kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование ИКТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся даёт возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование ИКТ»»










Статья «Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование ИКТ»


Учитель математики Борисенко Людмила Борисовна

Жолымбетская средняя школа № 1, Акмолинская область

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности:

♦ вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
♦ совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
♦ широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
♦ свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Одной из ведущих потребностей, в том числе личности ребенка, является потребность в самореализации. Она выступает внутренним стимулом человеческой деятельности. Создание условий для развития личности, способной к самореализации – основная задача современной школы. Личностно-ориентированный подход в обучении является наиболее эффективным в создании необходимых условий для для полноценного развития личности. Так как в его основе заложены гуманистические идеи , сотрудничества, диалога, индивидуализация полноценного развития личности. Введение личностно-ориентированного обучения в учебный процесс подразумевает индивидуальную деятельность учителя по проектированию учебной деятельности и ее практической организации на уроках математики с учетом личностных возможностей учащихся.

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся даёт возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие. Основная задача современного образования не столько давать ученику знания, сколько научить получать эти знания. Подготовка к непрерывному образованию, к обучению в высших учебных заведениях обязательно предполагает развитие навыков самостоятельной и групповой работы, умения пользоваться дополнительной литературой, электронным и информационно-коммуникативными системами и другими источниками информации, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, проникать в суть проблемы и добиваться ее решения.

Ещё до появления ИКТ ученые выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала , если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Средства мультимедиа включают в себя несколько способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликации и видео) и звук, а значит, налицо явное преимущество электронных средств обучения против традиционных.
Уроки математики обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании современного урока математики с использованием ИКТ:

  • содержание обучения опирается на ранее изученное и подготавливает базу для усвоения новых знаний;

  • большое внимание уделяется развитию у учащихся логического мышления, умения рассуждать и доказывать;

  • математика служит опорным предметом для изучения некоторых других дисциплин;

  • теоретический материал осознается и усваивается в процессе решения задач.

ИКТ могут использоваться на различных этапах урока: проверка домашнего задания, организация фронтального опроса, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля. Каждый этап урока требует детальной проработки. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств:

  • на уроке изучения нового материала нужна демонстрация, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;

  • на уроке закрепления целесообразно использовать контролирующие программы (тесты, тренажеры), где учащиеся закрепляют полученные знания и навыки по данной теме;

  • на контрольном уроке учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил материал.

В ходе разработки компьютерного урока следует выделить следующие этапы:
1. Постановка задач, активизирующих учебную деятельность

а) Анализ содержания урока на возможность использования информационных технологий с целью оптимизации учебной деятельности;

б) прогнозирование результатов деятельности, организованной посредством информационных технологий.

2. Подбор материала, обеспечивающего решение учебных задач посредством ИКТ.

3. Выбор средств ИКТ, отвечающих поставленным задачам:

а) соотнесение функциональных возможностей средств информационных технологий с целями деятельности;

б) определение условий использования средств информационных технологий. 4. Составление и анализ алгоритмов (последовательности действий со строго определенными правилами выполнения).

5. Получение результатов, анализ

Урок может проводиться в компьютерном классе, или в кабинете, оборудованном интерактивной доской. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 8-9-х классов 25минут, 10-11-х классов – 30 минут.

Работа учащихся в классе может быть:

• Фронтальной - просмотр видео фрагментов, наблюдения за изменениями объектов;

• Индивидуальной - выполнение практических работ, решение задач;

• Групповой (группы по 2-4 человека)- выполнение учебного проекта.

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:

• актуализация (повторение учебного материала);

• формирование знаний, умений, навыков;

• применение учебного материала на практике, проверка уровня усвояемости.
Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. (И. Кант, немецкий философ, 1724-1804 гг.). Я приведу примеры использования ИКТ на своих уроках математики. Я практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия, флипчарты по темам. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Использование презентационных материалов на уроках математики помогает рационализировать формы преподнесения информации (экономии времени на уроке), повысить степень наглядности, получить быструю обратную связь, активизировать познавательную деятельность учащихся, реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Этому примером могут служить различные открытые уроки по математике на декадах естественно-математического цикла, творческие и поисково-исследовательские разработки и презентации учащихся и т.д. на котором учащиеся принимали активное участие и показали хорошие теоретические и практические знания и навыки. Например, серия уроков в 7 классе по теме: «Признаки равенства треугольников» с использованием флипчартов, интеллектуальные игры – презентации для 5-6 классов, уроки по геометрии с использованием программы «Живая математика».

Для реализации основных идей использования ИКТ на уроках математики полезно пройти дистанционные курсы «Живая математика», «EXCEL учителю математики» и «Навигатор по порталу» на сайте творческих учителей, кроме этого спецкурс «Методика работы с интерактивной доской», изучить программы Advanced Grapher (построение графиков функций) и CROSWORD (позволяет быстро составить кроссворд по любой теме и в игровой форме проверить знания учащихся).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борисенко Людмила Борисовна

Дата: 05.06.2017

Номер свидетельства: 420582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1730 руб.
2660 руб.
1260 руб.
1940 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1630 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства