ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УМК «XXI ВЕК» Математика 1 КЛАСС . Учитель: Губарева Н.А. |
Тема урока | Место урока по теме |
«Решаем задачи» | Обобщающий урок по теме «Решение простых задач». |
Тип урока | Место урока по теме |
Урок актуализации знаний и умений ( урок повторения) | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа. |
Цель урока | Задачи урока |
Закрепить общий приём сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток; закреплять умение сравнивать числа; закреплять умение решать выражения со скобками; продолжать работу над решением простых задач разных типов; моделировать и решать составные задачи; | Личностные УУД Ученик получит возможность формирования: Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика). Положительного отношения к математике как предмету изучения. Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. Осознания себя частью (членом) классного коллектива. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности. Познавательные УУД моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, графические схемы; сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте; сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный; моделировать и решать задачи в 2 действия; классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку; определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры; выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Регулятивные УУД понимать и принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним; прогнозировать результат вычисления; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; контролировать и оценивать свою работу и её результат. Коммуникативные УУД строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний; задавать вопросы; работать в паре; учитывать разные мнения, работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы, договариваться и приходить к общему решению; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. |
Содержание |
Знать | Закрепление приёмов вычитания и сложения с переходом через десяток. Решение числовых выражений. Решение простых задач с применением схем.Решение задач в два действия. |
- различные типы простых задач - уметь самостоятельно составлять задачи по схемам - уметь дополнять простую задачу вопросами, тем самым превращая её в составную | Закрепление изученного материала. Выполнение краткой записи к условию задачи. Изображение условия задачи в виде схемы, рисунка. |
| Работа с заданиями творческого и поискового характера: определение закономерности построения числового ряда, применение знаний в измененных условиях, составление простых задач, составление и решение составных задач. |
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание /формы контроля | Результат |
I этап: Организационный момент. |
Формирование самооценки готовности к уроку. Создание положительного эмоционального фона. Обеспечить мотивацию учащихся к повторению материала | «Повторение - мать учения» -Как вы объясните эти слова? Для чего нам необходимо повторение? Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успеха. | Проявление интереса к материалу изучения. Сегодня на уроке мы будем повторять изученный материал. Чтобы лучше освоить материал нужна тренировка, а это и есть повторение. Повторение нужно ещё и для того, чтобы определить слабые места в изучении тем. | Обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы. Уметь учитывать мнение других и высказывать своё мнение. | | Обучающиеся готовы к повторению материала |
II этап: Актуализация знаний. |
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. | Устный счёт(работа с числовым веером): Назовите числа в порядке возрастания: 14 2 8 17 5 11 -Определите данную закономерность; -Увеличьте наименьшее число на 5; -Уменьшите наибольшее число на 2; - Число предшествующее числу 17 в этой закономерности разложите на сумму разрядных слагаемых; -Сравните число 14 с числом 11 в данном числовом ряду. -Вычислите разность наибольшего числа в этом числовом ряду и наименьшего. Когда из бочки взяли 5 литров воды, в ней осталось 6 литров. Сколько воды было в бочке? На одной сосне Петя насчитал 7 ворон, а на другой- на 3 вороны больше. Сколько ворон было на этой сосне? Продолжим тренировать вычислительные навыки с использованием схем. Начнём работу вместе по схемам, а кто-то из ребят попробует свои силы у доски 1 схема- что показывает? 2 схема- что показывает? И т.д. 5 схем. С какой целью мы выполняли это задание? А в решении каких заданий мы используем эти схемы? | 2 5 8 11 14 17 каждое следующее число увеличивается на 3 7 19 14=10+4 14 больше 11 на 3; 11 меньше 14 на 3. 17-2=15 Предполагаемые ответы: в этой схеме неизвестна часть, чтобы найти часть надо из целого вычесть известную часть; 19-7=12 Во 2 схеме неизвестна целая часть, чтобы найти целое нужно сложить части. 8+3=11 В 3-ей нужно найти разницу между числами. Из большего вычесть меньшее. 9-5=4 В 4-ой нужно найти меньшее число, применяем знак «-». От известного числа отнимаем на сколько меньше. 13-3=10 В 5-ой нужно найти большее число, применение знака «+». К известному числу прибавляем на сколько больше. 7+7=14 Повторили правила нахождения частей, целого, разницы, правила нахождения меньшего и большего числа. В решении задач. | Анализировать схемы и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание. | | Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, отстаивать своѐ мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. Повторили все изученные правила. |
III этап: Обобщение изученного материала о разных типах задачах. |
Включить детей в ситуацию применения данных схем при решении задач. | Что такое задача? Посмотрите на схемы, назовите типы простых задач. Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели поставим перед собой на урок? Вспомним правила работы в группе. Составьте все возможные типы задач по выражению 8+2 (1 ,3, 5 группы) и 8-2 (2,4,6) . Для составления условий задач, используйте иллюстрации . Итоги групповой работы: Как называются задачи, которые вы составляли? Какие задачи ещё бывают? Чем они отличаются? Добавьте к задаче второй вопрос так, чтобы получилась цепочка из двух задач: В подарок положили 6 леденцов, а шоколадных конфет на 3 больше. Сколько шоколадных конфет положили в подарок? Толе 7 лет, а его сестра на 3 года старше. Ск. лет сестре? | Это текст, который мы делим на условие и вопрос, чтобы ответить на вопрос, надо выполнить действия. Задачи на нахождение части от целого, на нахождение целого, задачи на сравнение, задачи на увеличение на...; задачи на уменьшение на... . Формулируют тему урока: «Решение простых задач» повторение, закрепление, тренировка Работа в группах. простые составные составные задачи имеют два решения, в схемах два вопроса, один из которых главный. Сколько всего конфет? Сколько лет сестре и брату вместе? Физкультминутка: | Умение преобразовывать информацию, полученную из схемы, в текстовую задачу, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы. Формировать умение работать в группе; Обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы. Уметь учитывать мнение других в группе, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. | Анализ ситуации работы в группах. Оценивание работы каждой группы. Критерий: правильное составление задачи, количество задач различных видов. Выставление баллов | Защита результатов работы в группах. Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности. |
IV этап. Обобщение знаний . |
Организация и осуществление совместной учебно- познавательной деятельности. Добавление вопроса к простой задаче и преобразование её в составную задачу. | Чтобы повторение было успешнее, я предлагаю составить и решить составную задачу в парах и оценить свою работу по двум критериям: ход решения и вычислительные навыки. Листочки с заданиями разного уровня: белый цвет- для сильных учащихся ( составление двух вопросов к задаче); Синие- для учащихся, у которых проблемы с составлением условия к задаче; Розовые- для учащихся с низким уровнем развития вычислительных навыков. ( полностью представлен алгоритм действий); Подведение итогов. | Самопроверка по «ключу». | Умение постановки дополнительных вопросов к простым задачам; группировка задач по заданному признаку Излагать мысли последовательно, ясно и просто. Умение контролировать свои действия. | Самооценка по волшебным линеечкам | Применяют правила для составления задач по схемам. Формирование навыков поисковой деятельности.Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование учебного сотрудничества, коллективного обсуждения предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
V этап: Самостоятельная работа с самопроверкой . |
Организация ндивидуальной учебно- познавательной деятельности. | А теперь вас ждѐт самостоятельная работа. Сейчас мы проведём « Блиц-турнир по решению задач». Вам предстоит указать только действие при помощи которого Вы будете решать данные задачи. Дайте прогностирующею оценку. Задачи: 1.Дима нашёл в лесу 16 белых грибов, а Катя на 7 грибов меньше. Сколько грибов нашла Катя? 2. На прицеп погрузили 7 дынь, а арбузов на 9 больше. Сколько дынь и арбузов погрузили на прицеп? 3.На сколько лет Юра старше Люды, если ему 12 лет, а ей 7? 4. Из трамвая вышло 6 детей и осталось 8 взрослых. Сколько людей было в трамвае? 5.В коробке было 16 гвоздей. Сколько гвоздей взяли из коробки, если там осталось 9 гвоздей? Проверим ! | Работа в тетради. Проверяют работу по образцу. Оценивают результат своей деятельности. - + - + - | Закреплять информацию в виде алгоритма; Формировать умение контролировать и оценивать свои действия | Заранее прогнозировать свою деятельность Поставить прогнозирующею оценку Самопроверка и сравнение ретроспективной оцеки и прогнозирующей. | Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. |
VI этап: Подведение итогов, рефлексия. |
Подвести итоги . Оценить уровень достижения поставленных в начале урока целей. Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. Развитие рефлексивных умений | Вы достигли поставленых перед собой цели? Благодаря чему удалось достичь ? Оцените свою работу на уроке. Кому было трудно? Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? За что похвалили себя? Одноклассников? Спасибо за урок! | Отвечают на заданные вопросы. Самооценка при помощи бабочек.( высоко-низко и цветовое решение) Обсуждают ошибки. | Формировать чувство товарищества и взаимовыручки Формировать положительную мотивацию к изучению правильного написания вежливых слов, их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи. Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету. | Учитель оценивает уровень участия детей во всех видах деятельности | Планируемые образовательные результаты достигнуты |
| | | | | |
| | | | | |