ТЕМА: Геометрическая прогрессия в экономике.
Составили и провели:
Учитель математики Криворучко Ирина Васильевна
Учитель Обществознания и экономики Амирова Ирина Владимировна
Цели урока:
Обучающая: помочь учащимся целостно представить прикладной характер геометрической прогрессии в экономической сфере.
Развивающие:
- обеспечить развитие у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- создать условия для развития умений анализировать происходящие изменения в экономике страны, сравнивать, высказывать предположения;
- содействовать развитию творческой деятельности в процессе конструирования математической модели;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять адекватную самооценку при выборе уровня трудности самостоятельной работы, самоанализ учебной деятельности.
Воспитательная: воспитание экономической культуры учащихся.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, ноутбук, раздаточный материал (разноуровневые задачи), таблицы для каждого учащегося.
Ход урока.
Организация класса.
Приветствие. Организация внимания учащихся.
Вступительное слово учителя экономики.
В контрактах, которые подписывают перед вступлением в должность председатели национальных банков некоторых стран мира, прямо записано: они подлежат увольнению, если темп инфляции в стране превысит некую предельную величину.
Однако превышение количества бумажных денег над суммой товаров может произойти и без включения бумажного станка. Как известно, каждой экономике свойственна цикличность – подъёмы, спады, депрессии. Когда экономика вступает в фазу экономического кризиса, происходит сокращение производства. В результате количество товарной массы уменьшается, а денежная остаётся неизменной.
Нарушение закона бумажноденежного обращения влечёт слишком тяжёлые последствия для экономики.
В целях её предотвращения государство проводит денежно-кредитную политику. Суть её заключается в том, что с помощью ряда методов государство через Центральный банк воздействует на денежную массу. Центральный банк может увеличить денежную массу, печатая на станках дополнительные купюры. Но увеличить денежную массу можно, не печатая дополнительных денег на станке. Как привлекая знания экономики и математики по теме: «Геометрическая прогрессия в экономике». Наше занятие хотелось бы начать с мудрых слов Цицерона: «Недостаточно владеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею». Надеюсь, ребята, мы найдём вместе с вами подтверждение этим словам.
3.Презентация «Виды денег»
4. Учитель математики объявляет цели и задачи урока.
Сегодня нам предстоит выяснить, как происходит увеличение денежной массы, не печатая дополнительных купюр и не чеканя монет, с каким понятием в алгебре это связано.
Класс разбивается на три группы:
Математики
Экономисты
Аналитики
Каждой группе раздаётся таблица.
| математики премия |
Руководитель отдела | Валайне Сармина |
1 | Баринова Ольга |
2 | Агапова Алина |
3 | Серая Яна |
4 | Сероштан Алексей |
5 | Сидоркин Данил |
6 | Артемьева Катя |
7 | Болтунова Ирина |
| экономисты | премия |
Руководитель отдела | Жукова Татьяна | |
1 | Воронина Анастасия | |
2 | Терегулова Юлия | |
3 | Лукьянова Ксения | |
4 | Романов Дмитрий | |
5 | Чернышёв Роман | |
6 | Куденкова Анна | |
7 | Кулагина Жанна | |
| аналитики премия |
Руководитель отдела | Кузьмичёва Дарья |
1 | Черкасова Лиза |
2 | Грициенко Ольга |
3 | Бушуева Алёна |
4 | Иванов Валерий |
5 | Корсаков Никита |
6 | Горелов Евгений |
7 | Байков Иван |
5. Презентация «Экономика и геометрическая прогрессия»
(работа по презентации)
СЛАЙД 1. Допустим, что человек А принёс в Экономбанк 20000 рублей. Экономбанк в качестве обязятельных резервов отдаст ЦБ 4000 рублей (20% от 20000 руб.), значит, кредитов он может выдать на сумму 16000 рублей человеку Б. На эти деньги человек Б приобретает у некоторой фирмы «Ровесник» необходимые ему товары. Полученные 16000 рублей фирма переводит в София банк. София банк 3200 рублей (20%) отдаст ЦБ, а в качестве свободных резервов у него останется 12800 руб., которые он выдаст в виде кредита клиенту С. Клиент С приобрёл необходимые ему товары у фирмы «Глория». Полученные деньги она перечисляет в Экспресс Волга банк. По тойже схеме свободные резервы Экспресс Волга банка уходят в Балаково банк.
Вычислим суммарный объём кредитов, выданных рассматриваемой системой банков. Для этого достаточно сложить числа, стоящие в правом столбце таблицы. Полученная сумма составит 47232 рубля, т.е. на такую сумму увеличилась денежная масса страны, и заметьте, не прибегая к печатному станку.
СЛАЙД 2. Составление математической модели. Выпишем свободные резервы – кредиты: 16000; 12800; 10240; 8192;…
Получили последовательность чисел. Давайте выясним, будет ли эта последовательность являться арифметической или геометрической прогрессией.
Нам известна формула для нахождения суммы конечного числа первых членов геометрической прогрессии (на доске записывается формула)
Давайте проверим по этой формуле наш ответ:
Таким образом, мы можем ускорить операцию подсчёта суммы выданных кредитов.
6. Работа в группах.
Аналитический отдел. Найти сумму денежной массы, если в системе будет не 4 банка, а 10. Исходные данные те же, что и в таблице (презентация). Построить сравнительную диаграмму. Использовать программу EXCEL.
Метаматематический отдел. Карточка с задачей № 1. СЛАЙД 3.
Имеется система, состоящая из двух банков С1 и С2. Свободные резервы банка С1 составляют 85000 рублей, а обязательные резервы, установленные ЦБ – 10%. Вычислить величины кредитов, которые могут предоставить банки С1 и С2?
Решение.
Экономический отдел. Карточка с задачей № 2. СЛАЙД 3.
В банк В1 системы коммерческих банков внесён вклад в размере 100 000 долларов. Обязательные резервы, установленные ЦБ, составляют 20%. Сколько банков в этой системе, если они предоставили кредитов на сумму 236 160 долларов?
Решение.
; n=4 банка.
Проверка задач у доски.
7. Итог урока.
Выставление оценок. Руководители отделов за работу своим сотрудникам начисляют премии (используют таблицы): 3000 руб. – оценка 3, 4000 руб. – оценка 4, 5000 руб. – оценка 5. Таблицы собирает учитель.
Домашнее задание. СЛАЙД 4.
Учитель: Каким образом приобретённые знания по математике могут быть использованы для решения важных задач экономики?
Как вы считаете, прав ли был Цицерон? СЛАЙД 5.
Спасибо за урок.