kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Современные образовательные технологии в процессе преподавания математики""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждое время диктует свои законы - это уже аксиома. Как и то, что школа всегда выполняет заказ общества. Нужны обществу послушные исполнители чьей-то воли, чьих-то планов - получите классно-урочную систему, где не только парты строго стоят в три ряда. Где структура урока раз и навсегда заведенная: повторение, изучение, закрепление. Где главной инструкцией учителя становится «Слушай меня. Делай, как я». Где главная функция учителя-контроль. А главный прием обучения - соревнование. Где индивидуальный подход означает лишь деление детей по уровню знаний, а точнее даже по уровню освоения учебным материалом а воспитательные цели ставятся лишь на бумаге - потому что требуют... И заканчивает школу огромная масса середнячков-троечников, привыкших к мысли, что математика или физика... не для них, что на многое они не способны, а успех - в четком исполнении инструкций и соответствии кем-то разработанным критериям. Если же общество стремится к открытости, строит демократические взаимоотношения, демонстрирует значимость и ценность каждого, то и педагогические приемы в школе, стиль взаимоотношений, роли всех участников учебно-воспитательного процесса не могут не измениться. Изменения уже пришли в школу. Применение новых педагогических технологий поощряется в рамках проводимой в настоящее время аттестации учителей. Да и поощряются из созданных Директорских фондов школ творческие учителя «за высокую результативность педагогической работы, успешное применение учителем передовых методов и педагогических технологий, внедрение современных форм учебно-воспитательной работы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Современные образовательные технологии в процессе преподавания математики"" »

Каждое время диктует свои законы - это уже аксиома. Как и то, что школа всегда выполняет заказ общества. Нужны обществу послушные исполнители чьей-то воли, чьих-то планов - получите классно-урочную систему, где не только парты строго стоят в три ряда. Где структура урока раз и навсегда заведенная: повторение, изучение, закрепление. Где главной инструкцией учителя становится «Слушай меня. Делай, как я». Где главная функция учителя-контроль. А главный прием обучения - соревнование. Где индивидуальный подход означает лишь деление детей по уровню знаний, а точнее даже по уровню освоения учебным материалом а воспитательные цели ставятся лишь на бумаге - потому что требуют... И заканчивает школу огромная масса середнячков-троечников, привыкших к мысли, что математика или физика... не для них, что на многое они не способны, а успех - в четком исполнении инструкций и соответствии кем-то разработанным критериям. Если же общество стремится к открытости, строит демократические взаимоотношения, демонстрирует значимость и ценность каждого, то и педагогические приемы в школе, стиль взаимоотношений, роли всех участников учебно-воспитательного процесса не могут не измениться.

Изменения уже пришли в школу. Применение новых педагогических технологий поощряется в рамках проводимой в настоящее время аттестации учителей. Да и поощряются из созданных Директорских фондов школ творческие учителя «за высокую результативность педагогической работы, успешное применение учителем передовых методов и педагогических технологий, внедрение современных форм учебно-воспитательной работы».

Только вот кажется многим учителям, что рекламируемые новые методы обучения хороши лишь на уроках общественного и гуманитарного циклов. Что применять групповую работу на уроках, например, математики можно лишь по праздникам...Что специфика предмета такова, что двух мнений быть не может, а стандарты столь высоки, что качество знаний учащихся в принципе не может быть высоким. Вот и получается, что выкладываются наши учителя у доски, объясняя, показывая, доказывая и ссылаясь на свойства и аксиомы. А ученики слушают (или делают вид, что слушают), а потом мучаются, прикладывая на контрольной транспортир не той стороной, путая плюсы и минусы, не там ставя запятые... Беда, если школа становится большим театром, где школьники приходят посмотреть, как работает учитель.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Возьмем самый простой вид групповой работы - работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.» предложите учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и поставить перед соседом по парте ту или иную задачу на умножение. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени КАЖДЫЙ ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем: и округление десятичных дробей, и выполнение различных действий с десятичными и с обыкновенными дробями, а также чисел с разными знаками, сокращение дробей, нахождение процентов, применение формул сокращенного умножения, задач на построение, например, суммы и разности векторов. Состав пар можно, конечно, менять, совсем не обязательно, чтобы это были ученики, сидящие за одной партой. Ученики могут даже перемещаться по классу, свободно выбирая себе партнеров и работать с той скоростью, которая именно им необходима.

Очень полезно после выполнения упражнения обсудить с ребятами, что они чувствовали во время выполнения упражнения, улучшились ли их знания по теме, кто помог им в этом, приходилось ли им самим оказывать помощь кому-либо, чьи ответы их порадовали, потому что были аргументированы и правильны. Эти несложные приемы позволяют создать в классе более дружелюбную обстановку, где атмосфера занятости делом и взаимопомощи напрямую влияет на улучшение знаний каждого учащегося и повышение эффективности обучения. Парная работа способствует формированию у всех учащихся навыков владения диалогом. Трудно переоценить и такое качество, как умение находить поддержку, получить консультацию, ведь эта способность - самому доучиваться - остается с человеком на всю жизнь.

Полезным на уроках математики может быть и работа в группах из 4-6 человек. Каждая группа учащихся при этом получает свое задание в рамках проходимой темы. Например, в рамках темы «Проценты» одни из групп решают задачу на нахождение процента от числа, другие - числа по его процентам. На первом этапе каждая группа досконально разбирается с решением предложенной задачи, все ученики не только записывают решение в свои тетради, но и готовятся объяснить это решение другим группам. На втором этапе урока состав групп меняется таким образом, чтобы в каждой группе оказались ученики, решающие ранее разные задачи. И теперь каждый ученик рассказывает в новой группе условие своей задачи, разъясняет решение и контролирует, чтобы все ученики правильно оформили его в тетрадях. Конечно, учителю надо в начале урока рассказать о своих ожиданиях действий учащихся. Зная заранее, что каждому предстоит презентовать наработку своей группы, несомненно, каждый из учеников класса будет более заинтересовано принимать участие в решении задачи на первом этапе. Кроме этого каждому ученику в классе предоставляется возможность получения консультаций по всем темам изученного раздела, что бывает очень полезно на этапе подготовки к контрольной работе. А в рамках подготовки к итоговой аттестации каждая группа на первом этапе может разобрать (по опорной схеме учителя) теоретический вопрос одного из билетов, а к концу второго этапа у каждого ученика будут не только конспекты по теории 5- 6 билетов, но и, что важнее, понимание этой теории. Ведь выслушав ученика, задав ему вопросы, уточнив, то, что непонятно и сделав конспект в тетради, ученик, несомненно, усвоит этот материал лучше. Его задачей останется запомнить формулировки и приемы доказательства теорем. Конечно, чтобы работа в группах проходила именно так и достигала поставленных целей, а не стала пустым времяпрепровождением, и учитель должен владеть методикой групповой работы, а этому тоже можно и нужно учиться. И ученики должны знать, что выполнение контрольных работ - будет их исключительно индивидуальной и самостоятельной работой, а групповая работа предоставляет им новые реальные возможности подготовки к ней.

Трудно переоценить возможности групповой работы для развития речи учащихся. А ведь это нужный и важный момент и наиболее трудный для реализации учителем. Ведь одно дело - слушать, как отвечает кто-то, проговаривать хором, другое - говорить самому. И именно работа малых групп предоставляет такую возможность КАЖДОМУ ученику. Например, изучая свойства четырехугольников, можно разбить класс на группы из 4 человек, а для этого достаточно, чтобы ребята, сидящие за партой, повернулись лицом к своим соседям сзади. В каждой группе ребята по очереди называют то или иное свойство различных четырехугольников. Или по очереди начинают фразу-свойство или определение, а сосед сгтраза ее заканчивает...Возможно, ребята получат составленный учителем список опорных вопросов по пройденном}" материалу, и будут задавать любой из этих вопросов сначала по кругу - соседу, или сидяшему напротив, по диагонали... потом любой из вопросов любому участник} группы, потом - самому себе. Таким образом, все будут иметь возможность и проговаривать, и слушать математические фразы, и уточнять то, что. возможно вызывает затруднения, и говорить о том, что понятно, приобретая позитивный опыт, переходя от простого к сложному, чувствуя себя равноправным и самодостаточным участником учебного процесса. Благо, что тем в математике для подобных упражнений очень много.

«С места в карьер», вот так сразу такая работа может и не получиться. Чтобы работа была эффективной, ученикам надо помочь выработать следующие навыки:

• читать вполголоса так, чтобы самому понимать текст и чтобы партнеры его понимали;

• говорить - вполголоса, но внятно;

• слушать внимательно партнера, который читает или говорит, помогая ему исправить свою речь или точно сформулировать свою мысль;

• задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;

• писать разборчиво;

• управлять процессом работы и пары, и группы;

• вести учет и контроль.

При правильной организации и системности работы ученики приобретут не только опыт конструктивного общения, сформируют коммуникативные навыки, что само по себе очень важно, но и приобретут более качественные знания по предмету. Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь - это путь из маленьких шажков к успеху. Еще древние говорили, что «руководить - это приводить к успеху других». Так давайте же мы, умные и мудрые учителя, постараемся стать хорошими руководителями учебного процесса в классе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Анафиева Ремзие Ягьяевна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс"
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-vniedrieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "249626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446924670"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761021"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(134) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "300592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761029"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1920 руб.
2400 руб.
1660 руб.
2070 руб.
2000 руб.
2500 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства