kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование игровой методики "Кластер" на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит информацию об игровой методике "Кластер"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровой методики "Кластер" на уроках математики»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 им Н.З.Бирюкова







Методические рекомендации для учителей математики





«Педагогическая стратегия кластер на уроке математики»



















Подготовила: учитель математики первой категории

МОУ СОШ №20 имени Н.З.Бирюкова

Голубкова Светлана Владимировна











Февраль, 2023

Содержание


Введение. 3

Основная часть. 4

Кластер как один из методов критического мышления 4

Основные принципы составления кластера 5

Правила оформления кластера на уроке 5

Рекомендации по составлению кластера 5

Применение метода кластер 5

Пример 6

Достоинства и результаты применения приема 6

Что дает применение метода кластера на уроках детям? 7

Заключение. 8

Список литературы. 9

Приложение. 10







Введение.

За время развития человечества люди собирали знания о мире и явлениях, происходивших вокруг них. Опираясь на познание и проведенный эксперименты, люди группировали объекты по определенным принципам. В современном мире группу алгоритмов, которые применяются для систематизации данных, принято называть кластерным анализом.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Вышеуказанные суждения определили актуальность и позволили определить задачу данной методической разработки, заключающуюся в использовании метода кластер на уроках математики в общеобразовательной школе.

Цель методической разработки:

- проанализировать прием составления кластера на уроках математики

Для реализации цели были поставлены ряд задач:

- применить теоретический материал по математическим методам кластеризации;

- провести анализ кластеров, составленных на уроках математики;

- предложить ученикам составить самостоятельно кластер по одной из пройденных тем.

Объект методической разработки: использование и применение метода кластер на уроках математики в общеобразовательной школе.

Предмет методической разработки: математические модели кластера.

 





Основная часть. Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,

  • осмысление,

  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации. Учитывая возраст учащихся и объем изученного материала по данной теме, кластеры могут быть различных объемов.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке алгебры при обобщении и систематизации материала по теме «Упрощение выражений». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: способы упрощения выражений: раскрытие скобок, умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен деление многочлена на одночлен, применение формул сокращенного умножения. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует более детальное рассмотрение отдельных способов. В ходе дальнейшей работы с материалом урока, схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;

  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;

  • выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

  • сравнивать и анализировать;

  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям?

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.





Заключение.

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. Применение данного приема упрощает осуществление подготовки к ОГЭ и ВПР, особенно для учащихся с низкой мотивацией к предмету и недостаточным уровнем знаний.

На уроках математики в общеобразовательной школе методика кластер была апробирована. Кроме того, были внесены корректировки в работу и сформированы основные принципы работы с кластером. В рамках деятельности стажировочных площадок и региональных инновационных площадок было проведено мероприятие, на котором был продемонстрирован результат данного анализа.



Список литературы.

1. Классификация кластеров. Электронный ресурс.

URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-klasterizaciya-i-klasternyi-analiz/

Дата обращения: 09.10.2022

2. Кластер. Электронный ресурс.

URL: https://scikit-learn.ru/clustering/

Дата обращения: 11.10.2022

3. Кластерный анализ. Электронный ресурс.

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кластерный_анализ

Дата обращения: 12.10.2022

4. Метод кластера на уроке. Кластерный анализ. Электронный ресурс.

URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1675527794&tld=ru&lang=ru&name=Lection_9.pdf&text=кластерная%20методика&url=https%3A%2F%2Fnafi.ru%2Fupload%2Fspss%2FLection_9.pdf&lr=10745&mime=pdf&l10n=ru&sign=e138cd5fd259045146e92a463e9eb039&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1675527794%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3DLection_9.pdf%26text%3D%25D0%25BA%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fnafi.ru%2Fupload%2Fspss%2FLection_9.pdf%26lr%3D10745%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3De138cd5fd259045146e92a463e9eb039%26keyno%3D0%26nosw%3D1

Дата обращения: 10.10.2022









Приложение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование игровой методики "Кластер" на уроках математики

Автор: Голубкова Светлана Владимировна

Дата: 07.08.2024

Номер свидетельства: 654734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Внедрение новой методики после прохождения уровневых курсов "
    ["seo_title"] => string(70) "vniedrieniie-novoi-mietodiki-poslie-prokhozhdieniia-urovnievykh-kursov"
    ["file_id"] => string(6) "174261"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424103373"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Послекурсовая работа: преобразования и их эффективность "
    ["seo_title"] => string(59) "posliekursovaia-rabota-prieobrazovaniia-i-ikh-effiektivnost"
    ["file_id"] => string(6) "173786"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424023708"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Dytlhtybt yjdjq vtnjlbrb gjckt ghj[j;ltybz ehjdytds[ rehcjd "
    ["seo_title"] => string(58) "dytlhtybt-yjdjq-vtnjlbrb-gjckt-ghj-j-ltybz-ehjdytds-rehcjd"
    ["file_id"] => string(6) "173798"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424024391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства