kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются такие вопросы как: цели обучения, роль практических и лабораторных работ, значение олимпиад, кружков, летних школ и других видов дополнительного образования, целесообразность изучения в школе последних достижений науки, роль информатизации в образовании, проблемные ситуации как способ формирования геометрических понятий у школьников, особенности преподавания для различных групп учащихся (одаренных детей, школьников, интересующихся теорией, прикладными вопросами, компьютерными технологиями, и других групп учащихся).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету математика»

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету математика.

В работе я выразила свое мнение по следующим вопросам:

цели обучения;

роль практических и лабораторных работ;

значение олимпиад, кружков, летних школ и других видов дополнительного образования;

целесообразность изучения в школе последних достижений науки;

роль информатизации в образовании;

проблемные ситуации как способ формирования геометрических понятий у школьников;

особенности преподавания для различных групп учащихся (одаренных детей, школьников, интересующихся теорией, прикладными вопросами, компьютерными технологиями, и других групп учащихся).

Предлагаю фрагменты уроков с использованием проблемных ситуаций.

Я полагаю, что все цели обучения математике в школе можно разделить на 3 крупные группы:

а) прогностические (обучающие);

б) мировоззренческие, направленные на воспитание математической культуры (воспитательные и развивающие);

в) личностно-ориентированные (воспитательные в более узком смысле).

Я считаю, что в школе к целям обучения должны предъявляться следующие требования:

а) прогностические цели должны обладать - конкретностью, конструктивностью, проверяемостью, участием ученика в процессе учения;

б) мировоззренческие должны пронизывать весь учебный процесс, выражать стремление к аргументации и четким логическим схемам рассуждения, к четкому расчленению рассуждения и т.п.;

в) личностно-ориентированные должны учитывать формирование возможных в том или ином возрасте качеств личности средствами предмета.

В ходе своей педагогической деятельности я опираюсь на 3 этапа формирования действия целеполагания у учащихся: раскрываю структуру действия постановки цели; привлекаю детей к постановке цели и критическому осмыслению полученных результатов достижения цели. Под моим руководством обучающиеся конструируют цель изучения учебного материала и самостоятельно ставят цели, а весь класс анализирует данную цель.

Умение правильно формулировать цели уроков многим начинающим учителям приходит не сразу. Но моя глубокая педагогическая подготовка и свободное владение предметом помогли мне без особого труда ставить цели урока. В период педагогической практики студенты нередко испытывают затруднения в постановке целей урока.

Иногда образовательная цель повторяет (или почти повторяет) название темы урока. Например, цель урока на тему "Первый признак равенства треугольников" чаще всего формулируется так: "Изучить первый признак равенства треугольников". Аналогично формулируются цели и в других случаях: "Изучить теорему Виета", "Изучить определение производной функции" и т.д. Во всех этих формулировках имеется общий недостаток: в них не уточняется, на каком уровне должен быть изучен данный элемент учебного материала. Необходимо указывать, когда ставится цель только ознакомить учащихся с тем или иным элементом учебного материала, когда – добиться хорошего воспроизведения учебного материала учащимся, а когда – заложить первоначальные умения и навыки и т. д. Цели обучения математике отражают общедидактические цели и вместе с тем учитывают специфику данного учебного предмета. Разработка целей обучения является непростым делом. В дидактике и частных методиках в этом направлении сделаны определенные шаги. Цели обучения математике подразделяются на несколько групп: образовательные (в том числе – практические), воспитательные, развивающие.

Общеобразовательные цели: овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, о математических приемах и методах познания, применяемых в математике.

Воспитательные цели: воспитание активности, самостоятельности, ответственности; воспитание нравственности, культуры общения; воспитание эстетической культуры, воспитание графической культуры школьников.

Развивающие цели: формирование мировоззрения учащихся, логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения.

Цели обучения могут формулироваться по-разному в зависимости от их ориентации. Например, можно определить цель обучения через деятельность учителя; через учебную деятельность учащихся.

Последнее время вопросу совершенствования преподавания математики уделяется большое внимание. Разрабатываются новые, более эффективные методы преподавания математики, совершенствуются формы организации уроков. Важное условие совершенствования преподавания математики — усиление ее практической направленности.

Одним из путей решения этого вопроса является выработка у учащихся практических умений и навыков. Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков геометрического характера (конструктивно-географических и измерительных), которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневной деятельности.

Практические работы по математике – это разновидность творческой деятельности. По моему мнению, они позволяют осознанно изучить вводимые понятия и утверждения, лучше их запомнить, включают в процесс восприятия смысловую, зрительную и моторную память. В процессе выполнения этих работ я старалась формировать интерес к предмету, повышать мотивацию учения. Такого плана работы развивают аккуратность, усидчивость, трудолюбие. Например, в ходе изучения темы «Медиана, биссектриса, высота треугольника» обучающиеся в ходе практической работы самостоятельно пришли к изучаемым определениям.

Мне очень хочется отметить, что лабораторные, лабораторно-графические и практические работы имеют большое воспитательное и образовательное значение. Они позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами; ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике; установить более тесные связи между различными разделами курса математики и между различными школьными курсами. Я считаю, что проведение лабораторных и практических работ с учащимися вносит разнообразие в уроки математики; повышает активность и самостоятельность учащихся на уроке; способствуют повышению качества знаний учащихся по математике; делает абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными. При правильной организации работ воспитывается культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычка к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков. Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от проделанной работы.

Я считаю, что к лабораторным занятиям по математике следует отнести те самостоятельные работы учащихся, которые выполняются посредством наблюдений, сравнений, измерительных и вычислительных инструментов, составления таблиц, вычерчивания графиков, исследования математических формул, чертежей, фигур, с целью установления новых для учащихся математических фактов, являющихся основой для теоретических выводов и обобщений, и, впоследствии, получающее, по необходимости, строгое логическое доказательство.

• 5 класс. Тема «Свойства диагоналей квадрата».

Цель: Опытным путем установить свойств диагоналей квадрата.

Содержание: Построив квадрат при помощи линейки и угольника, установить, используя циркуль, что диагонали точкой пересечения делятся пополам.

•7 класс. Тема «Определение функции».

Цель: закрепить первоначальное представление о функции, посредством исследования зависимости площади прямоугольника данного периметра от длин его сторон.

Содержание

I. Периметр прямоугольника 24 см, а его основание х см.

1.Найдите длину второй стороны.

2.Задайте формулой зависимость площади S () прямоугольника от длин его сторон.

Лабораторная работа по теме «Окружность» 7 класс

Задание

  1. Отметьте некоторую точку О . Точка А находится на окружности

  2. Проведите окружность радиусом 3,4 см с центром в точке О

  3. Отметьте точку А, удаленную от точки О на расстояние 3,4 см

  4. Соедините точки А и О отрезком. Точки А1; А2; А3 находятся на окружности

  5. Изобразите отрезки ОА1, ОА2, ОА3, равные отрезку ОА

  6. Изобразите отрезки ОА4, ОА5, меньшие по длине, чем отрезок ОА Все точки находятся внутри окружности

  7. Установите, где находятся все точки, являющиеся концами отрезков, проведенных из точки О, но меньших по длине, чем отрезок ОА. Покажите синим карандашом все такие точки

  8. Соедините отрезком точку А6, лежащую вне круга, с центром О. Сравните длину этого отрезка с радиусом окружности. Длина отрезка ОА больше длины радиуса ОА

  9. Покажите красным карандашом тачки, удаленные от центра на расстояние, больше чем длина радиуса. Данные точки находятся вне окружности

Лабораторные работы можно разделить на 4 вида. Мне бы хотелось рассмотреть каждый из этих видов и привести примеры.

  1. Лабораторная работа, служащая для установления того или иного факта или положения.

Пример 1. 5 класс. Тема «Треугольник».

Цель: Установить, что в любом треугольнике сумма длин двух любых его сторон больше третьей, сумма всех углов треугольника равна 180ْ.

Содержание

1. Начертите какой-нибудь треугольник. Обозначьте его.

2. Измерьте длины всех его сторон.

3. Сравните длину какой-либо стороны его с суммой длин двух других его сторон.

4. Измерьте все его углы и найдите сумму их градусных мер.

5. Сделайте выводы.

2. Лабораторная работа, подводящая ученика к установлению определенной зависимости между величинами математического факта, требующего строгого доказательства.

Пример 2. 6 класс. Тема «Свойства треугольников».

Цель: Опытным путем установить зависимость между сторонами и углами треугольника.

Содержание

1. Постройте треугольник со сторонами 4, 5, 6 см.

2. Измерьте все углы треугольника.

3. Сделайте вывод, как связаны между собой углы и стороны треугольника.

3. Лабораторная работа, которая содержит элементы исследовательского характера.

Пример 3. 6 класс. Тема «Свойства высоты, биссектрисы, медианы в равнобедренном треугольнике».

Цель: установление свойств равнобедренного треугольника

Содержание

I. Постройте равнобедренный треугольник ABC (AB=BC).

1. Проведите высоту из вершины B к стороне AC.

2. Проведите медиану из вершины B к стороне AC.

3. Проведите биссектрису ÐB.

II. Постройте равнобедренный треугольник НМК (НМ=МК).

1. Проведите высоту из вершины М к стороне НК.

2. Проведите медиану из вершины М к стороне НК.

3. Проведите биссектрису ÐМ.

III. Сделайте вывод.

4. Если целью лабораторного занятия является выработка прочного навыка вычислений, конструирований и т. д., то такие занятия относятся к лабораторному практикуму по математике.

Пример 4. 5 класс. Тема «Определение по карте расстояния между двумя пунктами земной поверхности».

Цель: Выработать навык работы с числовым масштабом.

Содержание

1. Определите расстояние по железной дороге от станции А до станции В.

2. Определите длину реки

Самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя, обеспечивает про­дуктивную деятельность. Её основная цель — развитие творческих умений и навыков, формирование творческого профессионально ориентированного мышления.

Одной из важных целей проведения олимпиад является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в математических кружках. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Учащихся привлекает возможность добровольного участия в соревновании, необычность всей обстановки на олимпиаде.

По – моему мнению для развития интереса учащихся к математике имеет значение и спортивный азарт участников олимпиады. Особенно это характерно для учащихся младших классов. Дух соревнования заложен во многих наших школьниках, поэтому они желают посоревноваться со своими товарищами и в умении решать олимпиадные задачи. В более старших классах, на более высоких ступенях олимпиад, спортивные соображения играют меньшую роль, но игнорировать их совсем не следует. Олимпиады способствуют выявлению и развитию математических способностей учащихся. Часто на уроках ученик получает, и вполне объективно, только тройки, изредка четверки и двойки. Приходит на школьную олимпиаду попробовать свои силы. Ведь это так интересно!

И вдруг я замечаю, что он неплохо решает задачи «на соображение», задачи с «изюминкой», при решении которых встают в тупик многие отличники. После олимпиады ученик наверняка более серьезно займется математикой. Я помогу этому ученику в его занятиях, найду пути развития математических способностей такого ученика, порекомендую ему математическую литературу, задачи.

Любой участник олимпиады желает добиться лучших результатов. Победа учащегося на каждом этапе приводит к повышению результативности его занятий математикой.

Проведение олимпиад позволяет выявить учащихся, имеющих интерес и склонности занятиям математикой, что весьма важно для решения вопроса о подготовке большого числа новых математических и научно-методических кадров, столь необходимых стране в век бурного развития науки и техники. При систематическом проведении олимпиад во всех школах, районах, областях, при широком охвате ими учащихся олимпиады являются эффективным средством реализации указанной цели и решения названной задачи.

Проведение олимпиад, руководство математическими кружками дают учителям эстетическое наслаждение. Здесь в свободной обстановке учитель занимается любым предметом, рассматривает с учащимися наиболее интересные вопросы, да и аудитория здесь более активная и внимательная, чем обычный класс.

Школьные и районные олимпиады позволяют сравнить качество математической подготовки и математического развития учащихся, а также состояние преподавания математики в отдельных классах школы, в отдельных школах района. Областные и республиканские олимпиады дают возможность в некоторой степени сравнить состояние математического образования в отдельных областях, краях и республиках страны. Международные олимпиады позволяют сопоставить состояние грани математического образования в средних школах разных стран. Возможность такого сравнения весьма важна в век научно – технической революции, ибо позволяет странам, участвующим в олимпиадах, своевременно принять необходимые меры для устранения пробелов в содержании математического образования школьников.

Мне бы хотелось продемонстрировать ряд нестандартных задач, которые можно использовать в качестве олимпиадных.

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

( 5 класс )

1). Сложили 111 тысяч, 111 сотен и 111 единиц. Что за число получилось ?

2). На доске написано число 3 728 954 106. Зачеркните в нём три цифры так, чтобы оставшиеся цифры в том же порядке образовали как можно меньшее число.

3). Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Получилось 15 кусков. Сколько листов бумаги разрезали ?

4). Во сколько раз лестница, ведущая на шестой этаж дома, длиннее лестницы, ведущей на второй этаж того же дома ?

5). С числом, записанным на доске, можно производить следующие операции: заменить его удвоенным или стереть в нём последнюю цифру. Как с помощью нескольких таких операций получить из числа 458 число 14 ?

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

( 6 класс )

1). Из чисел 2, 3, 9, 27, 81, 243, 567 выберите делимое, делитель, частное и остаток.

2). Среднее арифметическое двух чисел равно 10, а одно из чисел равно 4. Чему равно другое число ?

3). Поезд проходит мимо светофора за 5 с, а мимо платформы длиной 150 м – за 15 с. Найдите длину поезда и его скорость.

4). Установите закономерность в последовательности и запишите ещё три числа: 253, 238, 223, 208, 193, …

5). Если к половине моих денег прибавить 80 руб., сумма составит 3/4 всех моих денег. Сколько денег у меня в наличии ?

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

(7 класс)

  1. (2 балла) Расставьте знаки арифметических действий и скобки там, где считаете нужным, чтобы получилось верное равенство:
    2 4 6= 3 3 3

  2. (2 балла) Найти сумму всех трёхзначных чисел, произведение цифр которых равно 3.



  1. (2 балла) На клетчатой бумаге изображена чашка с крышкой (см. рис. 1). На покраску крышки израсходовали 30 г краски. Сколько ещё нужно грамм краски для покраски чашки? Не забудьте обосновать ответ.



  1. (3 балла) На почтовом ящике написано: «Выемка писем производится пять раз в день с 7 до 19 часов». И, действительно, первый раз почтальон забирает почту в 7 утра, а последний – в 7 вечера. Через какие равные интервалы времени вынимаются письма из ящика?



  1. (3 балла) В забеге участвовал 41 спортсмен. Число спортсменов, прибежавших раньше Васи, в 4 раза меньше числа тех, кто прибежал позже него. Какое место занял Вася?



  1. (3 балла) В записи ***** × *** = ******1 замените звёздочки нулями и единицами так, чтобы получилось верное равенство.

  2. (4 балла) Из урожая фруктов сварили варенье. Варенье расставили на 2 полки так, что на каждой полке стоит одно и то же количество литров варенья. При этом на первой полке стоит одна большая и 6 маленьких банок, на второй – 2 большие и 4 маленьких. Сколько литров варенья было сварено, если известно, что вместимость маленькой банки составляет 1 литр? Ответ нужно объяснить.

  3. (4 балла) Доктор Айболит раздал четырем заболевшим зверям 2006 чудодейственных таблеток. Носорог получил на одну больше, чем крокодил, бегемот – на одну больше, чем носорог, а слон – на одну больше, чем бегемот. Сколько таблеток придется съесть слону?


  1. (4 балла) В озере водятся караси, окуни и щуки. Два рыбака поймали вместе 70 рыб, причем улова первого рыбака – караси, а улова второго – окуни. Сколько щук поймал каждый, если оба поймали поровну карасей и окуней?



ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

(8 класс)

  1. (2 балла) Расставьте скобки и знаки арифметических действий так, чтобы получилось правильное равенство:

  1. (2 балла) Найти сумму всех трёхзначных чисел, произведение цифр которых равно 6.

  2. (2 балла) Как с помощью прямоугольной плитки размером 7см на 9см начертить

отрезок длиной 1 см?

  1. (3 балла) Найдите все решения ребуса:

РАЗ
+ АЗ
З
444
Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры.

  1. (3 балла) Работник заключил контракт на месяц на следующих условиях. За каждый отработанный день он получает 100 рублей. Если же он прогуливает, то не только ничего не получает, но подвергается штрафу в размере 25 рублей за каждый день прогула. Через 30 дней выяснилось, что работник ничего не заработал. Сколько дней он действительно работал?

  2. (3 балла) Доктор Айболит раздал четырем заболевшим зверям 2006 чудодейственных таблеток. Носорог получил на одну больше, чем крокодил, бегемот – на одну больше, чем носорог, а слон – на одну больше, чем бегемот. Сколько таблеток придется съесть слону?


  1. (4 балла) Три друга сделали по одному заявлению про целое число х. Петя: «Число х больше 4, но меньше 8». Вася: «Число х больше 6, но меньше 9». Толя: «Число х больше 5, но меньше 8». Найдите число х, если известно, что двое из друзей сказали правду, а третий солгал. Нужно не только проверить, что найденное число годится, но и объяснить, почему другие варианты ответа невозможны.

  2. (4балла) В озере водятся караси, окуни и щуки. Два рыбака поймали вместе 70 рыб, причем улова первого рыбака – караси, а улова второго – окуни. Сколько щук поймал каждый, если оба поймали поровну карасей и окуней?

  3. (4 балла) Трое мужчин пришли к парикмахеру. Побрив первого, тот сказал: «Посмотри сколько денег в ящике стола, положи столько же и возьми 2 доллара сдачи». Тоже он сказал второму и третьему. Когда они ушли, оказалось, что в ящике денег нет. Сколько было денег в ящике первоначально, если всем удалось совершить задуманное?

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

( 9 класс )

1). Найти значение выражения:

при .



2). Сократить дробь:

3). Решить систему уравнение

4). Построить график функции:

5). Четыре школьника сделали в магазине покупки: первый купил пенал и ластик, заплатив 40 руб.; второй купил ластик и карандаш, заплатив 12 руб.; третий купил пенал, карандаш и две тетради, заплатив 50 руб.; четвёртый купил пенал и тетрадь. Сколько заплатил четвёртый школьник ?

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

( 10 класс )

1). Решить уравнение:

2). Построить график функции:

3). Решить неравенство:

4). Решить систему уравнений:

5). Доказать, что сумма медиан треугольника больше его полупериметра и меньше его периметра.

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

( 11 класс )

1). Решить уравнение:

2). Определить промежутки возрастания и убывания функции:

3). На координатной плоскости заданы точки А ( 1; 0 ), В ( 0; ! ), С ( 5; 5 ). Вычислите площадь треугольника АВС.

4). Решить уравнение:

5). На стороне ВС треугольника АВС взята точка М так, что ВМ = 2СМ. Точки K и L выбраны на сторонах АС и АВ соответственно так, что

АК = 2СК, ВL = 3АL. В каком отношении прямая KL делит отрезок АМ ?



Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися 5-6 классов, с 7 класса их, как правило, заменяют факультативы, но кружки также могут проводиться.

Основными целями проведения кружковых занятий являются:

- привитие интереса учащимся к математике;

- углубление и расширение знаний учащихся по математике;

- развитие математического кругозора

- воспитание настойчивости, инициативы.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружки могут быть как для хорошо успевающих учащихся, так и для всех желающих. Также могут быть кружки с секциями (если много желающих заниматься математикой вне уроков); кружки с уровнями: для более сильных учащихся. В кружок могут объединяться как учащиеся одного класса, так и параллельных классов; также кружок может быть организован, например, для учащихся 2-3 классов, 5-6 или 7-9 классов. В таком случае учителю будет труднее продумать содержание занятий. На одном из первых уроков математики в классе (в сентябре) надо рассказать учащимся о том, что для желающих будет организован кружок, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить, выявить желающих. Кружок может проводиться при любом числе желающих. Лучше, если учащихся в нем не менее 5 человек, но и не более 15. Начинать работу кружка лучше с середины сентября или с 1 октября, а завершить в конце апреля (начале мая). В течение года кружковые занятия должны увязываться с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка. В каникулы предметные кружки проводить не рекомендуется.

Я считаю, что на первом занятии кружка надо выработать своеобразный Устав (права и обязанности членов кружка). Также кружок может иметь свое название, эмблему, девиз (если того пожелают учащиеся).Занятия кружка обычно проводятся 1 раз в 1-2 недели, продолжительность занятия кружка для учащихся 5 кл. – 30-45 минут, для учащихся 6-7 классов можно 60-90 минут, а для учащихся 8-10 классов – 90 минут. Для планирования и проведения кружковых занятий учитель математики составляет программу. Я считаю, что к основным требованиям программы кружка нужно отнести:

- Связь содержания программы с изучением программного материала

· Использование занимательности;

· Использование исторического материала;

· Решение нестандартных, олимпиадных задач;

· Учёт желаний учащихся;

· Особенности школы, региона;

· Наличие необходимой литературы у учителя.

Я хочу привести несколько возможных тем кружковых занятий для учащихся разных классов.

1. Задачи, решаемые с конца (5-6 кл.).

2. Числа – великаны и числа – малютки (5-6 кл.)

3. Запись цифр и чисел у других народов (5-6 кл.).

4. Занимательные задачи на проценты (6 кл.)

5. Математические ребусы (5-6 кл.)

6. Геометрические задачи со спичками (5-6 кл.)

7. Задачи на разрезание и перекраивание фигур (5-7 кл.)

8. Простейшие графы (6-7 кл.)

9. Упражнение на быстрый счёт (5-8 кл.)

10. Занимательные задачи на построение (7-8 кл.)

11. Геометрические построения с различными чертежными инструментами (7-8 кл.)

12. Недесятичные системы счисления (5-7 кл.)

13. Взвешивание (5-7 кл.)

14. Логические задачи (5-8 кл.)

15. Неопределённые уравнения (8-10 кл.)

16. Полуправильные многоугольники (9кл.)

17. Теорема Пифагора (8кл.)

18. Геометрические задачи на местности. (8-9кл.)

19. Как на практике измеряют длины и углы. (7-8кл.)

20. Аналоги в математике (8-9кл.)

21. Индукция в математике (8-9кл.)

22. Математическая индукция (9-10кл.)

23. Принцип Дирихле (6-9кл.)

24. Равновеликие и равносоставленные фигуры (8-9кл.)

25. Трансцендентные уравнения (10кл.)

26. Решение не совместимых систем (10кл.)

27. Периодические дроби (9кл.)

28. Цепные дроби (9кл.)

29. Занимательные комбинаторные задачи (7-9кл.)

30. Что такое теория игр?(10кл.)

31. Полуправильные многоугольники (10кл.)

32. Решение планиметрических задач с помощью тригонометрии (10кл.)

33. Геометрия на сфере (10кл.)

34. Неевклидовые геометрии (9-10кл.)

35. Комплексные числа (8-10кл.)

Обучение математике – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, пролетает для тридцати пар глаз одновременно, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит продираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важным я считаю найти путь к пониманию и сердцу ребенка.

Как же можно заинтересовать школьников математикой?

Как сделать так, чтобы ребятам хотелось идти, спешить на урок математики?

Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду?

Я считаю, что в нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся.

В современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку математику более доступной. Я полагаю, что использование информационных технологий на любом этапе учебной деятельности позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

С целью повышения эффективности современного урока математики я использую основные информационные возможности:

программы – тренажеры, тесты, зачеты в приложении Microsoft Office Excel:

На уроке можно использовать тренажеры, обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом.

Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; поддерживается интерес у ребенка, его активность на протяжении всего урока.

Понятие «образование» можно рассматривать по-разному. Я же представляю себе образование, как процесс непрерывного, целенаправленного, педагогически организованного интеллектуального, духовного и физического развития и саморазвития человека. Доминанта в этом процессе – непрерывное развитие личности. Основными составляющими элементами образования выступают три качества образовательного процесса: обучение, как процесс передачи опыта, ЗУНов; воспитание, как важнейший компонент социализации личности; просвещение, как процесс широкого приобщения человека к культуре. Математика, наряду с русским языком, являются определяющими компонентами системы современного образования, той основой, вокруг которой обращаются все остальные предметы общеобразовательной школы.

Ценность математического образования определяется огромным потенциалом, которым оно обладает в деле интеллектуального развития, воспитания и просвещения обучаемых.

В связи с этим, я бы определила следующие цели математического образования: интеллектуальное развитие и саморазвитие учащихся, развитие логического и образного мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для комфортной и уверенной жизни в современном обществе; овладение конкретными математическими ЗУНами, необходимыми для изучения смежных дисциплин, для практической деятельности, для использования в будущей профессиональной деятельности, для успешного дальнейшего обучения в ВУЗах, непрерывного образования и самообразования (самостоятельная работа с информационными источниками); воспитание поликультурной личности. В целом же это подготовка выпускника самодостаточного, коммуникабельного и компетентного, способного адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, запросам современности.

Математика является очень значимым, но достаточно сложным предметом в школе и обучить математической грамоте необходимо всех. У школьной математики есть великое преимущество – она стабильна по своей природе - точная наука. Отечественное математическое образование было единым в том смысле, что все советские школы работали по одной программе. В настоящее время ситуация в корне изменилась. Разработаны несколько примерных учебных школьных программ авторскими коллективами, систематически появляются все новые и новые. Современный учитель вправе сам выбирать по какой программе работать, адаптировать ее под конкретное количество часов, конкретный класс и т.д., составляя свою рабочую программу. Существует огромное количество учебных пособий и для учащихся и для педагогов. Я работаю по традиционной программе. 5-6 класс (математика) Виленкин, 7-9 класс (алгебра) Макарычев, 7-9 класс (геометрия) Атансян. Содержание учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год. Использую серию учебных пособий КИМ по предмету. Эти пособия, по моему мнению, эффективны для проведения тематического контроля в тестовой форме, что способствует подготовке учащихся уже начиная с 5 класса к сдачи ГИА ЕГЭ. По геометрии эффективно использую серию пособий: решение задач на готовых чертежах, поскольку, по моему мнению, в учебнике недостаточно задач для отработки навыков чтения чертежей, особенно в 7 классе, когда учащиеся только начинают изучать геометрию. Стараюсь следить и использовать в работе новинки методической литературы для организации внеурочной деятельности, проведения недели математики, подготовки учащихся к олимпиадам. С целью улучшения качества усвоения материала1-2 раза в неделю практикую использование в виде задания на дом индивидуальные карточки на печатной основе, которые составляю сама.

Согласно исследованиям, проведенным в области внедрения научных достижений в содержание школьного математического образования, период времени между появлением нового научного открытия или новой социальной идеи и началом их систематического изучения в школе неуклонно сокращается. Практика показывает целесообразность факультативного изучения последних достижений науки в школе в рамках работы над проектами, исследовательскими работами и т.д. Последние десятилетия роль математики отмечена её бурным вторжением во все сферы науки и практики. Роль математики, как орудия моделирования процессов окружающей нас действительности, возросла многократно. Например, в своей работе мы с учащимися нередко обращаемся к лекциям и проектам «Математические этюды» талантливого мастера популяризации математики Н. Н. Андреева, которые, благодаря нацпроекту «Образование», доступны в сети Интернет. Разработка Андреева – подлинно инновационный продукт в технологии распространения научных знаний посредством популяризации достижений математики и научно-технического прогресса.

В то же время школьная математика никогда не сможет угнаться за развитием науки, да и не нужно этого делать. Следует помнить о том, что наша массовая школа является общеобразовательной.

Роль информатизации в образовании в современных условиях огромна. Ребенок рождается и уже видит вокруг себя: телевизор, компьютер, принтер, интернет, и др. За последние годы произошел коренной перекос в сторону информатизации жизни всего общества, а, следовательно, и образовательного процесса. Без компьютера, ИКТ уже невозможно представить себе современного человека, современное образовательное учреждение. Применение ИКТ на уроке делает урок более динамичным, насыщенным, ярким, что заставляет каждого ученика активно работать, способствует развитию познавательного интереса, мотивирует к участию в работе всех групп учащихся, формирует информационную компетенцию.

Применять ИКТ можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, организации устного счета, изучении нового материала, закрепления ЗУН, для проведения разных видов текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы с сиюминутной проверкой.

Внедрение ИКТ в преподавание математики я начинала с накопления печатных дидактических материалов (карточки для контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.), использования учениками Интернета для поиска информации для выполнения творческих, проектных работ, практических и лабораторных работ. Использую в своей работе диски из школьной медиатеки: «1С Математика 5-11 классы. Практикум», «Компьютер на уроках математики» (5-6 класс; 7-11 класс), «Мультимедийное пособие по математике 5-6 класс» (алгебре 7-9, геометрии 5-9 класс), «Демонстрационные таблицы по математике 5-6 класс», «Демонстрационные таблицы по геометрии 7-11 класс»; «Алгебра: раздаточный материал», «Математические загадки» (для внеклассной работы) и другие диски, а также ресурсы сети Интернет, ЭОР и ЦОР. Эти материалы я использую не в готовом виде, а перерабатываю их, а также создаю собственные презентации к урокам с помощью программы Microsoft Power Point. Урок с использованием презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период, что позволяет экономить время на уроке. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Не надо забывать об ограничениях СанПин применения ИКТ на уроках.

ИКТ является неотъемлемой частью образовательного процесса и активно используется, любым современным учителем, не только в учебной деятельности, но и во всех направления работы образовательного учреждения, что способствует повышению качества образования, скорости передачи информации.

Систематически веду работу с одаренными учащимися. Для одаренных учащихся необходим особый подход. Их необходимо обучать не только фактам, алгоритмам, а идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Использую индивидуальный подход к одаренным учащимся при составлении карточек-заданий (тестов, самостоятельных, домашних работ и прочее), а также даю простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся (творческие задания, исследовательские работы, проектные работы, научно-практические работы) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. В работе с одаренными использую технологию проектного обучения, в сочетании с технологией проблемного обучения, и методикой обучения в «малых группах». Работаю в рамках математического кружка (подготовка ученических проектов, исследовательских работ, участие в районных конкурсах, проведение ученических конференций и т.д.).

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Я считаю, что обучение математике в школе должно иметь своей главной целью не передачу некоторой суммы знаний, а развитие способностей к получению математических знаний с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося.

Применение математической теории к решению прикладных задач - еще одно направление формирования мировоззрения учащихся о месте и роли математики в общественной практике людей. Я считаю, что через решение прикладных задач реализуется политехнический принцип обучения математике. Целенаправленное использование прикладных задач способствует ориентации учащихся на различные профессии, осуществлению связи обучения математике с жизнью. В практике работы школы используются различные педагогические приемы: составление прикладных задач на материале, собранном в процессе экскурсии на производственное предприятие; использование календаря профессиональных праздников; тематическая подборка задач в соответствии с этим календарем; краткие вступительные беседы о той или иной профессии, предваряющие решение прикладных задач, и т. д.

Говоря о современных приложениях математики к решению практических задач, нельзя обойти роль электронновычислительных машин. Как было отмечено ранее, программа по математике предусматривает привитие учащимся навыков обращения с микрокалькуляторами. В этой связи использование в школе микрокалькуляторов представляет новые возможности для усиления практической направленности обучения математике. Особенно эффективным и оправданным является применение микрокалькулятора в тех случаях, когда требуется высокая точность вычислений, причем эта точность не может быть обеспечена другими средствами вычислений (например, четырехзначными математическими таблицами).

Мне бы хотелось остановиться на существующих учебных программах.

Мордкович: 7класс Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач. Данная программа позволяет развить вычислительные и формально – оперативные алгебраические умения до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физики, химии, информатики), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьника.

8, 9 классы: Курс характеризуется изучением свойств и графиков элементарных функций, умением использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; развитием логическое мышление и речь — умения логически обосно­вывать суждения, проводить несложные систематизации, приво­дить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллю­страции, интерпретации, аргументации и доказательства; умением сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реаль­ных процессов и явлений.


Макарычев: 7 класс. В своей совокупности курс отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах. выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


  1. класс: данная программа помогает овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучить смежных дисциплин, продолжения образования; формировать качества личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


  1. класс: продолжение 8 класса также развить вычислительные и формально-оперативные алгебраические умения до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоить аппарат уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществить функциональную подготовку школьников. В ходе изучения курса обучающиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.



Алимов 7 класс: Одним из главных достоинств данной учебной программы является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. При изучении этого компонента обогащаются представления о современной картине мира и методов его исследования, развиваются представления о числе и роли вычислений в человеческой практике, используются функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей. Важным достоинством этого компонента является формирование функциональной грамотности умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.

8 класс: Курс алгебры 8 класса важное звено школьного математического образования. Основой целеполагания, которая очень ярко отражена в данном учебном пособии, является обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» к «межпредметным результатам». Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования.

9 класс: имеет следующие достоинства: овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической     деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни; формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.


Учебник ''Геометрия, 7-9'' Л.С. Атанасян и др. сочетает в себе простоту и строгость изложения, он вполне доступен для самостоятельного изучения предмета учеником. Учебник содержит 14 глав и 2 приложения, посвященных аксиомам геометрии и истории ее развития. Последняя глава является введением в стереометрию, она знакомит учащихся с объемов и площадей. В учебнике хорошая система задач, включающая более 1300 задач разного уровня сложности. Это позволяет вести дифференциальную работу с учащимися с учетом уровня их математической подготовки.

Профессия учителя – одна из наиболее тяжёлых и сложных, во-первых, потому что настоящий учитель должен сам постоянно учиться, чтобы не закоснеть окончательно в рутине жизни. Учиться своему предмету, чтобы быть постоянно в курсе всех новых веяний в науке. Учиться, опять же, искусству общения с детьми, преодолевать нестандартные ситуации, возникающие в школе чуть ли не каждый день. Во-вторых, он работает с детьми, маленькими, но сообразительными существами. Он их не только обучает, дает знания по какому-либо предмету, но, самое главное, воспитывает их. Воспитывает ежедневно, ежечасно, не только словами, но и своими поступками, своими привычками, своим внешним видом. И так как это не сиюминутный процесс, который можно проконтролировать одноразовым усилием воли, а постоянное длительное действие, то педагог должен быть интеллигентным человеком до мозга костей, чтобы его поступки, могущие служить примером для подражания, были бы совершенно естественны и органичны для него самого.

Учитель – воспитатель того гражданина, в котором нуждается страна. Именно поэтому после переворотов и революций вновь приходящие к власти первым делом избавлялись от учителей, работавших при старом режиме. Видя в них потенциальную, но грозную опасность появления новых непримиримых противников существующего строя.

И своё эссе мне бы хотелось закончить знаменитыми словами Конфуция: «Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика»!!


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Моисеева Евгения Сергеевна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепцией обучения предмету математика "
    ["seo_title"] => string(111) "tvorchieskaia-rabota-v-formie-essie-s-opisaniiem-sobstviennoi-kontsieptsiiei-obuchieniia-priedmietu-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "182367"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425497923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства