Работа в 5 классах средней школы име¬ет свою специфику, так как наряду с учебной игровая деятельность занимает в ней важное место. Как же формировать в этот возрастной период элементы учебной деятельности, используя игровые приемы? Остановимся на не¬которых сторонах этой проблемы. В качестве иллюстрации рассмотрим материал по теме «Десятичные дроби».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИГРОВАЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Игра и учебная деятельность
Работа в IV—V классах средней школы имеет свою специфику, так как наряду с учебной игровая деятельность занимает в ней важное место. Как же формировать в этот возрастной период элементы учебной деятельности, используя игровые приемы? Остановимся на некоторых сторонах этой проблемы. В качестве иллюстрации рассмотрим материал по теме «Десятичные дроби».
I. Игровые приемы как способ объяснения цели урока.
Главным элементом учебной деятельности является осмысление цели, которое самым тесным образом связано с познавательным интересом учащихся.
Как часто учитель просто записывает на доске тему урока и сразу же начинает объяснение. Конечно, такой прием не возбуждает у учеников ни интереса, ни желания познать новое. И совсем по-другому воспринимается цель урока, когда учащиеся сами становятся исследователями той или иной проблемы, сами убеждаются в необходимости изучения темы. Так, при изучении деления десятичной дроби на10; 100; 1000 и т. д. можно сразу не формулировать тему урока, а предложить ребятам следующую систему заданий:
Ребята! Попробуйте догадаться, как можно быстро выполнить деление:
138,5:10; 138,5:100; 138,5:1000.
Объясните, почему 8,45:100 равно 0,0845. Если не можете, то прочитайте в учебнике о делении десятичных дробей на 10; 100; 1000 II т. д.
3. Придумайте сами похожий пример и предложите его решить товарищу по парте.
После выполнения такой системы заданий цель урока будет понятна всем ученикам и усвоение темы пойдет быстрее и качественнее.
Убедительнее воспринимается учащимися цель деятельности, когда они видят, как связаны новые знания с явлениями окружающей жизни. Вот почему при изучении округления чисел ученикам можно заранее предложить задание:
Подсчитайте, какова плата за вашу квартиру, если 1 кв. м стоит 13 коп. Попросите у родителей книжку по расчетам за квартирную плату и сравните ваш результат с действительной оплатой.
Для того чтобы раскрыть назначение учебной темы в системе знаний, необходимо проводить особые вводные уроки. Так, например, перед изучением темы «Десятичные дроби» полезно провести урок, на котором ребята познакомятся с необходимостью возникновения десятичных дробей, со старинными русскими мерами длины, старинными русскими деньгами, мерами веса и увидят целесообразность перехода к современной системе мер. (В подборе таких задач поможет книга Е. А. Дышинского «Игротека математического кружка».)
Важно, чтобы учащиеся постепенно сами могли определить назначение изучаемого материала. Для этого на каждом уроке на доске может появляться «светофор». Сначала его раскрашивает учитель, а потом сами ребята: красный цвет — новый материал, зеленый цвет — закрепление полученных навыков, отработка умений и желтый цвет — повторение ранее изученных тем.
Таким образом, для осмысления цели игровые приемы могут быть различными, а задача общая: приблизить содержание деятельности к ученику, раскрыть ее значимость.
II. Развитие с помощью игры потребности в умениях и навыках.
Следующим элементом учебной работы является формирование потребности в умениях и навыках. Это достигается разнообразными приемами, активизирующими познавательный интерес учащихся.
Очень любят школьники на уроках математики встречаться со сказочными героями. Особенно многим дорог Незнайка. Он старается учиться хорошо, но у него не всегда все получается. Поэтому все с радостью готовы помочь Незнайке, например, в таких заданиях:
1. Жители Цветочного города попросили Знайку и Незнайку вычислить значение выражения: 7,4*14,3—р*14,3 при р —6,4. Незнайка начал решать так:
1) 14,37,4 ; 2) 14,36,4 .
А Знайка внимательно посмотрел на пример и сразу записал ответ. Незнайка очень удивился! Ребята, а вы смогли бы решить так быстро?
2. Посмотрев на пример 9,84-16,32* (8-7,45) +2,186, Знайка сразу сказал, что получится приблизительно 4. Незнайка удивился быстрому ответу Знайки. Сам он не знал, как находить примерное значение выражения. Научите Незнайку.
Задания такого рода помогают ученику понять, зачем ему нужны те или иные умения и навыки, тем самым формируется потребность б них. С этим элементом учебной деятельности тесно связана выработка умений организовать свои действия в единую систему. Для этого необходима четкая последовательность заданий, отрабатывающая каждый шаг этой системы.
В качестве примера рассмотрим последовательность заданий при изучении умножения десятичных дробей.
Сначала предлагаются упражнения, помогающие вспомнить все трудные ситуации, возникающие при умножении натуральных чисел:
1) Незнайка, выполняя примеры на умножение, допустил ошибки. Помогите Незнайке отыскать их.
Посоветуйте Незнайке, где нужно быть осторожным при умножении
2) Выполните действия и сравните результаты с данными ответами:
Ответы:
470*201 94 470
233*9014 2 100 262
2084*126 262 284
3) Придумайте сами 2—3 примера па умножение.
4) Дополнительное задание.
Вместо (*)поставьте нужную цифру:
После выполнения этих заданий можно перейти к обычным тренировочным упражнениям на умножение десятичных дробей разъясняя отдельно каждый шаг вычислений :
1. Перемножить числа : 241*38 ; 2,41*38; 2,41*3,8.
2. Выполнить умножение:
а) 33*2 г) 3,3*2 ж) 33*0,2
б) 3,3*0,2 д) 0,33*0,2 з) 3,3*0,02
в) 0,33*0,02 е) 0,2*0,33 и) 2*3,3 .
3. Ответить на вопросы к предыдущему заданию:
1) Почему в номерах д), е) и г), и) одинаковые результаты?
2) Объясните, как нужно выполнятьумножение, если один из множителей является натуральным числом.
3) Можно ли воспользоваться правилом умножения десятичных дробей при умножении натуральных чисел?
4) Как следует поступать, если в произведении получается меньше цифр, чем содержится после запятой в обоих множителях ?
4. Зная, что 632*38 = 24 016 , найти значения произведений:
63,2*38 6,32*38
6,32*3,8 63,2*0,38
63,2*0,38 632*0,38
5. Найти произведения:
1,13*0,25; 423*6,7; 3,14*25,1; 0,1245*200
III. Воспитание самоконтроля в игре.
Остановимся на более общих заданиях, которые можно использовать на заключительном уроке изучения определенного раздела в качестве итогового контроля или самоконтроля.
Так, на последнем уроке по теме сложение и вычитание десятичных дробей могут быть предложены следующие задания:
1. Просмотрите еще раз задания решенные вами по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
2. Составьте рассказ о сложении и вычитании десятичных дробей. Где надо бытъ внимательным при выполнении этих действий?
3. Составьте лото сложение и вычитание десятичных дробей (предварительное задание).
Инструкция. Возьмите основную карту 16X12. Разделите длину на 4 равных отрезка, а ширину — на 3. В итоге получите 12 квадратов (4X4). На каждом запишите примеры на сложение и вычитание десятичных дробей. Заготовьте 15 квадратов таких же размеров с ответами, три из них заведомо ложные.
Цель игры : поменяться лото с товарищем по парте. Быстро и правильно заполнить карту.
Очень полезны задания, обучающие приемам контроля, задания, оценивающие контроль и самоконтроль, и задания, «провоцирующие» учащихся на контроль своих или чужих действий. Так, например, следующие упражнения позволяют ученику побыть в роли учителя, а значит, и проконтролировать правильность выполнения заданий:
1. Ниже даны два решения одного и того же примера. Как вы думаете, какое из них принадлежит Знайке, а какое — Незнайке? Какое из них верное?
2. Выполните действия :
12:0,031
Обменяйтесь с товарищем тетрадями и проверьте работы. Найдите ошибки, подчеркивая их, но не исправляя.
Посоветуйте друг другу, как быстрее себя проверить при выполнении деления.
Исправьте сами ошибки, если они есть.
3. Заполните таблицу (см. табл.). Составьте дома подобную таблицу на разные случаи умножения десятичных дробей. Заполните таблицу, составленную товарищем. (Оценку выставляет товарищ.)
х
0,6
0,3
1,2
4
0,2
0,08
Чтобы у школьника была должным образом сформирована учебная деятельность, необходимо в каждый этап работы включать самооценку. Ученик должен уметь реально оценивать свои силы, видеть, что в теме он пока еще не смог усвоить, над чем ему нужно работать.
Очень полезны в этом отношении различные дидактические игры, поэтому хорошо, если в каждом классе будет создана математическая игротека.
Например, математическая игра «Тяжеловесы» из книги Е. А. Дышинского является необычным конкурсом по решению задач различной трудности. Для этой игры необходимо сделать планшет с кармашками, изображенный на рисунке.
В каждый кармашек кладется набор карточек-заданий: в один кармашек — задачи одинаковой трудности, в разные — различной трудности.
Сложность задач оценивается в килограммах. Поэтому на каждом кармашке пишется «вес содержащихся задач». Выигрывает тот, кто набирает больший «вес». Эта игра ясно показывает учащимся, с какими задачами из пройденной темы они справляются легко, а какие им оказываются еще не по силам.
Итак, все игровые приемы, различные задания, дидактические игры, приведенные в данной статье, могут способствовать усвоению учащимися элементов учебной деятельности, воспитывать у них более заинтересованное и сознательное отношение к процессу обучения.