kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "Геометрическая прогрессия в экономике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Геометрическая прогрессия в экономике" составлен для учеников 10 класса социально-экономического профиля. по предметам математика и экономика. В рамках избранного профиля огромное значение имеет отбор прикладных задач, прежде всего по темам, которые не носят очевидного экономического приложения, не являются темами, которые традиционно связывались с экономикой и социологией как, например, вероятностная линия. Главная цель учителя математики в таком профиле – дать представление о широком применении математических понятий и методов в социологии и экономике, научить учащихся применять посильный для них математический аппарат к решению практических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

ТЕМА: Геометрическая прогрессия в экономике.

Составили и провели:

Учитель математики Криворучко Ирина Васильевна

Учитель Обществознания и экономики Амирова Ирина Владимировна


Цели урока:


Обучающая: помочь учащимся целостно представить прикладной характер геометрической прогрессии в экономической сфере.


Развивающие:

- обеспечить развитие у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

- создать условия для развития умений анализировать происходящие изменения в экономике страны, сравнивать, высказывать предположения;

- содействовать развитию творческой деятельности в процессе конструирования математической модели;

- содействовать развитию у детей умений осуществлять адекватную самооценку при выборе уровня трудности самостоятельной работы, самоанализ учебной деятельности.


Воспитательная: воспитание экономической культуры учащихся.


Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, ноутбук, раздаточный материал (разноуровневые задачи), таблицы для каждого учащегося.


Ход урока.


  1. Организация класса.

Приветствие. Организация внимания учащихся.

  1. Вступительное слово учителя экономики.

В контрактах, которые подписывают перед вступлением в должность председатели национальных банков некоторых стран мира, прямо записано: они подлежат увольнению, если темп инфляции в стране превысит некую предельную величину.

Однако превышение количества бумажных денег над суммой товаров может произойти и без включения бумажного станка. Как известно, каждой экономике свойственна цикличность – подъёмы, спады, депрессии. Когда экономика вступает в фазу экономического кризиса, происходит сокращение производства. В результате количество товарной массы уменьшается, а денежная остаётся неизменной.

Нарушение закона бумажноденежного обращения влечёт слишком тяжёлые последствия для экономики.

В целях её предотвращения государство проводит денежно-кредитную политику. Суть её заключается в том, что с помощью ряда методов государство через Центральный банк воздействует на денежную массу. Центральный банк может увеличить денежную массу, печатая на станках дополнительные купюры. Но увеличить денежную массу можно, не печатая дополнительных денег на станке. Как привлекая знания экономики и математики по теме: «Геометрическая прогрессия в экономике». Наше занятие хотелось бы начать с мудрых слов Цицерона: «Недостаточно владеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею». Надеюсь, ребята, мы найдём вместе с вами подтверждение этим словам.

3.Презентация «Виды денег»

4. Учитель математики объявляет цели и задачи урока.

Сегодня нам предстоит выяснить, как происходит увеличение денежной массы, не печатая дополнительных купюр и не чеканя монет, с каким понятием в алгебре это связано.


Класс разбивается на три группы:

  1. Математики

  2. Экономисты

  3. Аналитики

Каждой группе раздаётся таблица.


математики премия

Руководитель отдела

Валайне Сармина

1

Баринова Ольга

2

Агапова Алина

3

Серая Яна

4

Сероштан Алексей

5

Сидоркин Данил

6

Артемьева Катя

7

Болтунова Ирина



экономисты

премия

Руководитель отдела

Жукова Татьяна


1

Воронина Анастасия


2

Терегулова Юлия


3

Лукьянова Ксения


4

Романов Дмитрий


5

Чернышёв Роман


6

Куденкова Анна


7

Кулагина Жанна




аналитики премия

Руководитель отдела

Кузьмичёва Дарья

1

Черкасова Лиза

2

Грициенко Ольга

3

Бушуева Алёна

4

Иванов Валерий

5

Корсаков Никита

6

Горелов Евгений

7

Байков Иван

5. Презентация «Экономика и геометрическая прогрессия»

(работа по презентации)

СЛАЙД 1. Допустим, что человек А принёс в Экономбанк 20000 рублей. Экономбанк в качестве обязятельных резервов отдаст ЦБ 4000 рублей (20% от 20000 руб.), значит, кредитов он может выдать на сумму 16000 рублей человеку Б. На эти деньги человек Б приобретает у некоторой фирмы «Ровесник» необходимые ему товары. Полученные 16000 рублей фирма переводит в София банк. София банк 3200 рублей (20%) отдаст ЦБ, а в качестве свободных резервов у него останется 12800 руб., которые он выдаст в виде кредита клиенту С. Клиент С приобрёл необходимые ему товары у фирмы «Глория». Полученные деньги она перечисляет в Экспресс Волга банк. По тойже схеме свободные резервы Экспресс Волга банка уходят в Балаково банк.

Вычислим суммарный объём кредитов, выданных рассматриваемой системой банков. Для этого достаточно сложить числа, стоящие в правом столбце таблицы. Полученная сумма составит 47232 рубля, т.е. на такую сумму увеличилась денежная масса страны, и заметьте, не прибегая к печатному станку.

СЛАЙД 2. Составление математической модели. Выпишем свободные резервы – кредиты: 16000; 12800; 10240; 8192;…

Получили последовательность чисел. Давайте выясним, будет ли эта последовательность являться арифметической или геометрической прогрессией.


Нам известна формула для нахождения суммы конечного числа первых членов геометрической прогрессии (на доске записывается формула)

Давайте проверим по этой формуле наш ответ:

Таким образом, мы можем ускорить операцию подсчёта суммы выданных кредитов.

6. Работа в группах.

Аналитический отдел. Найти сумму денежной массы, если в системе будет не 4 банка, а 10. Исходные данные те же, что и в таблице (презентация). Построить сравнительную диаграмму. Использовать программу EXCEL.

Метаматематический отдел. Карточка с задачей № 1. СЛАЙД 3.

Имеется система, состоящая из двух банков С1 и С2. Свободные резервы банка С1 составляют 85000 рублей, а обязательные резервы, установленные ЦБ – 10%. Вычислить величины кредитов, которые могут предоставить банки С1 и С2?

Решение.

Экономический отдел. Карточка с задачей № 2. СЛАЙД 3.

В банк В1 системы коммерческих банков внесён вклад в размере 100 000 долларов. Обязательные резервы, установленные ЦБ, составляют 20%. Сколько банков в этой системе, если они предоставили кредитов на сумму 236 160 долларов?

Решение.

; n=4 банка.


Проверка задач у доски.

7. Итог урока.

Выставление оценок. Руководители отделов за работу своим сотрудникам начисляют премии (используют таблицы): 3000 руб. – оценка 3, 4000 руб. – оценка 4, 5000 руб. – оценка 5. Таблицы собирает учитель.

Домашнее задание. СЛАЙД 4.

Учитель: Каким образом приобретённые знания по математике могут быть использованы для решения важных задач экономики?

Как вы считаете, прав ли был Цицерон? СЛАЙД 5.


Спасибо за урок.






Просмотр содержимого документа
«Экономика»

Вступление учителя.

В контрактах, которые подписывают перед вступлением в должность председатели национальных банков некоторых стран мира, прямо записано: они подлежат увольнению, если темп инфляции в стране превысит некую предельную величину.

Однако превышение количества бумажных денег над суммой товаров может произойти и без включения бумажного станка. Как известно, каждой экономике свойственна цикличность – подъёмы, спады, депрессии. Когда экономика вступает в фазу экономического кризиса, происходит сокращение производства. В результате количество товарной массы уменьшается, а денежная остаётся неизменной.

Нарушение закона бумажноденежного обращения влечёт слишком тяжёлые последствия для экономики.

В целях её предотвращения государство проводит денежно-кредитную политику. Суть её заключается в том, что с помощью ряда методов государство через Центральный банк воздействует на денежную массу. Центральный банк может увеличить денежную массу, печатая на станках дополнительные купюры. Но увеличить денежную массу можно, не печатая дополнительных денег на станке. Как привлекая знания экономики и математики по теме: «Геометрическая прогрессия в экономике».

  • Министр экономического развития и торговли России Герман Греф, в своём выступлении сделал следующий прогноз: В этом году инфляция не должна превысить 12-14%, а к 2004 году она сократиться на 8-10%. Как вы думаете, какие кредитно-денежные инструменты будут задействованы в этот период?

  • По мнению экономического советника Президента России Андрея Илларионова, признаки спада в развитии страны появились с лета 2001 года (предыдущие вехи он определил так: с 1990 по 1998 год – период спада и с 1999 по 2001 год – период роста). В последние полтора года появились признаки перехода к депрессивному состоянию, что происходит на фоне увеличения расходов государства. Какие инструменты денежно-кредитной политики будут практиковаться в этом случае? Каким образом эта политика будет способствовать решению проблем в сферах расходов, занятости и средних цен?

  • Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года пользовались особенно большим спросом у российских пенсионеров. О перспективах погашения РВВЗ-92 рассказал заместитель руководителя Департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ А.В.Чумаченко. «В соответствии с Условиями: внутреннего выигрышного займа 1992 года, утверждёнными Минфином РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года No 549, облигации внутреннего выигрышного займа 1992 года на облигации нового займа обмениваться не будут и срок их обращения продлён не будет. Облигации будут погашаться с 1 октября 2002 года до 1 октября 2004 года в соответствии с Условиями». Какие инструменты денежно-кредитной политики будут практиковаться в этом случае? Какие цели преследует в этом случае государственная экономическая политика?

  • С 5 апреля 2002 года по 5 апреля 2003 года, ЦБ снизил ставки рефинансирования с 25 до 18%. Рядовых граждан это почти не касается. На это событие снижение стоит обратить внимание лишь тем, кто берёт рублёвый кредит. В случае если вы возьмёте кредит по ставке, ниже, чем 2/3 ставки рефинансирования, будет считаться, что вы получили материальную выгоду. И будете вынуждены, согласно налоговому кодексу, выплатить подоходный налог с разницы между процентами. Кто ещё должен обратить внимание на это событие?

Бинарный тест

  • Рост учётной ставки свидетельствует о проведении стимулирующёй денежно-кредитной политики.

  • Реальная ставка процента равна номинальной ставки минус темп инфляции.

  • Будучи директором коммерческого банка, снизите ли вы ставку ссудного процента, в ситуации, когда ЦБ поднимает ставку рефинансирования?

  • Если ЦБ решил осуществлять сдерживающую кредитно-денежную политику, то он продаёт ценные бумаги.

  • Денежно-кредитная политика, вследствие которой растут резервы коммерческих банков, является сдерживающей.

  • Денежно-кредитную политику нельзя проводить в отрыве от всего комплекса мер регулирования экономики в целом

  • Денежная масса, включает в себя не только банкноты, но и векселя и чеки.

  • Главной функцией ЦБ является осуществление денежно-кредитной политики.

  • Когда коммерческие банки испытывают трудности, они имеют право взять ссуду у ЦБ.



Просмотр содержимого презентации
«Виды денег»

«Недостаточно владеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею»       Цицерон

«Недостаточно владеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею» Цицерон

Правила написания синквейна:   Синквейн – (от французского cing - «пять») – стихотворение из пяти строк, которое строится по определённым правилам.  1.На первой строчке – существительное, это и есть тема синквейна.  2.На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.  3.На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.  4.На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.    5.Пятая строчка – это слово-резюме , которое дает новую интерпретацию темы.

Правила написания синквейна:

Синквейн – (от французского cing - «пять») – стихотворение из пяти строк, которое строится по определённым правилам.

1.На первой строчке – существительное, это и есть тема синквейна.

2.На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.

3.На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4.На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

  5.Пятая строчка – это слово-резюме , которое дает новую интерпретацию темы.

Деноминация -снижение курса валюты страны по отношению к твердым валютам международным счетным единицам , уменьшение реального золотого содержания - неуплата, невыполнение обязательств, прекращение платежей в условленный срок, отказ правительства от исполнения по принятым на себя обязательствам Нуллификация Дефолт - укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые Девальвация - уничтожение, объявление обесценившихся денег недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу Ревальвация - повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства

Деноминация

-снижение курса валюты страны по отношению к твердым валютам международным счетным единицам , уменьшение реального золотого содержания

- неуплата, невыполнение обязательств, прекращение платежей в условленный срок, отказ правительства от исполнения по принятым на себя обязательствам

Нуллификация

Дефолт

- укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые

Девальвация

- уничтожение, объявление обесценившихся денег недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу

Ревальвация

- повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства

-снижение курса валюты страны по отношению к твердым валютам международным счетным единицам , уменьшение реального золотого содержания Деноминация - неуплата, невыполнение обязательств, прекращение платежей в условленный срок, отказ правительства от исполнения по принятым на себя обязательствам Нуллификация - укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые Дефолт - уничтожение, объявление обесценившихся денег недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу Девальвация - овышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы гос-ва Ревальвация

-снижение курса валюты страны по отношению к твердым валютам международным счетным единицам , уменьшение реального золотого содержания

Деноминация

- неуплата, невыполнение обязательств, прекращение платежей в условленный срок, отказ правительства от исполнения по принятым на себя обязательствам

Нуллификация

- укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые

Дефолт

- уничтожение, объявление обесценившихся денег недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу

Девальвация

- овышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы гос-ва

Ревальвация

Денежная масса Совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство. Безналичные денежные средства Наличные денежные средства

Денежная масса

Совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

Безналичные денежные средства

Наличные денежные средства

Центральный банк Кредитование коммерческих банков Эмиссия банкнота Проведение расчетов и переводных операций Аккумуляция и хранение резервов других банков, золотовалютных резервов страны

Центральный

банк

Кредитование коммерческих банков

Эмиссия банкнота

Проведение расчетов и переводных операций

Аккумуляция и хранение резервов других банков, золотовалютных резервов страны

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КОМЕРЧЕСКИЕ БАНКИ “ Русский Банк Развития ” ЗАО АКБ “ София ”  ОАО АК “ Сбербанк РФ ” ЗАО “WDB -Банк ” ОАО “ Балаково Банк ” ЗАО АКБ “ Росбанк Стандарт ” ЗАО “ Форус Банк ” “ Экспресс-Волга Банк ”

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

КОМЕРЧЕСКИЕ БАНКИ

Русский Банк Развития

ЗАО АКБ София

ОАО АК Сбербанк РФ

ЗАО “WDB -Банк

ОАО

Балаково Банк

ЗАО АКБ

Росбанк Стандарт

ЗАО

Форус Банк

Экспресс-Волга Банк

Министр экономического развития торговли России Герман Греф, в своем выступлении сделал следующий прогноз: В этом году инфляция не должна превысить 12-14%, а к 2004 году она сократится на 8-10%. Как вы думаете, какие кредитно-денежные инструменты будут задействованы в этот период? По мнению экономического советника Президента России Андрея Илларионова, признаки спада в развитии страны появились с лета 2001 года(предыдущие вехи он определил так: с 1990 по 1998 год-период спада и с 1999 по 2001 год-период роста). В последние полтора года появились признаки перехода к депрессивному состоянию, что происходит на фоне увеличения расходов государства. Какие инструменты денежно-кредитной политики будут практиковаться в этом случае? Каким образом эта политика будет способствовать решению проблем в сферах расходов, занятости и средних цен?
  • Министр экономического развития торговли России Герман Греф, в своем выступлении сделал следующий прогноз: В этом году инфляция не должна превысить 12-14%, а к 2004 году она сократится на 8-10%. Как вы думаете, какие кредитно-денежные инструменты будут задействованы в этот период?
  • По мнению экономического советника Президента России Андрея Илларионова, признаки спада в развитии страны появились с лета 2001 года(предыдущие вехи он определил так: с 1990 по 1998 год-период спада и с 1999 по 2001 год-период роста). В последние полтора года появились признаки перехода к депрессивному состоянию, что происходит на фоне увеличения расходов государства. Какие инструменты денежно-кредитной политики будут практиковаться в этом случае? Каким образом эта политика будет способствовать решению проблем в сферах расходов, занятости и средних цен?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Интегрированный урок "Геометрическая прогрессия в экономике"

Автор: Криворучко Ирина Васильевна, Амирова Ирина Владимировна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа по математике 5 класс  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-5-klass-fgos-2"
    ["file_id"] => string(6) "245524"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446138043"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "дополнительная образовательная программа по математике "
    ["seo_title"] => string(61) "dopolnitiel-naia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "183996"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425984233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства