kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совете: "Развитие речи на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный доклад по теме "Развитие речи на уроках математики". Заслушан на педагогическом совете школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете: "Развитие речи на уроках математики"»

Развитие речи на уроке математики.

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить . именно они помогли ему стать человеком . я имею в виду две особенности : способность мыслить и передавать свои мысли другим людям посредством речи . Человеческая речь может быть бесцветной , навевая скуку . для педагога она противопоказана . Но , она может быть и исключительно выразительной , может немногими словами нарисовать яркие образы давать представление о сложных процессах , звать на подвиги и оставаться в памяти людей на долгие годы. Поэтому , все члены педагогического коллектива- математики и физики , биологии и лингвисты, историки и географы-обязаны не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения , а одновременно настойчиво приучать учащихся к правильной ,ясной, убедительной, чёткой и краткой , но одновременно насыщенной смыслом, речи . И хотя общепризнанно , что в математике является наиболее трудоёмким учебным предметом, она ,в то же время имеет огромные возможности для воспитания привычки и логически совершенной речи . Почему я решила заняться этой проблемой ? Какие цели преследуют учителя математики, чему он должен научить ребят на своих уроках помимо программного материала :

  1. Уметь видеть, наблюдать, сравнивать.

  2. Укреплять свою память.

  3. Развивать внимание и волю.

  4. Правильно читать математическе книги и вести тетради по математике.

  5. Развивать фантазию ,творческие способности ,воображение и мышление .

  6. И , конечно же, непрерывно совершенствотать свою речь , добивая ее безукоризненной правильностью.

Какими способами я стараюсь на своих уроках достичь этих целей и какие результаты уже видны .

Все правила во время изучения новой темы ,ребята ,выводят ,только сами при закрытой книге, затем открываем и сравниваем с правилом из учебника, после того ,как я объяснила новый материал , предлагаю ребятам сделать вывод из всего сказанного. Сначала выслушиваем несколько различных формулировок,

Причём внимание я стараюсь уделить слабым учащимся ,затем предлагаю

Более сильному ученику откорректировать их , если я одобряю то записываем в тетрадь , и только после этого открываем текст учебника и сравниваем с ним , например , работаем по теме (6 класс)

Ребята составили около восьми различных определений , а один слабый мальчик даже придумал такую шуточную формулировку конечно же , мы записали правильное определение но я думаю что у слабого ученика понятие модуля останется в памяти на долго . Этот прием помогает овладеть такими качествами, как нестандартное мышление ,умение рассуждать и делать выводы , воображение и к тому же помогает раскрепоститься слабым , не уверенным в себе детям . здесь же проводим конкурс на лучшее правило и на лучший вопрос т.к. дети, в основном, не умеют задавать вопросов, они привыкли на них отвечать, а грамотно заданный вопрос учителю или своему товарищу также способствует развитию речи, умению оперировать математическими терминами. К тому же вырабатывается такое необходимое человеческое качество, как умение терпеливо выслушивать своего товарища. Например при изучении темы «Приведенные квадратные уравнения», после того как мы выяснили и записали в тетрадь формулировку, ученик задает мне вопрос такого типа- « А если там будет минус, то как тогда? Я отвечаю ему, что вопрос задан неверно, и требую грамотной формулировки. И тогда, немного подумав, он задает вопрос иначе: « А если первый коэффициент а будет равным- 1, то уравнение будет считаться приведенным?» К сожалению, на практике, иногда математики не обращают должного внимания на то, как отвечает ученик, на небрежность его речи, ограничиваются лишь содержанием ответа, его математической правильностью. Это недопустимо, математик не должен проявлять безразличие к форме ответа, именно на уроках математики следует приучать ребят к тому, что даже в обыденной речи следует избегать пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами.

II. По окончании изучения определенной темы стараюсь придумать для ребят какое-нибудь творческое задание.

Например, по теме «Среднее арифметическое» в 5-ом классе было задано на дом задание сочинить сказку с иллюстрациями, главными героями которой могут стать любые действующие лица из мультфильмов, из жизни, из природы и т.д. Темы ребята придумали самые разнообразные: «Сказка про математического медведя и сатану», «Белоснежка и семь гномов нашли в лесу шоколадную поляну», «Золушка и принц собирали в лесу золотые орешки», «Про Розочку и Беляночку», «Коза, волк и семеро козлят», «Про доброго короля и злую королеву» и т.д. Некоторые просили разрешения написать 2-3 сказки. Написание и совместное обсуждение сказок помогает изгнать из класса скуку, делает детей чуть добрее и справедливее, помогает учителю понять, чем живет твой ученик, о чем мечтает.

Тема. Луч, прямая, отрезок (6 кл.). Здесь среди творческих работ ребят встречаются даже стихи с рисунками.

Например: Прыгалова Маша, 6 кл.

Стихотворение «Луч, точка и отрезок».

По листику спускался луч.

Прямым он был и резвым.

Поставлю точку я на нем

И станет он отрезком.

К тому же рисунок Маши очень хорошо отражает смысл написанного.

Буштакова Юля, 6 кл.

Лучи.

Два луча ко мне бежали.

Повстречаться все мечтали.

Повстречаться не смогли.

В разных плоскостях они.

Тема. Система координат. 6-ой кл.

Здесь творческая работа заключается в том, чтобы изобразить в системе координат любой предмет или любимое животное, внизу записать все координаты. Этот прием известен многим учителям, но я его дополнила тем, что нужно было устно, у доски, рассказать что изображено на рисунке, почему я люблю это животное или почему я выбрал этот предмет. Эта творческая работа помогала ребятам проявить максимум фантазии, ярко выразить свою индивидуальность закрепить умение правильно находить абсциссу, ординату точки, и наоборот строить точку по данным координатам.

Также, перед изучением темы «Декартова система координат», я даю учащимся опережающее задание-выявить связь данной темы с жизнью и с другими школьными предметами.

Ребята установили связь с географией -параллели, меридианы, с жизнью-нахождение своего места в кинотеатре по номеру ряда и номеру кресла, провели аналогию с игрой «Морской бой» и т.д. Этот самостоятельный поиск помогает ребятам, помимо развития фантазии и мышления, отработать навык поиска нужной информации из дополнительной литературы, который будет необходим при изучении геометрии и физики в старших классах.

Сравниваем правильный и неправильный способы решения задачи, не стирая с доски неправильного, рациональный и нерациональный, обсуждаем, делаем выводы, анализируем ответ товарища, предлагаю ребятам самим поставить оценку однокласснику, прокомментировав её.

Речь ученика будет убедительной, краткой, ясной, если он правильно работает с текстом книги, с дополнительной литературой. Поэтому часто при окончании изучения какой-либо темы даю ребятам дополнительное задание в виде отыскания исторических сведений или описания биографии того или иного математика, теоремой или научным открытием которого мы пользуемся до сих пор. Часто ученики приносят историю возникновения шахмат, биографию С.М. Ковалевской.

Часто проводим игру «На урок пришел клоун»-это вымышленный персонаж, который якобы потерял начало задачи, перепутал единицы измерения ил задает каверзные вопросы (есть макет этого клоуна из яркого картона)

Чтобы преодолеть трудности при изучении геометрии , помимо стихов и эпиграфов , использую следующие приемы:

1)подбираю геометрические задачи с практическим, жизненным смыслом, например про ремонт дома, кровлю, клумбы, заборы, чтобы учащиеся могли бы применить эти знания и в дальнейшей, взрослой жизни.

2)составление кроссвордов силами учащихся.

3)составить текст задачи по готовому чертежу

4)при защите реферата записываю на доске несколько вопросов, на которые класс должен ответить.

5)пишем математические диктанты, также орфографические диктанты с наиболее трудными словами.

6)пишем эссе на темы «Математика в твоих будущих профессиях»

«Математика в ремонте дома» , «Математика и природа»

Выполняем проектные работы по наиболее интересным темам –«Логарифмическая спираль» , «Симметрия».

Применяя эти, в общем-то ,несложные математические приемы, я заметила что меньше стало таких трудностей и проблем, как:

1.страх учащихся ответа у доски перед классом.

2.неумение оперировать математическими терминами.

3.неумение работать с текстом дополнительной литературы.

А главное –мне удается избавить детей от мысли, что математика-невероятно сложный и скучный предмет, оказать её яркость и красоту, сделать речь наших учеников более яркой , грамотной, эмоциональной!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление на педагогическом совете: "Развитие речи на уроках математики"

Автор: Илюшкина Оксана Юрьевна

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урок математики в 5 классе "Решение задач на составление уравнений""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-urok-matiematiki-v-5-klassie-rieshieniie-zadach-na-sostavlieniie-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "255218"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447874386"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства