kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный открытый урок «Применение производной в физике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный открытый урок «Применение производной в физике»

Преподаватель  математики: Как вы думаете, почему я - преподаватель математики и О.М. - преподаватель физики сегодня проводим урок совместно? Как называется такой урок?

Да, у нас сегодня нестандартный урок, называется он интегрированным. Особенность данного урока в том, что в нем объединены две дисциплины – математика и физика.

Преподаватель математики: Мы соединили знания, полученные на уроках физики, с умениями выполнять математические задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный открытый урок «Применение производной в физике»»

Интегрированный открытый урок «Применение производной в физике»

Преподаватель математики: Как вы думаете, почему я - преподаватель математики и О.М. - преподаватель физики сегодня проводим урок совместно? Как называется такой урок?

Да, у нас сегодня нестандартный урок, называется он интегрированным. Особенность данного урока в том, что в нем объединены две дисциплины – математика и физика.

Преподаватель математики: Мы соединили знания, полученные на уроках физики, с умениями выполнять математические задания.

Ребята, отгадайте ключевое слово урока

1) С её появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;

2) Ньютон назвал её «флЮксией» и обозначал точкой;

3) Бывает первой, второй,… ;

4) Обозначается штрихом.

Итак, сегодня на уроке мы поговорим о производной, о её применении.

Производная функции - одно из важнейших понятий математического анализа.

Производная характеризует скорость изменения функции по отношению к изменению независимой переменной.

В геометрии производная характеризует крутизну графика, в механике – скорость неравномерного прямолинейного движения, в биологии – скорость размножения колонии микроорганизмов, в экономике – отзывчивость производственной функции (выход продукта на единицу затрат), в химии – скорость химической реакции.

Надеюсь, что сегодняшний урок, поможет вам понять происходящее и подготовит к адекватному восприятию производной, имеющее практическую направленность, ориентированное на ваш жизненный опыт, и поможет ответить на вопрос: «Так ли важно изучать тему «Производная»?». 

- Итак, как вы думаете, тема сегодняшнего урока какая? - «Применение производной в физике»

-А какова цель такого урока.? Чему вы должны научиться ? (Объявление цели урока)

Преподаватель физики: Откройте тетради. Запишите число и тему урока.

«Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в XVII в. в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики, но в первую очередь для определения скорости прямолинейного движения и построения касательной к кривой.

Независимо друг от друга И.Ньютон и Г. Лейбниц разработали аппарат исчисления, которым мы пользуемся в настоящее время. Ньютон исходил в основном из задач механики (опирался на физическое представление о мгновенной скорости движения, считая его очевидным и, сводя к нему другие случаи производной), а Лейбниц по преимуществу исходил из геометрических задач (использовал понятие бесконечно малой).

Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциального исчисления.

а) Что называется производной функции в точке?

Ответ: производной функции у = f(x) в точке х0 называется предел отношения приращения функции в точке х0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю.
Я еще раз повторю это определение, но только в стихотворной форме.

В данной функции от х, нареченной игреком,                                    

y = f(x)

Вы фиксируете икс, отмечая индексом.                                       

x0

Придаете вы ему тотчас приращение, 

x0 + ∆x

Тем у функции самой, вызвав изменение.  

y = f (x0 + ∆x) - f (x0

Приращений тех теперь, взявши отношение,                                      

y : ∆x

Пробуждаете к нулю у ∆x стремление.                                                

x → 0

Предел такого отношенья вычисляется,


 при ∆x → 0


Он производною в науке называется.                                                  

y′ =     



В заданиях ЕГЭ профильного уровня встречаются задания на применение производной к исследованию функции, давайте рассмотрим некоторые из них.

Задания на геометрический смысл производной (в чём он заключается)

Задания на физический смысл производной (в чём он заключается)

Преподаватель физики: Ребята, давайте теперь решим одну задачу на определение скорости движения, но двумя способами: физическим и с помощью производной. Определим, какой способ вам понравится больше. Но прежде чем мы приступим к решению задачи, предлагаю записать в тетради слова Лобачевского: «Физику знает тот, кто умеет решать задачи».

а) Физический способ (Слайд 9).

Материальная точка движется прямолинейно по закону X(t)= 2+20t+ 5t2. Найти её скорость и ускорение в момент времени t=2c.

Давайте вспомним уравнение зависимости координаты от времени. x(t)=x0+v0xt+axt2/2 .

Напомните, что означают эти символы:

X– начальная координата; V0X – проекция начальной скорости на ось Х;

ax – проекция ускорения на ось Х; t – время.

Решение задачи (решение записывается на доске и в тетради).

x(t)=x0+v0xt+axt2/2

X(t)= 2+20t+ 5t2, Х0=2м, V=20м/с

aх=5 •2=10м/с2

Вопрос студентам: как найти скорость?

V=V0+at

V=20+10•2=40м/с

Ответ: V=40м/с, a=10м/с2

б) С помощью производной. (Слайд 10). «» Ввв

Преподаватель математики: А теперь давайте решим эту же задачу другим способом, с помощью производной

Для этого вспомним, физический смысл производной. ( Физический смысл производной заключается в том, что производная от пути по времени есть мгновенная скорость, а производная от скорости по времени есть ускорение) (Слайд 12).


Задача решается у доски и в тетради с использованием производной

(Слайд 13).

х(t)=2+20t+5t2

V=х/(t)=20+10t

Т.к. t=2c, то V=20+10•2=40(м/с). a=V/(t)=10 (м/с2)

Ответ: V=40м/с, а=10м/с2.

Вопрос ребятам: Какое решение вам понравилось? Значит, при решении физических задач удобно применять производную?

Понятие производной так и осталось бы математически абстрактным символом, если бы не уроки физики.

Преподаватель физики:

Использование производной в физике очень обширно. Рассмотрим несколько примеров применения производной в физических задачах

ОМ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ

Преподаватель математики: Сегодня мы убедились в важности изучения темы "Производная".

Преподаватель физики: Расширили ваше представление о роли математики в изучении окружающегося мира. Закончить урок мы хотим словами великого ученого Г.Галилея: «Физика - это наука о природе,

Преподаватель математики:но написана она языком математики»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Интегрированный открытый урок «Применение производной в физике»

Автор: Тихонова Ольга Владимировна

Дата: 02.11.2025

Номер свидетельства: 676589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "дополнительная образовательная программа по математике "
    ["seo_title"] => string(61) "dopolnitiel-naia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "183996"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425984233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства