kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Воспитательный аспект теории деятельности на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья отражает значимость применения теории деятельности  в современном образовании и воспитании. Приводятся конкретные приемы теории деятельности, применяемые на уроках математики и их влияние на формирование личности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Воспитательный аспект теории деятельности на уроках математики»»

«Воспитательный аспект теории деятельности

на уроках математики»

Я услышал и забыл, я увидел

и запомнил, я сделал и понял”.

Чарльз Бебидж

Понятие «воспитательное пространство» сравнительно недавно вошло в педагогический словарь. Именно пространство – возможность для перемещений или действий внутри него; из каждой точки открывается новый ракурс; оно может быть неоднородным, многообразным в зависимости от элементов, наполняющих его. Эти качества присущи и воспитательному пространству.

Воспитательное пространство нельзя создать по команде сверху, оно возникает в атмосфере сотрудничества учителя и учащихся.

На мой взгляд, основное направление деятельности учителя – открыть для ребенка радость познания, дать простор для самостоятельного поиска ответов, создать атмосферу исследования, т. е. выработать внутреннюю мотивацию – это как раз тот «витамин» которого часто не хватает школе.

Внутренняя мотивация является компонентом теории деятельности, это вид человеческой активности, направленный на познание и преобразование окружающей действительности, побуждаемый потребностями, ориентируемый на образ будущего результата, регулируемого сознанием, определяющий отношение субъекта к реальной действительности, к обществу.

Теория деятельности позволяет с единых позиций рассматривать проблему взаимоотношения индивидуального сознания и окружающей действительности, проблему психических свойств, способностей, развития мышления, проблему формирования личности, взаимосвязь процессов обучения, воспитания и развития.

Деятельность порождается мотивами – предметами потребностей. Потребность, нашедшая способ ее применения, становится мотивом. Так, понимание социальной значимости образования ориентирует на деятельность обучения, самообразования, общения. Учитель, организуя деятельность обучения, воспринимая учащегося

как личность, заботится о мотивации предстоящей деятельности.

Теория деятельности позволяет по-новому подойти к проблеме развития личности в процессе обучения. Развитие личности при этом понимается как саморазвитие, имеющее место в жизненных отношениях индивида в результате преобразующей его деятельности. Деятельность – основное условие и средство развития личности.

Личностью ребенок становится в качестве субъекта общественных отношений, возникающих в деятельности. Иерархия деятельности образует ядро личности. За иерархией деятельности стоит иерархия мотивов. В процессе деятельности рождаются межличностные отношения, играющие решающую роль в развитии личности.

В процессе обучения необходимо учитывать учащегося, как личность, включенную в деятельность обучения, имея в виду, что мыслит не мышление, а личность. Главное здесь в том, чем становиться процесс обучения для ученика, какое место занимает познавательная деятельность, чем мотивированна эта деятельность, отвечают ли цели действий мотивам, привлекательна ли для ученика сама деятельность, какие отношения сложились в процессе деятельности между участниками процесса обучения: учителем и учеником, учениками и учителем, между учениками.

Но как создать на уроках атмосферу увлеченности, открытия , как внести в жизнь детей азарт ученых – первооткрывателей?

Представь холм, на нем замок, из которого ведет множество путей. А за замком Вселенная. И можно выйти на эту дорогу и пойти по ней, и познать эту Вселенную. И можно выйти на другую дорогу и познать Вселенную…

Надо постараться найти свой путь и научиться уважать другие пути. Потому что пространство мудрости находится на определенной высоте, на которую можно подняться и через математику, и через астрономию, и через химию…

На уроках и вне их нужно показывать учащимся высоты, к которым дорога идет через познание, увлекая глубиной, масштабностью и проникновенностью. Хорошо помогает принцип удивления, создания проблемной ситуации, парадоксов, решение которых станет открытием для ребенка. Известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивление. Большие возможности для создания проблемных ситуаций предоставляет нарушение естественного порядка изложения материала, использование опережающих задач. При этом желательны занимательная форма предъявления таких задач, практическая значимость их решения. Например, изучение бесконечной геометрической прогрессии можно начать с вопроса: «Можно ли съесть бесконечное число кусочков торта?» Диспут по этому вопросу завершится при изучении теории. Интерес на уроке гарантирован.

Вместо того чтобы вначале рассмотреть теорию, а затем возможные её применения на практике, учащимся можно предложить задания по обоснованию принципа действия различных приборов и устройств, использующих эту теорию. Например, перед изучением признака перпендикулярности прямой и плоскости можно попросить учащихся объяснить, почему, устанавливая столб, его вертикальность проверяют с двух различных точек, не лежащих на одной прямой с основанием столба.

Как правило, в школьных задачниках предлагаются задачи, которые имеют определенные условия и требования. При решении практических задач так не бывает. Условия и требования чаще приходится конструировать самим решающим. И в школе полезно предлагать ученикам неполные и неопределенные задания, которые побуждают к глубокому анализу имеющихся условий, осознанию структуры задачи и выбору альтернатив. Такие задачи могут быть получены из обычных путем снятия или добавления одного или нескольких условий, постановкой требования , противоречащего данным. Таким образом, возникает свобода выбора и его мотивация, учение превращается в увлекательный процесс.

Например, при возникновении оригинальных идей, ссылаюсь на них при работе с другими классами, называя фамилию ученика – автора идеи, такое отношение к мнению ученика повышает его самооценку, побуждает к дальнейшему творчеству, а процесс познания становится живым делом.

Активизировать работу учащихся на уроке помогают задачи с практическим содержанием или хотя бы со смысловым ответом. Например, решив уравнение, вы узнаете, какова вероятность того, что через 10 лет наступит всемирное потепление.

Каждая тема содержит простые, типовые средней сложности и оригинальные нестандартные задачи. Простые задачи, решаемые по шаблону, исключают творчество, поэтому их решение на уроках свожу к минимуму, чаще предлагаю нестандартные задания для работы в группах, соответствующие уровню подготовки данного класса.

Очарование заключается в самом моменте возникновения мыслей, в живости реакций, непосредственности реплик, в перекрестном огне соображений и выражений.

Поощряю любую идею, а не только результат. Например, часто ребята спрашивают: «Правильно ли я начал решать?» На что я отвечаю: «Я решала иначе, но, возможно, твоя идея приведет к более оригинальному решению». Позже рассматриваем всевозможные решения и обсуждаем достоинства и недостатки каждого из них. Самостоятельное решение любой нестандартной задачи, условие которой не ориентируется на способ решения, а в имеющемся опыте нет готовых схем решения для неё, даёт простор исследовательской деятельности учащихся.

Эстетический вкус повышает общую культуру учащихся. Формированию эстетического вкуса способствует решение геометрических задач. При этом

1. Условие задачи должно быть интересным, чертеж к ней красивым. 2. Задача может устанавливать интересный факт, порой неожиданный.

3. Такая задача должна обладать большой степенью общности.

4. В решении задачи обязательно нужно спрятать « изюминку», чтобы оно

было наглядно и удивительно просто.

5. Использование задач с многовариантным решением.

Трудно переоценить элементы сотрудничества на уроках.

Например, при закреплении нового материала и повторении, использую работу в группах обучающего и контролирующего характера. Налицо общение ребят, содружество, сопереживание, соперничество, сотрудничество, соотнесение, соизмерение. При решении заданий нового типа учащиеся работают на местах самостоятельно, правильно решившие задание получают «+» в тетради, встают со своих мест и помогают остальным ребятам. Такая форма работы способствует формированию трудолюбия, терпения, повышает самооценку учащихся.

Поощряю детей, задающих вопросы, работу учеников стараюсь вести под девизом: «Ошибаться не стыдно – стыдно не думать!»

Использую провоцирующие задачи (задачи – ловушки). Провоцирующие задачи – это задачи, содержащие намеки, подталкивающие учащихся на ошибочный путь решения. Они обладают высоким развивающим потенциалом, воспитывают критичность мышления, приучают к анализу воспринимаемой информации.

Примеры:

1.У куба 8 вершин, если одну из них отпилить, сколько вершин будет?

2. Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?

3. Постройте прямоугольный равнобедренный треугольник, у которого сумма катетов в 2 раза больше гипотенузы.

Как известно, «математика ум в порядок приводит», т. е. развивает логическое мышление. В реальной жизни человек может просчитать и проанализировать ситуацию на несколько ходов вперед, это поможет избежать ошибок, правильно оценивать ситуацию, хорошо разбираться в людях, соизмерять свои амбиции с реальностью, ставить перед собой четкие цели.

Важно также отметить, что никакие передовые методы работы не достигают цели, если у учителя нет контакта с учениками.

Рекомендуемые правила:

    • Знать психологические особенности учащихся и считаться с ними;

    • Уважать мнение ученика;

    • Наказывать не за ошибки, а за бездействие ;

    • Сравнивать результаты ученика только с его прошлыми успехами

    • Проблемы по возможности решать с самим учеником, а не с его

родителями;

    • Осуждать, если это необходимо, поступок, а не личность.

    • Пресекать попытки высмеивать неправильные ответы соучениками.

    • Создавать на уроках атмосферу комфортности и доброжелательности.

    • На мой взгляд, глобальная цель образования состоит в том, чтобы научить воспитанника ориентироваться в жизни, помочь найти свое место в ней, понимать и принимать жизнь во всем ее многообразии, со всеми печалями и радостями.

Свою главную учительскую и человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой личностью.

Достижение этих целей и решение поставленных задач невозможно без сформированной внутренней мотивации.

Итак, из выше изложенного следует, что внутренняя мотивация является мощным двигателем в обучении, её наличие обеспечивает самостоятельно совершаемый встречный процесс ученика, усиливает эффект воспитания, развития. Ей подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Взаимодействуя с социальными мотивами, мотивом самовоспитания, познавательный интерес обогащает личность.

При устойчивой внутренней мотивации развиваются все стороны психики: восприятие, мышление, память, воля, воображение.

Высшим проявлением внутренней мотивации является проявление его как качества личности. Постоянно имеющий место интерес к познанию, взаимодействуя со способами поведения, с различными сторонами личности, становится чертой характера. Такая черта характера определяет поисковую, творческую направленность любого вида познавательной деятельности, стремление к познанию внутренней сущности окружающих процессов.

Теория деятельности позволяет построить управляемый процесс формирования различных интеллектуальных умений, составляющих ядро развитого интеллекта, развитого мышления, связав важные положения психологии, педагогики и методики воедино.




























средняя школа №5











Статья в педагогическом интернет-журнале «Коллеги»




Тема: «Воспитательный аспект теории деятельности

на уроках математики»













Кудрявцева Наталья Викторовна

г.Костанай

2010г


8

Кудрявцева Н. В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья «Воспитательный аспект теории деятельности на уроках математики»

Автор: Кудрявцева Наталья Викторовна

Дата: 23.05.2021

Номер свидетельства: 581297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Список литературы для реферированного каталога научно-методической литературы "
    ["seo_title"] => string(88) "spisok-litieratury-dlia-riefierirovannogho-katalogha-nauchno-mietodichieskoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "236080"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443957625"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
2260 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1120 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства