Собрана информация о цифровой поэзии, её создании, особенностях и значении в жизни людей. Показано творчество студенки. Предназначено для внеклассных мероприятий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Искусство чтения стихов из цифр..................................................
9
3. Мое творчество………………………………………………………….
10
Заключение………………………………………………….…………….
11
Литература……………………………………………………....…………
12
ВВЕДЕНИЕ
.
Актуальность проекта:
Цифровой век принес с собой цифровую поэзию – стихи, записанные цифрами. Да, всё правильно: если в обычных стихах мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых стихах, как правило, присутствуют одни числительные. Формально все признаки стиха соблюдаются: есть в них и рифма, и, главное ритм и размер. Оказывается, что цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах. Данная информация меня заинтересовала, поэтому я решила исследовать, как создаются стихи из цифр, каково их значение в мире и как нужно прочитать простые цифры, чтобы они превратились в полноценное стихотворение.
Цель моей работы:
Собрать информацию о цифровой поэзии, её создании, особенностях и значении в жизни людей.
Задачи:
Изучить литературу о цифровой поэзии, её особенностях, создании и значении.
Выявить связь слов и цифр в стихах, подтвердив их примерами.
Научиться выразительно читать цифровые стихи.
Попробовать самой сочинять подобные стихи.
Создать презентацию для внеклассного мероприятия по математике.
Новизна проекта и практическая значимость:
В результате моей деятельности я разработала презентацию, которую можно использовать на внеурочных занятиях.
Работа над проектом показала мне, что я могу:
1) Работать с выбранной литературой и различными сайтами;
2) Систематизировать материал и создавать единый продукт;
3) Создавать презентацию.
Эта деятельность была достаточно увлекательна и доставила мне огромное удовольствие.
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
живопись – радовать глаз, поэзия – пробуждать чувства,
философия – удовлетворять потребности разума,
инженерное дело – совершенствовать
материальную сторону жизни людей.
Но математика способна достичь всех этих целей»
Моррис Клайн
ЦИФРОВЫЕ СТИХИ
Особенности стихов из цифр
Современный цифровой век принес нам новый вид поэзии — цифровые стихи. Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся всё оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла к нам с Запада в 90-е годы 20 века. Третьи говорят, что баловались написанием весёлых цифровых стихов ещё в школе задолго до всеобщей компьютеризации.
В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Ещё одной из особенностей является отсутствие смысла. Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись.
Цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.
Особенности цифровых стихов:
1) они полностью абстрактны – практически всегда непонятно, о чём, собственно в них говорится;
2) в них хорошо чувствуются ритм и настроение автора. И этим цифровая поэзия похожа на музыку.
3) у цифровых стихов есть особенность, отличающая их и от обычных стихов, и от музыки - их почти невозможно перевести для иностранцев. При прочтении на иностранном языке и ритм, и рифма почти наверняка потеряются, то есть наш цифровой стих перестанет быть стихом.
Одни считают, что стихи из цифр - ничего не выражающая чепуха и настоящие стихи должны писаться с помощью слов. Другие, и их немало -наслаждаются цифровыми стихами и считают, что за ними будущее. А может быть, истина, как обычно, прячется посередине между этими крайностями, и давно уже пора писать стихи, в которых и числа, и слова чувствуют себя одинаково уютно. Но подружившись со словами, цифры могут выражать и чувства, и грустные размышления
Так как же выглядят цифровые стихи?
Например, вот так:
8, 8, 50,
9, 9, 60
18, 19,
40, 40, 20.
7, 14, 1,
25, 31,
48, 48,
251.
А если у вас сейчас не то настроение, то вот, пожалуйста, грустный стих из цифр:
148 19
2 3 4 50
711 12
100000 360.
По этим двум примерам можно понять, что цифровые стихи –это числовые ритмические абстракции, звучащие как стихотворения.
Отметим, что они обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой. Их обязательно надо читать с выражением и вслух.
Как читать стихи из цифр?
Оказывается, чтобы превратить текст в стихи, надо только прочесть его как стихи, то есть снабдить определенной интонацией. Смысл не имеет значения, его может и вовсе не быть.
О том, что голос поэта, который мы узнаем в стихах, обусловлен эмоционально окрашенной интонацией. Когда в наборе цифр к имеющимся в нем элементам стиха (словоразделы, размер и даже рифма: пятнадцать — двадцать и т. д.) прибавляется при помощи названия определенная эмоция, возникает интонация; она необходима стиху. У Пушкина это спокойная и мажорная повествовательность, у Есенина — печальный, жалобный напев, призыв к сочувствию (“сто семьдесят!” — смешно, не правда ли, когда число произносится так горестно!), у Маяковского — обращенная к аудитории речь-сообщение, похожая на чеканный, уверенный шаг.
Стихи из цифр подсказывают, что нужна как раз ритмическая монотония (напев) и что ее достаточно, чтобы текст, состоящий из перечня чисел, стал стихотворным.
1.2 Примеры цифровых стихов
Приведу несколько примеров, достаточно известных стихотворений, которые можно озвучить цифрами:
В.Маяковский
47 3 9 5
3 4 20
220 305
2 105 17 ?
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
– Что такое хорошо
и что такое плохо?
А.С. Пушкин
511 16
5 20 337
712 19
2000047
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты
А.С. Пушкин
17 30 29
128 35
133 149
516 2 105
5020 6 108
15 30 47
127 5 2 08
2000 0 27
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
С. Есенин
14 15 38,
17 39 6 500.
И 25 6 000 28,
716 300 900.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
40 38
2 128
1 10 1 10
2 128
Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один – серый, другой – белый,
Два весёлых гуся
2. ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВЫХ СТИХОВ
2.1. Польза цифровых стихов
Цифровые стихотворения могут состоять не только из цифр, но и содержать слова. Подружившись со словами, цифры могут выражать и чувства, и грустные размышления:
18*5
25:16
И опять 25, 25…
И уже никогда 18 (т.е. «18 умножить на 5, 25 разделить на 16…» и т.д.). Так и представляешь повзрослевшего 25-летнего человека, работающего где-нибудь бухгалтером. В его жизни всё предсказуемо и скучно, как в таблице умножения, и ему остаётся только со вздохом вспоминать то прекрасное волшебное время, когда ему было 18.
Есть ещё один вариант словесно-числовых стихов – они состоят уже не из чисел и слов, а из числов, этаких удивительных кентавров, полученных скрещиванием букв и цифр в одно целое. Вот, например такой стих, правда немножко мрачноватый….
100нет с3ж 1окий в по2ле,
Он к с3жатам вернётся е2-ли…
Мы познакомились с цифровыми стихами двух видов. Один состоит только из цифр, в других цифры перемешаны со словами, но есть, оказывается, цифровые стихи… вообще без цифр. Это особые стихи - запоминалки. Вот, например, такой несерьёзный стишок:
Два весёлых великана
Пьют «Тархуна» два стакана.
Требовалось придумать специальные фразы или стихи (они называются мнемоническими), помогающие запомнить телефонный номер 288-53-27.
Автор стиха про весёлых великанов использовал слова, начинающиеся на те же буквы, что очередная цифра в номере телефона (Весёлых – 8(восемь), пьют – 5(пять), Стакана-7(семь) и т.д.)
С помощью стихов запоминают не только телефонные номера. В математике существует замечательное число ПИ, равное 3, 14159265368…..). Один математик написал даже интересную книгу об этом числе. Чтобы запомнить хоть несколько первых цифр в записи ПИ, они придумали множество стихов запоминалок. Вот два самых известных (во втором надо подсчитать буквы в словах):
1. Чтобы правильно запомнить
Надо только верно счесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть!
2. Это я знаю и помню прекрасно:
ПИ многие знаки мне лишни. Напрасны.
У цифровых стихов ещё очень много возможностей. Например, можно использовать знаки математических действий (+, -, : и т.д.) или разные поэтические хитрости. Вот одна из них. С давних времён поэты пишут акростихи. На вид они вроде бы самые обычные, но первые буквы строчек, т.е. первый столбец таких стихов, образуют слово или даже предложение. В цифровых стихах, конечно, не получится зашифровать в первом столбце слово, зато там можно спрятать дату какого-нибудь известного события. Скажем, этот цифровой стих посвящён первому полёту человека в космос, а по его левому краю прочитывается дата этого великого события (12.04.1961).
1030 420
214 40+5
038 2ПИ/15
45000 745
10 3 в кубе 134
9 180 30
66030 (7-4)
140746!!!!!!
(Читается стих так: Тысяча тридцать, четыреста двадцать, Двести четырнадцать, сорок плюс пять, Ноль тридцать восемь, два пи на пятнадцать, Сорок пять тысяч, семьсот сорок пять.// Десять, три в кубе, сто тридцать четыре. Девять, сто восемьдесят, тридцать. Шесть тысяч тридцать, семь минус четыре, Сто сорок тысяч семьсот сорок шесть!!!!!)
ЧЕГО НИБУДЬ ЕЩЕ, ЧТОБЫ ЗАПОЛНИТЬ СТРАНИЦУ
В общем, настоящий поэт может писать стихи даже при помощи калькулятора! Жаль, что на уроках математики вместе с таблицей сложения не объясняют таблицу стихосложения.
2.2 Искусство чтения стихов из цифр
Если мы произнесем эти числа (не важно — вслух или про себя) в один ряд, не принимая в расчет запись столбиком, не деля их на отрезки, получится ряд чисел, ни о чем не говорящих, лишенных какого бы то ни было смысла. Но если мы произнесем эти цифровые отрезки как стихи, числа презабавно будут имитировать стихотворную речь.. Если кто-то думает, что стихи возникают благодаря поэтическому смыслу, он не то чтобы ошибается — путает два разных явления: поэзию и стихотворную речь.
Оказывается, чтобы превратить текст в стихи, надо только прочесть его как стихи, то есть снабдить определенной интонацией. Смысл не имеет значения, его может и вовсе не быть, как в наших цифровых стишках. И выясняется, что эмпирически все знают, что это за интонация и как это делается, судя по тому, как охотно любой читатель правильно читает цифровой стишок и слышит в нем то Пушкина, то Маяковского, то Есенина.
В этих “стихах” есть все, кроме смысла: слова, поскольку произнесенное число становится словом, ритм, стиховой синтаксис — все необходимые стиху элементы: ударные и безударные слоги, словоразделы, метр и стиховая пауза, которой заканчивается каждая строка. Этого достаточно.
Эффект цифровых стихов замечателен тем, что обнаруживает онтологическое свойство стихотворной речи: необходимость стиховой интонации, невозможность прочтения без нее. Способ произнесения является самой существенной и единственной особенностью, которой отличается стихотворная речь от прозаической. Он обусловлен не традицией чтения, а внутренней организацией стихотворной речи и обозначен ее особой записью — короткими отрезками. В стихах эмоция выражается не описательно, как в прозе, а непосредственно. Так устроена стихотворная речь. В этом ее сокровенный смысл, ее “тайна”.
Заметим, что в цифровых стихах столь четко выраженная ритмическая монотония не способна передавать оттенки — только простейшую эмоцию: печаль или радость. Есенинская печаль гораздо более проста, чем, скажем, Блоковская, высокая и тревожная, или задумчиво-глубокая Тютчевская. Но именно эти оттенки и создают то, что мы называем голосом поэта, по которому его можно узнать в двух-трех строках. Даже в числах!
3. МОЕ ТВОРЧЕСТВО
Меня увлекло чтение произведений в необычном формате и мне захотелось попробовать самой написать стихотворение. Вот что из этого получилось:
Я учусь в ГСТ
И меня зовут Кристина
Чтобы запомнить свой телефон, я придумала стишок
Заключение
Оказывается, что цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах. Вы сможете узнать, как создаются стихи из цифр, каково их значение в мире и как нужно прочитать простые цифры, чтобы они превратились в полноценный стих. Ведь это не так уж и просто!
Недалекие, культурно непродвинутые читатели могут возразить, что, мол, какая же это поэзия – где слова, образы, чувства поэта? На что мы ответим, что цифровые стихи ближе к музыке – ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна.
Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии.