Интегрированный урок по теме "Действия с натуральными числами" "Путешествие по родному краю" 5 класс
Интегрированный урок по теме "Действия с натуральными числами" "Путешествие по родному краю" 5 класс
Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме "Действия с натуральными числами" "Путешествие по родному краю" 5 класс»
Исторический материал на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности.
Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
Но этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях.
Уроки с привлечением исторического материала никого не оставляют равнодушными: ни тех, для кого логика - «наука первая…из всех», ни тех, для коговажна эмоциональная окраска получаемых знаний. В конечном итоге выигрывают все.
Особое место в обучении математике занимают задачи, в основу которых положен исторический материал, разнохарактерные письменные источники, например, старинные задачи, сказки, свидетельства античных авторов, краеведческий материал.
Меняются школьные программы, учебники и методики обучения, взгляды учёных на отдельные исторические явления и целые эпохи. Но исторические документы обладают непреходящей ценностью. Общеизвестно, что науки не только граничат друг с другом, но и взаимно обуславливают и дополняют друг друга.
Сведения из истории, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её понять.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ
Тема урока : «Действия с натуральными числами»
«Путешествуем по родному краю».
ФИО учителей
Зюзина Любовь Леонидовна
Травникова Марина Николаевна
Место работы
МБОУ «СОШ с.Восток» Енотаевского района Астраханской области
Предмет
Математика; история
Класс
5 класс
Тема урока
«Действия с натуральными числами»
«Путешествуем по родному краю»
Цель урока:
Развитие навыков арифметических действий с натуральными числами, навыков применения свойств арифметических действий для рационализации вычислений и создание условий для познавательной активности обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить вычислительные навыки.
- Изучить некоторые события из истории родного края.
Развивающие:
- Расширить познавательный интерес учащихся по предметам математика, история.
- Развивать культуру устной и письменной математической речи, логического мышления.
- Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному краю, уважения к Отечеству.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, наблюдательности, внимательности, ответственности за результат собственного труда.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Необходимое техническое оборудование:
Компьютер с подключением к сети Интернет.
Экран.
Видеопроектор.
Презентация.
Структура и ход урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Мотивация к обучению.
3) Актуализация опорных знаний и умений.
4) Изучение и закрепление материала.
5) Физминутка.
6) Подведение итогов урока. Рефлексия.
7) Домашнее задание.
Личностные результаты
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
формировать ответственное отношение к учению, вызвать заинтересованность в изучении математики и истории
Метапредметные результаты
формировать умения сравнивать, обобщать, моделировать выбор способов деятельности
Предметные результаты
обобщить и углубить знания учащихся о натуральных числах и действий с ними
приобретение историко-культурного опыта
1.Организационный этап (1 мин.)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку
Базовый учебник
II. Мотивация к обучению
Вступительное слово.
Родина. Это слово знает каждый из нас с раннего детства. Родина – это наша страна, наш город, село, где мы родились и живем. Родина – это наши астраханские степи и великая Волга.
Здесь, как вихрь, проносились великие монгольские завоеватели и чинно вышагивали заморские купцы. Здесь чинил суд Степан Разин и творил славу России Петр I. Многое в прошлом. Несмотря на свой почтенный возраст, город Астрахань –жемчужина на волжских берегах.
Нельзя быть настоящим человеком, не любя свой город, как нельзя создавать будущее, не зная великого прошлого, нашей истории.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель мотивирует обучающихся на урок.
Девиз урока:
Наш урок сейчас
Наукам посвящается,
Что математикой и краеведением у нас
С любовью называются.
Они помогут воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.
Учитель математики: Ребята, мы на уроке должны повторить действия с натуральными числами. Решая примеры, уравнения и задачи, вы будете одновременно узнавать интересные сведения из истории нашего края (слайд №1).
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Учитель математики проводит устный счёт:
Расположив числа в порядке возрастания, назовите город, с историческими событиями которого познакомимся на уроке.
1.Вычислите: 57 – 49 (8)
∙ 7 (56)
+ 14 (70)
– 28 (42)
: 7 (6)
+100 (106)
2. Решить уравнения:
x + 37 = 89
х = 89 – 37
х = 52
у – 94 = 18
у = 18 + 94
у= 112
3. Найти площадь и периметр прямоугольника, если стороны a = 14; b = 10.
a) S= ? (S = a ∙ b; 14 ∙ 10 = 140);
b) Р= ? (Р = 2 ∙ (a + b) = 2 ∙ ( 14 + 10) = 48 ).
Располагая ответы выполненных заданий в порядке возрастания,
( Ученики называют ключевое слово АСТРАХАНЬ) (слайд №2).
IV. Изучение и закрепление материала
Учитель истории. Много веков назад на Русь совершил два похода и покорил её хан Батый. На территории нашего края , на берегах реки Итиль ( так называлась раньше Волга) Бату-хан образовал новое государство – Золотая Орда. В каком веке это было? (слайд №3).
Учитель математики:
Решив уравнение, вы узнаете, в каком веке образовалось государство Золотая Орда.
(х+435) :2 =224
a) 13 б) 11
в) 14 г) 9
Решение:
(х + 435) :2 =224
х+435 = 224* 2
х +435 = 448
х = 448 – 435
х = 13
Ответ: 13.
( проводится взаимопроверка в парах).
Учитель истории. Русский царь Иван Грозный, заинтересованный в получении Россией выхода к Каспийскому морю, посылает в 1554 году в Астрахань три отряда воеводы Юрия Пронского-Шемякина, который почти без боя захватывает Астрахань. На ханство поставили Дервиш-Али, который, вступив в союз с крымским ханом, перебил про-московски настроенных людей в своём окружении, а затем напал на русский отряд. Тогда Иван Грозный снова послал служивых людей в поход. На этот раз ханство было ликвидировано, территория его была включена в состав России, все население принесло присягу русскому царю на верность. В каком году это было? (слайд №4).
Учитель математики:
(предлагает выполнить задание)
1) Найдите значение выражения, и вы узнаете, в каком году Астраханское ханство присоединили к России. 76 ∙ (3569 + 2795): 16 – 28467
Учащиеся работают самостоятельно, каждый в своих тетрадях выполнить задание.
76 ∙ (3569 + 2795): 16 – 28467
1) 3569 + 2795 = 6364 2) 6364 ∙ 76 = 483664
3) 483664: 16 = 30229 4) 30229 –28673= 1556
После выполнения задания, проводится взаимопроверка. Правильный ответ и решение проецируются на экран. (1556 год). (слайд № 5)
( Учащиеся сами проверяют решение примера и правильность ответа).
V. Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз-хлопок и вверх-хлопок.
Край родной мы изучаем,
Точно знаем – будет прок.
Крутим – вертим головой,
Краеведы мы с тобой.
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперед.
И за парты все вернулись,
Вновь урок у нас идет.
Учитель истории.
По Волге и Каспийскому морю проходил очень важный для Русского государства водный торговый путь, по которому шла оживленная торговля с восточными странами. Для охраны этого пути государству пришлось начать строительство собственного флота на Волге и Каспии. В 1668 г. был сделан первый шаг к созданию русской регулярной военно-морской силы на Каспийском море: на реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой парусный корабль «Орел». Царь Петр I мечтал о том, чтобы у России был флот. Начало этому было положено с началом строительства фрегата «Орел». В каком году это было? (слайд №6).
Учитель математики:
В 17 веке в Астрахань прибыл первый русский корабль «Орёл» длина корабля 23метра, ширина 6 метров. На борту корабля было 22 пушки, 40 мушкетов, 80 пистолей. Используя эти числа, учащийся составил пример, решив его вы узнаете в каком году это было?
Учитель контролирует процесс выполнения задания.
анализируют, делают вывод.
Работа в тетрадях
( 80+23)*6 + 40*22+201
1)80+23=103
2) 103*6= 618
3) 40*22= 880
4)618+880=1498
5) 1498+201 =1699
Учитель истории. В начале 18 века в Астрахани вспыхнуло восстание. Основными участниками восстания были посадские и работные люди, солдаты, стрельцы, гулящие и беглые. Вызвано было оно введением новых налогов (с бань, погребов, печей и др.) и пошлин, а также жестокостью астраханского воеводы Т. Ржевского. Непосредственное начало было связано с оглашением царского указа, запрещавшего носить бороды и русское платье. Вслед за этим быстро распространился слух о том, что готовится насильственная выдача горожанок замуж за иностранцев. Ночью начались погромы домов приказного и военного начальства, иностранцев и т. п. Было убито лишь в первый день восстания более 300 человек. Возглавили восставших Г. Артемьев, Г. Агеев, И. Шелудяк, Я. Носов. Активнее всего действовали стрельцы, власть в городе в течение нескольких месяцев. Астрахань была взята штурмом войсками фельдмаршала В.Б.Шереметьева. Под следствием оказалось свыше 500 чел. Казнено было 314, замучено пытками еще 45 чел. В каком году это было? (слайд №7)
Учитель математики:
В восстании приняло участие 300 казаков, бедноты в 2 раза больше, бурлаков и стрельцов по350 человек и 105 торговцев. Сколько всего человек приняло участие в восстании?
300 *2 = 600 (человек)-бедноты
300+600+350*2+105 =1705(человек)
Ответ: 1705 человек
Учитель истории: До 18 века у России не было выхода к морям. Петр 1 начал войну со Швецией и в 1721 году, по окончании этой войны, был подписан мирный договор, открывающий русским судам выход в Балтийское море. Окончилась Северная война. Теперь перед Россией встала задача продвижения на Восток. Для ее решения необходимо было укрепить русские позиции на юго-западном побережье Каспийского моря. Для подготовки Персидского похода Петр I отправился в Астрахань. В каком году это было? (слайд №8).
Учитель математики:
1.Решив уравнение, вы узнаете, в каком году Пётр 1 посетил Астрахань
Учитель истории. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много интересного о прошлом нашего родного города и хотела бы напомнить вам, что в нашей школьной библиотеке имеются интересные книги, из которых вы можете почерпнуть много полезной и интересной информации об истории Астрахани
Учитель математики. Я бы хотела, чтобы вы поделились с нами и друг с другом своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, используя индивидуальные карточки –смайлики разного цвета (красный, желтый, синий), характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям:
Красный:
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.
Вы многое узнали, многому научились и можете помочь другим.
Желтый:
Вы считаете, что научились решать примеры и задачи, но вам ещё нужна помощь
Синий:
Вы считаете, что было трудно на уроке
Обучающиеся фиксируют смайлики на доске.
Учитель подводит итоги урока. Благодарит учащихся за работу.
VII.Домашнее задание.
Составить задачи, связанные с историей Астраханского края.