kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматриваются технологии проведения урока математики, которые позволяют сохранить здоровье детей с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики для детей с ОВЗ»

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики для детей с ОВЗ



Здоровьесберегающая технология - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающий урок - урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся с ОВЗ, отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет ученикам легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Казалось, на первый взгляд математика и понятие здоровьесбережение не совместимы. Понятие «здоровьесберегающие технологии» наиболее приемлемы к урокам физической культуры, ОБЖ. На самом деле наибольшую нагрузку ребѐнок испытывает на уроках математики. И недаром по СанПин математика оценена в 11 баллов. Одна из главных задач специальной (коррекционной) школы VII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные вопросы, возникающие при работе по здоровьесберегающим направлениям:

1.Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2.Игровые оздоровительные технологии.

3.Веселые физминутки на уроках.

4.Работа по предупреждению утомляемости на уроках.

5. Игровой массаж.

6. Формирование навыков здорового образа жизни.

Урок – это основа учебного процесса, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес детей с ОВЗ, отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приѐмы и способы обучения, что позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально- волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными. В соответствии со здоровьесберегающими технологиями к организации урока предъявляются следующие требования:

Первые 3-5 минут – фаза вхождения в урок; нагрузка должна быть небольшой. Период устойчивой оптимальной работоспособности детей 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Последние минуты урока целесообразно посвятить закреплению нового материала. обратить внимание на главные моменты пройденной темы.

Познавательная деятельность школьника включает специальные виды учебной работы, способствующие сохранению здоровья ребенка и развивающие его с позиции требований завтрашнего дня с учетом возрастных особенностей. Систематическое применение здоровьесберегающих технологий (Базарный В.Ф., Ковалько И.В.) на уроках позволяет учащимся снимать физическую напряженность и усталость, стимулировать умственную работоспособность школьников с особыми образовательными потребностями. Основным результатом применения здоровьесберегающих технологий является создание и развитие здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в классе.

Факторы обеспечения здоровьесберегающей среды на уроке:

- оптимизация учебного процесса

- рациональная организация учебной деятельности

- соблюдение санитарно-гигиенических условий (температура и свежесть воздуха, обязательное проветривание учебного кабинета на переменах, рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, звуковых раздражений т.д.) благоприятный психологический фон во время уроков

- виды учебной деятельности должны чередоваться 4-7 раз за урок и не продолжаться более 10 минут

- учет физиологического состояния ребенка

- реализация индивидуально - дифференцированного подхода на всех этапах урока

- обеспечение охраны здоровья во время урока и внеурочное время

Обязательным условием является использование на уроках различных видов учебной деятельности: опрос учащихся, работа с тетрадью, учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и др. Число видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный и т. д. Переключение в течении урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка. Для выполнения таких активизирующих детей заданий, использую карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые расклеиваются в разных точках класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. Они совершают повороты головы, туловища, что повышает не только физическую активность детей на уроках, но и эффективность учебно-познавательного процесса. Упражнения для профилактики нарушений зрения, для расширения зрительно-двигательной активности:

1. Глазами рисовать какие-либо фигуры (слева – направо и наоборот);

2. Глазами написать число, месяц, год своего рождения;

3. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчѐтливее.

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение выполняется в такой последовательности:

1.Потягивание за мочки сверху вниз.

2.Потягивание ушной раковины вверх.

3. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Включение в урок валеологических вставок повышает активность детей и познавательные способности. Валеологическая вставка – это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться в жизни. Так, во время устного счета в 5 классе, к примеру, возможна следующая валеологическая вставка. «В питомнике 2 бригады собрали шиповник: 100кг+32кг= Валеологическая вставка о шиповнике - шиповник в 16-17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные меха. В его ягодах витамина С в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше, чем в черной смородине Для того, чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах». В процессе решения таких задач учащиеся не только усваивают общий способ выполнения действий, но и обдумывают полученный результат. Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкли ценить, уважать и беречь свое здоровье, могли взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока. Для учащихся коррекционной школы особую важность имеет спокойное завершение урока: обучающиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать их работу на уроке, задание на дом, попрощаться с обучающимися.

Критериями удачного, с точки зрения здоровьесбережения, урока является:

- отсутствие усталости у учащихся и педагога

- положительный эмоциональный настрой

- удовлетворение от выполненной работы

- желание продолжить работу

Таким образом, организация учебной деятельности с учетом здоровьесберегающих технологий создают условия, позволяющие сохранить здоровье детей и по возможности оздоровить их.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики для детей с ОВЗ

Автор: Кулдышева Елена Ивановна

Дата: 29.12.2020

Номер свидетельства: 568902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(103) "primienieniie-zdorov-iesbieriegaiushchikh-tiekhnologii-na-urokakh-matiematiki-dlia-uchashchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "221174"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435084361"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства