kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИГРА И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в 5 классах средней школы име¬ет свою специфику, так как наряду с учебной игровая деятельность занимает в ней важное место. Как же формировать в этот возрастной период элементы учебной деятельности, используя игровые приемы? Остановимся на не¬которых сторонах этой проблемы. В качестве иллюстрации рассмотрим материал по теме «Десятичные дроби».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИГРА И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Игра и учебная деятельность


Работа в 5 классах средней школы име­ет свою специфику, так как наряду с учебной игровая деятельность занимает в ней важное место. Как же формировать в этот возрастной период элементы учебной деятельности, используя игровые приемы? Остановимся на не­которых сторонах этой проблемы. В качестве иллюстрации рассмотрим материал по теме «Десятичные дроби».

I. Игровые приемы как способ объяснения цели урока.

Главным элементом учебной деятельности яв­ляется осмысление цели, которое самым тесным образом связано с познавательным инте­ресом учащихся.

Как часто учитель просто записывает на доске тему урока и сразу же начинает объяснение. Конечно, такой прием не возбуждает у учеников ни интереса, ни желания познать новое. И совсем по-другому воспринимается цель урока, когда учащиеся сами становятся иссле­дователями той или иной проблемы, сами убеждаются в необходимости изучения темы. Так, при изучении деления десятичной дроби на 10; 100; 1000 и т. д. можно сразу не фор­мулировать тему урока, а предложить ребятам следующую систему заданий:

Ребята! Попробуйте догадаться, как можно быстро выполнить деление:

138,5:10; 138,5:100; 138,5:1000.

Объясните, почему 8,45:100 равно 0,0845. Если не можете, то прочитайте в учебнике о делении десятичных дробей на 10; 100; 1000 II т. д.

Придумайте сами похожий пример и пред­ложите его решить товарищу по парте.

После выполнения такой системы заданий цель урока будет понятна всем ученикам и ус­воение темы пойдет быстрее и качествен­нее.

Убедительнее воспринимается учащимися цель деятельности, когда они видят, как свя­заны новые знания с явлениями окружающей жизни. Вот почему при изучении округления чисел ученикам можно заранее предложить за­дание:

Подсчитайте, какова плата за вашу кварти­ру, если 1 кв. м стоит 53 коп. Попросите у родителей книжку по расчетам за квартир­ную плату и сравните ваш результат с дейст­вительной оплатой.

Для того чтобы раскрыть назначение учеб­ной темы в системе знаний, необходимо про­водить особые вводные уроки. Так, например, перед изучением темы «Десятичные дроби» полезно провести урок, на котором ребята поз­накомятся с необходимостью возникновения десятичных дробей, со старинными русскими мерами длины, старинными русскими деньга­ми, мерами веса и увидят целесообразность перехода к современной системе мер. (В под­боре таких задач поможет книга Е. А. Дышинского «Игротека математического круж­ка».)

Важно, чтобы учащиеся постепенно сами могли определить назначение изучаемого ма­териала. Для этого на каждом уроке на дос­ке может появляться «светофор». Сначала его раскрашивает учитель, а потом сами ребята: красный цвет — новый материал, зеленый цвет — закрепление полученных навыков, от­работка умений и желтый цвет — повторение ранее изученных тем.

Таким образом, для осмысления цели игро­вые приемы могут быть различными, а задача общая: приблизить содержание деятельности к ученику, раскрыть ее значимость.

II. Развитие с помощью игры потребности в умениях и навыках.

Следующим элементом учебной работы яв­ляется формирование потребности в умениях и навыках. Это достигается разнообразными приемами, активизирующими познавательный интерес учащихся.

Очень любят школьники на уроках матема­тики встречаться со сказочными героями. Осо­бенно многим дорог Незнайка. Он старается учиться хорошо, но у него не всегда все по­лучается. Поэтому все с радостью готовы по­мочь Незнайке, например, в таких зада­ниях:

1. Жители Цветочного города попросили Знайку и Незнайку вычислить значение выражения: 7,4•14,3—р•14,3 при р = 6,4. Незнайка начал решать так:

1) 14,37,4 ; 2) 14,36,4 .

А Знайка внимательно посмотрел на при­мер и сразу записал ответ. Незнайка очень удивился! Ребята, а вы смогли бы решить так быстро?

2. Посмотрев на пример 9,84 - 16,32• (8 - 7,45) +2,186, Знайка сразу сказал, что полу­чится приблизительно 4. Незнайка удивился быстрому ответу Знайки. Сам он не знал, как находить примерное значение выражения. Нау­чите Незнайку.

Задания такого рода помогают ученику по­нять, зачем ему нужны те или иные умения и навыки, тем самым формируется потребность б них. С этим элементом учебной деятельности тесно связана выработка умений организовать свои действия в единую систему. Для этого необходима четкая последовательность зада­ний, отрабатывающая каждый шаг этой сис­темы.

В качестве примера рассмотрим последова­тельность заданий при изучении умножения десятичных дробей.

Сначала предлагаются упражнения, помо­гающие вспомнить все трудные ситуации, воз­никающие при умножении натуральных чисел:

1) Незнайка, выполняя примеры на умноже­ние, допустил ошибки. Помогите Незнайке отыскать их.

137 • 204 =3288 , 734 • 60=4404 , 7056 • 8=6048 , 7056 • 8=57248.

Посоветуйте Незнайке, где нужно быть ос­торожным при умножении.

2) Выполните действия и сравните резуль­таты с данными ответами:

Ответы:

470 • 201 94 470

233 • 9014 2 100 262

2084 • 126 262 284

3) Придумайте сами 2—3 примера па умно­жение.

После выполнения этих заданий можно пе­рейти к обычным тренировочным упражнениям на умножение десятичных дробей разъяс­няя отдельно каждый шаг вычислений :

1. Перемножить числа : 241 • 38 ; 2,41 • 38; 2,41 • 3,8.

2. Выполнить умножение:

а) 33 • 2 г) 3,3 • 2 ж) 33 • 0,2

б) 3,3 • 0,2 д) 0,33 • 0,2 з) 3,3 • 0,02

в) 0,33 • 0,02 е) 0,2 • 0,33 и) 2 • 3,3 .

3. Ответить на вопросы к предыдущему за­данию:

1) Почему в номерах д), е) и г), и) одина­ковые результаты?

2) Объясните, как нужно выполнять умно­жение, если один из множителей является на­туральным числом.

3) Можно ли воспользоваться правилом ум­ножения десятичных дробей при умножении натуральных чисел?

4) Как следует поступать, если в произведении получается меньше цифр, чем содержится после запятой в обоих множителях?

4. Зная, что 632 • 38 = 24 016 , найти значе­ния произведений:

63,2 • 38 6,32 • 38

6,32• 3,8 63,2 • 0,38

63,2 • 0,38 632 • 0,38.

5. Найти произведения:

1,13 • 0,25; 423 • 6,7; 3,14 • 25,1; 0,1245 • 200.

III. Воспитание самоконтроля в игре.

Остановимся на более общих заданиях, которые можно использовать на заключитель­ном уроке изучения определенного раздела в ка­честве итогового контроля или самоконтроля.

Так, на последнем уроке по теме сложение и вычитание десятичных дробей могут быть предложены следующие задания:

1. Просмотрите еще раз задания, решенные вами по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

2. Составьте рассказ о сложении и вычитании десятичных дробей. Где надо бытъ внима­тельным при выполнении этих действий?

3. Составьте лото - сложение и вычитание десятичных дробей (предварительное зада­ние).

Инструкция. Возьмите основную карту 16X12. Разделите длину на 4 равных отрезка, а ширину — на 3. В итоге получите 12 квадратов (4X4). На каждом запишите примеры на сложение и вычитание десятичных дробей. Заготовьте 15 квадратов таких же размеров с ответами, три из них заведомо ложные.

Цель игры : поменяться лото с товарищем по парте. Быстро и правильно заполнить карту.

Очень полезны задания, обучающие приемам контроля, задания, оценивающие контроль и самоконтроль, и задания, «провоцирующие» учащихся на контроль своих или чужих действий. Так, например, следующие упражнения позволяют ученику побыть в роли учителя, а значит, и проконтролировать правильность вы­полнения заданий:

1. Ниже даны два решения одного и того же примера. Как вы думаете, какое из них при­надлежит Знайке, а какое — Незнайке? Ка­кое из них верное?

4620 : 15 = 308; 4620 : 15 = 38

2. Выполните действия :

12:0,031 8,01 : 9

1,836 : 20,4 13,2 : 2,4

6 : 0,8 24,16 : 0,8

9 : 0,36 0,2091 : 4,1

7,9 : 3,16

Обменяйтесь с товарищем тетрадями и про­верьте работы. Найдите ошибки, подчеркивая их, но не исправляя.

Посоветуйте друг другу, как быстрее себя проверить при выполнении деления.

Исправьте сами ошибки, если они есть.

3. Заполните таблицу (см. табл.). Составьте дома подобную таблицу на разные случаи ум­ножения десятичных дробей. Заполните таб­лицу, составленную товарищем. (Оценку вы­ставляет товарищ.)

х

0,6

0,3

1,2

4




0,2




0,08





Чтобы у школьника была должным образом сформирована учебная деятельность, необхо­димо в каждый этап работы включать само­оценку. Ученик должен уметь реально оценивать свои силы, видеть, что в теме он пока еще не смог усвоить, над чем ему нужно работать.

Очень полезны в этом отношении различные дидактические игры, поэтому хорошо, если в каждом классе будет создана математическая игротека.

Например, математическая игра «Тяжелове­сы» из книги Е. А. Дышинского является не­обычным конкурсом по решению задач раз­личной трудности. Для этой игры необходимо сделать планшет с кармашками, изображен­ный на рисунке.

---------

30 кг

---------

40 кг

---------

50 кг

---------

60 кг

---------

70 кг

---------

80 кг

---------

90 кг

---------

100 кг


В каждый кармашек кладется набор карто­чек-заданий: в один кармашек — задачи оди­наковой трудности, в разные — различной труд­ности.

Сложность задач оценивается в килограм­мах. Поэтому на каждом кармашке пишется «вес содержащихся задач». Выигрывает тот, кто набирает больший «вес». Эта игра ясно показывает учащимся, с какими задачами из пройденной темы они справляются легко, а какие им оказываются еще не по силам.

Итак, все игровые приемы, различные за­дания, дидактические игры, приведенные в данной статье, могут способствовать усвоению учащимися элементов учебной деятельности, воспитывать у них более заинтересованное и сознательное отношение к процессу обучения.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
ИГРА И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Автор: Разинова Татьяна Леонидовна

Дата: 30.12.2015

Номер свидетельства: 271454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) ""Дидактическая игра, как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskaia_igra_kak_sredstvo_povysheniia_motivatsii_detei_v_uchebnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "527180"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573842815"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) ""Игровая технология обучения на уроках географии, как фактор ситуаций успеха в учебной деятельности " "
    ["seo_title"] => string(118) "ighrovaia-tiekhnologhiia-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii-kak-faktor-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112923"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408992271"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Игра как средство учебной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(45) "ighra-kak-sriedstvo-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146790"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419259727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы."
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "314924"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства