Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 5 классе «Задачи на нахождение процентного отношения чисел»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бугаевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района, Воронежской области
Конспект урока математики
в 5 классе на тему:
Учитель математики МКОУ Бугаевская сош:
Воронько Владимир Иванович
2013 г.
Урок математики в 5 классе на тему:
«Задачи
на нахождение процентного
отношения чисел»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и
первичному закреплению знаний и способов деятельности по решению задач на проценты.
Задачи урока
обучающие: научить учащихся обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты;
развивающие: формирование и развитие познавательной активности, логического мышления учащихся, навыков устного счёта, самостоятельной работы;
воспитывающие: экономическоевоспитание в современных условиях формирования рыночных отношений.
Технология: тестирование.
Продолжительность урока: 45 минут
Ход урока
Организационный момент
Создание проблемной ситуации
Учитель: если вы правильно выполните вычисления, то узнаете тему сегодняшнего урока.
1,5
3,5
0,8
0,36
1,6
0,25
0,1
13,6
Учащиеся дают ответы. Появляется тема урока.
Учитель: Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – «Задачи на нахождение процентного отношения чисел». Это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики. В этом году мы начнём эту тему. В 6-ом классе мы к ней вернёмся при изучении пропорций.
– Ребята, как вы думаете, в повседневной жизни, где встречаются проценты? Примерные ответы учащихся:
– В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов.
Учитель: Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам.
А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕГЭ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.
Повторение.
Вопросы:
1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?
2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?
3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?
Учащиеся дают ответы.
1 ц=100 кг;
1 м=100 см;
1 га = 100 а;
Записывают в тетради.
Объяснение нового материала.
Учитель: ребята, мы рассмотрели величины, которые связаны с одной сотой частью.
Сотая часть любой величины принято называть процентом.
Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по-французски «санти»), указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%».
Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается:
Выводы: 1 кг – 1% центнера;
1 см – 1 % метра;
1 а – 1 % га;
0,05 – 1 % от 5.
Примеры.
Записать в тетради:
Учитель: Итак, что нужно делать, чтобы десятичную дробь выразить в процентах или проценты представить в виде десятичной дроби?
Выводы: (отвечают ученики)
1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.
2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Находят эти правила в учебнике.
Решение примеров и задач.
Учитель: теперь, ребята, вспомним
правило умножения десятичной дроби на 100;
правило деления десятичной дроби на 100;
Ребята рассказывают правила.
Решаем №№ 1532, 1533
Два ученика по очереди на доске показывают решения. После выполнения ответы появляются на экране, учащиеся проверяют свои ответы.
Задача 1. При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 тонн пшеницы?
Решение:
90 :100=0,9(т) – 1%
0,9 * 80= 72(т) – 80%
Ответ: 72 т муки получится из 90 т пшеницы.
Задача 2. Контрольную работу выполнили 20 учеников.
Из них на «5» – 4 ученика,
на «4» – 8 учеников,
на « 3» – 6 учеников,
на «2» – 2 ученика.
Какой процент всех учащихся получили соответствующие оценки?
Решение:
4:20*100=0,2*100=20(%) – на «5»
8:20*100=0,4*100=40(%) – на «4»
6:20*100=0,3*100=30(%) – на «3»
2:20*100=0,1*100=10(%) – на «2»
Ответ: написали на «5» - 20%, на «4» - 40 %, на «3» - 30% и на «2» - 10% всех учащихся.
7. Физкультминутка. Дети, прямо все вставайте,
Руки вверх все поднимайте.
Их немножко потрясите,
Медленно вниз опустите.
Плечи прямо вы держите,
А головку поверните
То налево, то направо…
Ох, как здорово, как браво!
8. Закрепление.
Проверочный тест:
I вариант
5 % – это
1) 0,05
2) 0,5
3) 0,005
0, 134 – это
1) 134%
2) 1,34%
3) 13,4%
25%
класса – это
1) половина класса
2) пятая часть класса
3) четверть класса
5,68 – это
1) 56,8%
2) 568%
3) 5680%
40% от 70 равно
1) 28
2) 30
3) 175
II вариант
7 % – это
1) 0,7
2) 0,07
3) 0,007
0, 976 – это
1) 97,6%
2) 9,76%
3) 976%
50%
класса – это
1)четверть класса
2) половина класса
3) пятая часть класса
13,5 – это
1) 135%
2) 1,35%
3) 1350%
30% от 80 равно
1) 50
2) 110
3) 24
Ответы:
I вариант: 1) – 1; II вариант: 1) – 2;
2) – 3; 2) – 1;
3) – 3; 3) – 2;
4) – 2; 4) – 3;
5) – 1. 5) – 3.
Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки.
Заключение.
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами ознакомились с понятием процента. Выяснили, где он применяется. Научились обозначать эту величину, выражать десятичную дробь в процентах и процент представлять в виде десятичной дроби. Рассмотрели, как решаются простейшие задачи на проценты.
Проверочное тестирование показало, как вы усвоили и закрепили этот материал. На следующих уроках мы с вами будем решать более сложные задачи на проценты.
10.Итоги урока.
Выставляются оценки за активную работу на уроке, все получают оценку за тест.
11. Домашнее задание.
Выучить определение и правила. Решить №№1569, 1560, 1583(а).
Литература.
1. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. Поурочные разработки по математике. 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2006
2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006