Бочарова М.В.
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ОГЭ) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС второго поколения существенно сместился акцент к требованиям УУД. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач содержит изобилие математических тонкостей, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике. В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.
Изменение тематического планирования. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на спецкурсах. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ.
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Работа по изучению индивидуальных особенностей учащихся (с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к ОГЭ-2020 по математике). | В течение года |
2 | Психологическая подготовка к ОГЭ-2020. Индивидуальное консультирование учащихся. | В течение года |
3 | Использование современных образовательных технологий, новых форм организации учебно- воспитательного процесса, способствующих повышению качества подготовки школьников к итоговой аттестации, формированию предметной компетенции. | В течение года |
4 | Беседа с учащимися: «Подготовка к ОГЭ-2020 по математике: от устранения пробелов в знаниях до итоговой аттестации» | 1 четверть |
5 | Пополнение методической и информационной литературой по подготовке к ОГЭ-2020. Обеспечение участников государственной (итоговой) аттестации по новой форме в IX классе учебно-тренировочными материалами, обучающими программами, методическими пособиями, информационными и рекламными материалами. | В течение года |
6 | Проведение с учащимися цикла бесед: « Знакомство с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации». «Ознакомление с основными направлениями самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ-2020 в 9 классе». | 2 четверть |
7 | Работа с учащимися: Использование тематических тестов по материалам ОГЭ на уроках математики. Подготовка графика проведения консультаций для учащихся по разноуровневым группам. Анализ типичных ошибок учащихся при сдаче ОГЭ выпускников прошлых лет. Семинар - практикум «Работа с бланками: типичные ошибки при заполнении бланков». -обучение работе с КИМ, -выбор оптимальной стратегии выполнения заданий ОГЭ, - помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий, - систематическое решение текстовых задач: задачи на части и проценты, задачи на сплавы и смеси; задачи на работу; задачи на бассейны и трубы. Психологическая подготовка к ОГЭ по новой форме в IX классе. Индивидуальное консультирование учащихся. Работа с заданиями различной сложности. Практические занятия по заполнению бланков ответов. Практикум по решению заданий повышенной сложности (ОГЭ-2020) разбор 2 части. Практикум по решению нестандартных заданий из контрольно-измерительных материалов. | В течение года |
9 | Разбор заданий демонстрационного варианта экзамена по математике (ОГЭ-2020) | Сентябрь |
10 | Подготовка, оформление информационного стенда «Подготовка к ОГЭ-2020» для учащихся и их родителей. | 3 четверть |
11 | Работа с заданиями различной сложности. Практикум по решению заданий второй части экзаменационной работы | Индивидуальная работа по группам в течение года |
12 | Регулярное проведение классных родительских собраний: «Ознакомление с нормативными документами по подготовке к проведению новой формы аттестации 9-тиклассников», «Нормативные документы по ОГЭ-2020 по новой форме в IX классе в 2019-2020 учебном году», | В течение года |
13 | Беседа с учащимися: «ОГЭ – новая форма оценки качества школьного образования» | 2 четверть |
14 | Подготовка материалов для проведения пробной внутришкольной ОГЭ-2020 в IX классе (бланки, тесты). | В течение года |
15 | Мониторинг качества подготовки учащихся к ГИА | В течение года |
16 | Информирование по вопросам подготовки к ГИА: знакомство с инструкцией по подготовке к ГИА; правила поведения на ГИА; КИМ; инструктирование учащихся; проведения ГИА; официальные сайты ГИА. Индивидуальное информирование и консультирование по всем вопросам, связанных с ГИА. | В течение года |
17 | Индивидуальные консультации по вопросам подготовки и проведения ОГЭ-2020 по новой форме в IX классе. | В течение года |
18 | Оформление протокола родительского собрания и листа ознакомления с информацией о проведении ОГЭ-2020. | май |
19 | Анализ работы учителя и учащихся. О порядке подготовки и проведения ОГЭ (нормативные документы, КИМ, сайты) | май |
Консультация направлена на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Консультация «Подготовка к ОГЭ по математике» рассчитана на 38 (34 недели + 4 часа каникулярного времени) часов для работы с учащимися 9 классов. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
№ | Наименование раздела и тема урока | Количество часов | Дата | Примечание |
АЛГЕБРА (23 часа). |
Числа и вычисления (2 часа) |
1 | Решение заданий демонстрационного варианта экзаменационной работы | 1 | 14.09.2019 | |
2 | Натуральные числа, рациональные числа. Действительные числа | 1 | 21.09.2019 | |
Алгебраические выражения (4 часа) |
3 | Буквенные выражения. Многочлены. Алгебраические дроби | 1 | 28.09.2019 | |
4 | Степень с целым показателем и их свойства | 1 | 05.10.2019 | |
5 | Квадратный корень и его свойства | 1 | 12.10.2019 | |
6 | Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ | 1 | 19.10.2019 | |
Уравнения и неравенства (9 часов) |
7 | Линейные уравнения с одной переменной | 1 | 26.10.2019 | |
8 | Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. | 1 | 30.10.2019 | |
9 | Рациональные уравнения. Часть1, 2 | 1 | 02.11.2019 | |
10 | Системы уравнений с двумя переменными Часть1, 2 | 1 | 09.11.2019 | |
11 | Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений Часть1,2 | 1 | 16.11.2019 | |
12 | Числовые неравенства и их свойства | 1 | 23.11.2019 | |
13 | Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | 30.11.2019 | |
14 | Неравенства второй степени Часть1,2 | 1 | 07.12.2019 | |
15 | Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ | 1 | 14.12.2019 | |
Числовые последовательности (5 часов) |
16 | Последовательности | 1 | 21.12.2019 | |
17 | Арифметическая прогрессия | 1 | 28.12.2019 | |
18 | Геометрическая прогрессия | 1 | 10.01.2020 | |
19 | Решение тренировочных вариантов | 1 | 17.01.2020 | |
20 | Решение тренировочных вариантов | 1 | 24.01.2020 | |
Функции и их графики (3 часа) |
21 | Линейная функция и ее свойства. | 1 | 01.02.2020 | |
22 | Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. | 1 | 08.02.2020 | |
23 | Обратно пропорциональная функция и ее свойства | 1 | 15.02.2020 | |
ГЕОМЕТРИЯ (8 часов). |
24 | Равнобедренный и равносторонний треугольники | 1 | 22.02.2020 | |
25 | Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. | 1 | 29.02.2020 | |
26 | Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Признаки равенства и подобия треугольников. | 1 | 07.03.2020 | |
27 | Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника | 1 | 14.03.2020 | |
28 | Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат и их площади. | 1 | 21.03.2020 | |
29 | Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники | 1 | 28.03.2020 | |
30 | Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. | 1 | 04.04.2020 | |
31 | Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга. | 1 | 11.04.2020 | |
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ (7 часов). |
32 | Прикладные задачи | 1 | 18.04.2020 | |
33 | Прикладные задачи | 1 | 25.04.2020 | |
34 | Прикладные задачи | 1 | 02.05.2020 | |
35 | Решение комбинаторных задач | 1 | 09.05.2020 | |
36 | Решение комбинаторных задач | 1 | 16.05.2020 | |
37 | Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ | 1 | 23.05.2020 | |
38 | Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ | 1 | 30.05.2020 | |