Как помочь разным детям?
Хочу поделиться опытом в работе с разным уровнем обучаемости детей.
Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, на мой взгляд, следующие: 1)задержка в психическом развитии;2) невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала; 3) большое количество пропусков по болезни; 4) перегрузка домашним заданием.
Остановлюсь на некоторых из них.
К детям с задержкой в психическом развитии следует отнести детей с замедленным умственным развитием или со слабым умственным развитием. Что скрывать, с такими детьми приходится работать в обыкновенном классе. А ведь эти дети возбудимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому необходимо создать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своём умственном развитии, исключить всякое унижение и призрение по отношению к этим детям.
Предлагаю несколько приёмов:
1. Самый удобный способ проверки таких учащихся- это карточки различного вида. Но при такой форме опроса необходимо дать ещё ряд карточек и другим учащимся(задания дифференцированные), чтобы у класса создалось впечатление, что проверяется по теме целая группа ребят.
2. Помогают в работе с такими учащимися карточки взаимного контроля, который может быть проведён и по теоретическим вопросам, и по практической части. Например, для проверки умений и навыков работы с обыкновенными дробями класс разбивается на пять групп. Одна группа проверяет умение складывать, другая – вычитать, третья - умножать, четвёртая- делить, пятая- решать примеры на все действия с дробями. Каждый учащийся группы получает от учителя карточку с заданиями и контрольную карточку, в которой указывается фамилия ученика, номер его группы и его оценка за выполненные задания. Для каждой группы проводится консультация учителя по заданиям карточки, проверяется решение заданий. Затем каждый ученик обязан проверить умение решать задание его карточки у четырёх человек- у одного учащегося каждой из оставшихся групп и оценить их задания. Итак, каждый ученик получает по пять оценок- одну у учителя и четыре у товарищей. Заполненные карточки сдаются учителю, результаты сводятся в общую ведомость.
3. Эффективна « цепочная» отработка практических навыков при изучении нового материала. Суть её заключается в том, что решение новых примеров комментируется учениками по цепочке. При этом исправлять решение имеет право только учитель.
Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала. Одна из проверенных форм работы с учащимися в этом случае- подготовительные консультации перед изучение новой темы.
Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующие формы работы с ними:
1. Парные диалоги с целью проверки теоретических знаний. В начале урока в течение пяти минут учащиеся, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга знание изученного теоретического материала. Они отвечают на вопросы, исправляют друг друга, оценивают.
2. Работа в группах. При отработке практических навыков по какой- либо теме, создаются смешанные по силе группы. Работа ведётся методом обсуждения. В конце урока в группе обсуждается участие в работе каждого ученика и ему выставляется соответствующая оценка.
3. При проверке домашнего задания ошибки исправляются учителем и обязательно комментируются.
Если отрабатываются сложные темы, учащиеся оставляют широкие поля для рецензии ошибок. Если задание не получается, учащийся ставит знак вопроса, а учитель решает это задание прямо в тетради ученика.
Если ребёнок пропустил уроки по болезни, то ему необходимы послеурочные консультации.
Но я в обязательном порядке использую метод « контрольных карт». После болезни ученик получает контрольную карту с вопросами и заданиями по пропущенной теме.
Конечно, при всей перегрузке учителей очень сложно найти время для дополнительных занятий. Но я думаю, что повторению можно уделить вниманию на 1-2 уроках внутри каждой темы. Это будет дополнительная помощь и слабым, и болевшим детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья " Как помочь разным детям?"»
Как помочь разным детям?
Хочу поделиться опытом в работе с разным уровнем обучаемости детей.
Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, на мой взгляд, следующие: 1)задержка в психическом развитии;2) невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала; 3) большое количество пропусков по болезни; 4) перегрузка домашним заданием.
Остановлюсь на некоторых из них.
К детям с задержкой в психическом развитии следует отнести детей с замедленным умственным развитием или со слабым умственным развитием. Что скрывать, с такими детьми приходится работать в обыкновенном классе. А ведь эти дети возбудимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому необходимо создать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своём умственном развитии, исключить всякое унижение и призрение по отношению к этим детям.
Предлагаю несколько приёмов:
Самый удобный способ проверки таких учащихся- это карточки различного вида. Но при такой форме опроса необходимо дать ещё ряд карточек и другим учащимся(задания дифференцированные), чтобы у класса создалось впечатление, что проверяется по теме целая группа ребят.
Помогают в работе с такими учащимися карточки взаимного контроля, который может быть проведён и по теоретическим вопросам, и по практической части. Например, для проверки умений и навыков работы с обыкновенными дробями класс разбивается на пять групп. Одна группа проверяет умение складывать, другая – вычитать, третья - умножать, четвёртая- делить, пятая- решать примеры на все действия с дробями. Каждый учащийся группы получает от учителя карточку с заданиями и контрольную карточку, в которой указывается фамилия ученика, номер его группы и его оценка за выполненные задания. Для каждой группы проводится консультация учителя по заданиям карточки, проверяется решение заданий. Затем каждый ученик обязан проверить умение решать задание его карточки у четырёх человек- у одного учащегося каждой из оставшихся групп и оценить их задания. Итак, каждый ученик получает по пять оценок- одну у учителя и четыре у товарищей. Заполненные карточки сдаются учителю, результаты сводятся в общую ведомость.
Эффективна « цепочная» отработка практических навыков при изучении нового материала. Суть её заключается в том, что решение новых примеров комментируется учениками по цепочке. При этом исправлять решение имеет право только учитель.
Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала. Одна из проверенных форм работы с учащимися в этом случае- подготовительные консультации перед изучение новой темы.
Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующие формы работы с ними:
Парные диалоги с целью проверки теоретических знаний. В начале урока в течение пяти минут учащиеся, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга знание изученного теоретического материала. Они отвечают на вопросы, исправляют друг друга, оценивают.
Работа в группах. При отработке практических навыков по какой- либо теме, создаются смешанные по силе группы. Работа ведётся методом обсуждения. В конце урока в группе обсуждается участие в работе каждого ученика и ему выставляется соответствующая оценка.
При проверке домашнего задания ошибки исправляются учителем и обязательно комментируются.
Если отрабатываются сложные темы, учащиеся оставляют широкие поля для рецензии ошибок. Если задание не получается, учащийся ставит знак вопроса, а учитель решает это задание прямо в тетради ученика.
Если ребёнок пропустил уроки по болезни, то ему необходимы послеурочные консультации.
Но я в обязательном порядке использую метод « контрольных карт». После болезни ученик получает контрольную карту с вопросами и заданиями по пропущенной теме.
Конечно, при всей перегрузке учителей очень сложно найти время для дополнительных занятий. Но я думаю, что повторению можно уделить вниманию на 1-2 уроках внутри каждой темы. Это будет дополнительная помощь и слабым, и болевшим детям.