Просмотр содержимого документа
«Использование игровой методики "Кластер" на уроках математики»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 им Н.З.Бирюкова
Методические рекомендации для учителей математики
«Педагогическая стратегия кластер на уроке математики»
Подготовила: учитель математики первой категории
МОУ СОШ №20 имени Н.З.Бирюкова
Голубкова Светлана Владимировна
Февраль, 2023
Содержание
Введение. 3
Основная часть. 4
Кластер как один из методов критического мышления 4
Основные принципы составления кластера 5
Правила оформления кластера на уроке 5
Рекомендации по составлению кластера 5
Применение метода кластер 5
Пример 6
Достоинства и результаты применения приема 6
Что дает применение метода кластера на уроках детям? 7
Заключение. 8
Список литературы. 9
Приложение. 10
Введение.
За время развития человечества люди собирали знания о мире и явлениях, происходивших вокруг них. Опираясь на познание и проведенный эксперименты, люди группировали объекты по определенным принципам. В современном мире группу алгоритмов, которые применяются для систематизации данных, принято называть кластерным анализом.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Вышеуказанные суждения определили актуальность и позволили определить задачу данной методической разработки, заключающуюся в использовании метода кластер на уроках математики в общеобразовательной школе.
Цель методической разработки:
- проанализировать прием составления кластера на уроках математики
Для реализации цели были поставлены ряд задач:
- применить теоретический материал по математическим методам кластеризации;
- провести анализ кластеров, составленных на уроках математики;
- предложить ученикам составить самостоятельно кластер по одной из пройденных тем.
Объект методической разработки: использование и применение метода кластер на уроках математики в общеобразовательной школе.
Предмет методической разработки: математические модели кластера.
Основная часть.Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
вызов,
осмысление,
рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации. Учитывая возраст учащихся и объем изученного материала по данной теме, кластеры могут быть различных объемов.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке алгебры при обобщении и систематизации материала по теме «Упрощение выражений». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: способы упрощения выражений: раскрытие скобок, умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен деление многочлена на одночлен, применение формул сокращенного умножения. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует более детальное рассмотрение отдельных способов. В ходе дальнейшей работы с материалом урока, схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям?
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Заключение.
Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. Применение данного приема упрощает осуществление подготовки к ОГЭ и ВПР, особенно для учащихся с низкой мотивацией к предмету и недостаточным уровнем знаний.
На уроках математики в общеобразовательной школе методика кластер была апробирована. Кроме того, были внесены корректировки в работу и сформированы основные принципы работы с кластером. В рамках деятельности стажировочных площадок и региональных инновационных площадок было проведено мероприятие, на котором был продемонстрирован результат данного анализа.