kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики "Симметрия вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний 

Цели:  Личностные: формировать интерес к изучению геометрии и потребность применять приобретенные знания и умения; формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Симметрия вокруг нас"»

Тема урока: Симметрия вокруг нас.

Класс 6

Дата

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: Личностные: формировать интерес к изучению геометрии и потребность применять приобретенные знания и умения; формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Предметные: познакомить учащихся с понятием симметрия.

Метапредметные: формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Посмотрите, все ль в порядке

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Сегодня у нас необычный урок, мы с вами окунемся в мир красоты.

На зеркальной поверхности сидит мотылек.

От познания истины бесконечно далек.

Потому что, наверное, и не ведает он,

Что в поверхности зеркала сам отражен. (слайд1)

Ежедневно каждый из нас по несколько раз в день видит свое отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаем вопросов и вообще не обращаем внимания на зеркало и прочие пустяки. И только философы и математики не теряют способности удивляться. Вот что написал немецкий философ Иммануил Кант о зеркальном отражении: (слайд 2)

« Что может быть больше похоже на мою руку или мое ухо, чем их собственное отражение в зеркале? И все же руку, которую я вижу в зеркале, нельзя поставить на место настоящей руки…»

Существует старинная притча о буридановом осле. У одного философа, по имени Буридан, был осел. Однажды, уезжая на долго, философ положил перед ослом две совершенно одинаковые охапки сена – одну слева, а другую справа. Осел не мог решить с какой охапки ему начать, и умер с голоду.

Притча об осле – это, разумеется шутка. Однако взгляните на изображение уравновешанных весов( слайд 3). Разве находящиеся в равновесии чаши весов не напоминают чем-то притчу о буридановом осле? Действительно, в обоих случаях левое и правое настолько одинаковы, что нельзя отдать предпочтение ни тому, ни другому. Иными словами, в обоих случаях мы прикоснулись к удивительному математическому явлению – СИММЕТРИЯ. (слайд 4) И тема нашего сегодня урока «Симметрия вокруг нас». Эпиграфом к уроку будут слова Козьмы Пруткова «Глядя на мир, нельзя не удивлятся.»

На чем же основано это чувство?

(Слайд 5) В древности слово «симметрия» употреблялось в значении « гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Герман Вейль сказал: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».

Герман Вейль

Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. (слайд 6 - 8) Их объединяет то, что они симметричны. Если поставить зеркальце вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная в зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой (такой же, как исходная фигура).Потому такая симметрия называется зеркальной (или осевой, если речь идет о плоскости).Прямая, вдоль которой поставлено зеркало, называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить пополам вдоль оси симметрии, то ее части совпадут.Давайте посмотрим примеры симметричных фигур.

Примеры симметричных фигур (слайд 9)

Устная работа: разделить рисунки на симметричные и не симметричные.

Как же построить симметричные фигуры? (индивидуальная работа)

Практическая работа №1. (слайд 10)

Возьмите лист бумаги и перегните его пополам. Теперь разверните и на одной стороне постройте треугольник. Далее сложите лист по линии сгиба и прокалите вершины данного треугольника так, чтобы были проколоты обе половинки. Теперь разверните лист и соедините по линейке полученные точки – дырочки. Таким образом, мы с вами построили симметричный данному треугольник. Убедитесь в этом. Для этого сложите лист по линии сгиба и посмотрите через него на свет. Что вы видите?

Это самый простой способ построения симметричных фигур.

Издавна человек использовал симметрию в архитектуре (слайд 11- 13). Древним храмам, башням средневековым замков она придает гармоничность, законченность. Природа понятие симметричное (слайд 14-18). Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки.(слайд 19-23) Принципы симметрии играют важную роль в физике и химии, биологии и математике, в моделировании одежды.

Симметрия существует там, где её не видно на первый взгляд.

Физик скажет вам, что всякое твёрдое тело – это кристалл. (слайд № 24) Знаменитый кристаллограф Евграф Степанович Фёдоров сказал: «Кристаллы блещут симметрией».

Химик скажет, что все тела состоят из молекул, а молекулы состоят из атомов. (слайд № 25) А многие атомы располагаются в пространстве по принципу симметрии (демонстрация молекул в увеличенном виде).

Человека принято считать существом симметричным. (слайд № 26)

На нашем занятии мы познакомились с симметриеи. Мы увидели, что она встречается часто и повсеместно. Поэтому даже не искушённый человек обычно легко усматривает симметрию в относительно простых её проявлениях.

Прекрасный, безграничный,

На взгляд совсем привычный

Но чем-то не обычный

Со словом «симметричный»

Открылся мир вокруг.

Давайте вспомним какие числа называются четными и какие не четными.

Практическая работа № 2 (слайд № 27- 28)

Работа в парах на четных партах вырезуют фигуру, на не четных – снежинку.

Одни ребята берут лист бумаги. Согнув его пополам, вырезают из него какую-нибудь фигуру, но так, чтобы линия сгиба не была повреждена.

Другие берут салфетку, сложенную вчетверо, и вырезают снежинку

Внимательно рассмотрите полученные фигуры.

(слайд № 27) Линия сгиба вырезанной фигуры делит её на две равные части.

Такая фигура называется симметричной относительно прямой (линии сгиба), а линия сгиба – осью симметрии.

(слайд № 28) Рассмотрим снежинку. Сколько у неё получилось линий сгиба (осей симметрии)? Можно сделать вывод. Если внимательно рассмотреть геометрические фигуры, то среди них есть фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии. А есть фигуры, у которых осей симметрии нет. Практическая работа № 3 (слайд № 29) В парах.

У вас на столах имеется набор геометрических фигур. Работая совместно в группах, вы, сгибая данные фигуры любым доступным способом, постарайтесь совместить половинки фигур друг с другом. В процессе работы вы должны определить, какие фигуры обладают симметрией, а какие нет. Попробуйте определить и количество осей симметрии у каждой фигуры.

Сделать проверку.

А скажите, у всех ли фигур вам удалось соединить половинки так, чтобы они полностью совпали? Какой вывод можно сделать о таких фигурах? (Данные фигуры не симметричны, то есть не обладают свойствами симметрии и осей симметрии не имеют.)

А какая фигура имеет больше всего осей симметрии? Конечно же круг. А вы знаете, что ещё в Древней Греции круг считали венцом совершенства?

Можно сделать вывод. Что фигуры могут иметь одну ось симметрии (слайд 30), две оси симметрии (слайд 31) и иметь больше двух осей симметрии (слайд 32).


А знаете ли вы, что не только геометрические фигуры имеют оси симметрии? Если внимательно присмотреться к печатным буква алфавита, то можно увидеть, что некоторые буквы обладают осевой симметрией. Например «Н» имеет горизонтальную и вертикальную ось симметрии.( слайд № 34)

Попросить учащихся встать и сдвинуть парты, работа в группах.(мини проект)

Практическая работа № 4(слайд № 35)

У каждой группы на столах находиться алфавит и задание. Нужно определить, какие из букв имеют горизонтальную, а также вертикальную симметрию, а какие вовсе не имеют симметрии и из выбранных букв составить слова.

В литературе встречается такое понятие как полиндром … .(слайд36-37)

Итог занятия (слайд 38)

Рефлексия





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики "Симметрия вокруг нас"

Автор: Саяпина Татьяна Егоровна

Дата: 29.01.2023

Номер свидетельства: 624355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Симметрия вокруг нас, конспект урока геометрии "
    ["seo_title"] => string(52) "simmietriia-vokrugh-nas-konspiekt-uroka-ghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "163766"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422538005"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект и презентация к уроку геометрии в 10 классе "Пирамиды вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-ghieomietrii-v-10-klassie-piramidy-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "131674"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416207771"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока  внеурочной деятельности по теме:"Международный день птиц." "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-tiemie-miezhdunarodnyi-dien-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "222028"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435771574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
1980 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства