затем упростить и решить простейшее уравнение… как же в нашем случае эти множители получить? Верно, применить свойство степени, разложить на множители…и решением данного уравнения будет значение…2
,
,
Ответ:2.
Решите устно следующее уравнение ( на слайде)
2х = -16
(корней нет)
Какой вывод нужно сделать?( Значит в уравнении b 0)
3. Приведение к квадратным уравнениям.
Действия определяем исходя из названия вида…
Какое уравнение нам надо получить исходя из названия уравнения?
- квадратное…
- как это сделать? (перейти к одинаковому основанию).
-Какому основании.? (3)
- Вводим новую переменную , помня, что это значение всегда положительное.
Почему оно всегда положительное? Какое свойство мы вспоминаем для показательной функции? (она всегда строго больше нуля)
Какое квадратное уравнение мы получим?
В нашем случае дискриминант 196…получаем два корня, -5, 9…помните ли вы о знаке ? То есть значение -5 – посторонний корень... .И нам остается решить простейшее показательное уравнение.. , t2 = -5 посторонний корень.
Ответ: х =2.
4.Графический способ.
Какие же функции мы можем построить? Изобразить левую и правую части в одной системе координат и найти точки пересечения… - Рассмотрим функции и . Что вы можете сказать про первую функцию? Что вы помните о второй функции?
По сколько первая функция убывающая, а вторая возрастающая, то графики этих функций могут пересечься не более чем в одной точке.
Этот способ очень красив, но его недостаток-неточность, иногда возникающая при построении. Поэтому мы можем проверить себя подбором
.
Таким образом, показательные уравнения решаются следующими способами:
1. Приведение к одному и тому же основанию. 2. Приведение к квадратным уравнениям.
3. Вынесение общего множителя за скобки.
4. Графический способ.
- Ребята, существуют и другие способы решения, с которыми мы познакомимся на следующем уроке.
VI. Введение новых знаний в систему.
1. Работа в парах.
- Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает другой человек. Поэтому сейчас будем работать самостоятельно в парах.
- Каждая пара получает по 3 уравнения. Вместе решите эти уравнения, распределите задание, помогайте друг другу.
№211(1), № 213(2)) для самопроверки работы в парах,
№ 210(1) проверяем устно фронтально с места.
Показательные уравнения в ЕГЭ по математике.
- И, конечно же, показательные уравнения встречаются в заданиях ЕГЭ по математике. Например:
Задание базовой математики и профильной: найдите корень уравнения .
- Каким способом вы будете решать это уравнение?
Задание профильной математики:
В ходе радиоактивного распада масса изотопа изменяется по формуле m(t) = , где начальная масса изотопа, t – время, прошедшее с начала распада, Т – период полураспада. Через сколько времени останется 5 грамм изотопа, если первоначально его было 40 грамм, а период полураспада 10 минут?
Нам дан закон распада радиоактивного изотопа , m0 =40 г., Т = 10 мин, m = 5 г. Чтобы найти время, когда масса изотопа достигнет этого значения, надо подставить все имеющиеся данные в формулу. Мы получим показательное уравнение, решением которого будет значение 30 минут.
Задание № 12 профильной математики:
а) Решите уравнение: 4х -2х+3 + 15 = 0;
б) Определите, какие из его корней принадлежат отрезку
VII. Итог урока.
- С какими уравнениями сегодня познакомились?
- Какие способы решения узнали?
VIII.Домашнее задание.
П.12 , №209; №211(2); №213(3)
IX. Рефлексия.
- Оцените свою деятельность самостоятельно и выберете из имеющихся высказываний то, которое для вас является ответом на вопрос: Как я понял тему «Решение показательных уравнений».
1. Все понял, могу помочь другим 2. Запомню надолго 3. Все понял 4. Могу, но нужна помощь 5. Ничего не понял