kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Диалоговое обучение, как аспект формирования успешной личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Данная статья является обобщением опыта использования технологии деятельности на уроках математики, т. е. создания атмосферы исследования, ситуации успеха, результатом которой является раскрытие неисчерпаемого потенциала учащихся, творческих способностей, к потребности  в самосовершенствовании и самореализации - составляющих аспектов успешной личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Диалоговое обучение, как аспект формирования успешной личности" »

ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Кудрявцева Наталья Викторовна

Учитель математики

«Школа-интернат для одарённых детей «ОЗАТ»

Управления образования Костанайской области»



"Успешный человек тот, кто научился

учиться и знает, как изменить себя".

«Успех – это не пункт назначения, это движение».

Т. Фастер

«По велению времени современному обществу нужны специалисты, способные ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, видеть возникающие проблемы и находить рациональные пути их решения; быть способными генерировать новые идеи, творчески и нетрадиционно мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных областях, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня».[1,с.1] Для решения данной проблемы основной приоритетной задачей в системе воспитания и образования становится формирование успешной личности. Следуя принципам, провозглашенным ЮНЕСКО в качестве принципов образования XXI века, на выходе мы должны получить личность, умеющую “познавать, делать, жить, жить вместе”. [2,с.1]

«Приоритет развития личностных качеств учащихся признается многими учеными, педагогами, руководителями образования. Новое тысячелетие, новый век требуют переход на новую философию образования. Заметим, что многие философы называют ХХI век веком «неогуманизма».

Но что кроется за этим общим понятием «Успешная личность»?


Особенность философии «неогуманизма» заключается в том, что она отстаивает «не удовлетворение потребностей, а развитие возможностей и способностей человеческой личности» – подчеркивал великий гуманист ХХ в. А. Печчеи».[3,с.12] Американский психолог А. Маслоу в связи с этим неоднократно отмечал, что образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества. А.А. Леонтьев в своих выступлениях и работах также постоянно говорит о том, что главная задача общеобразовательной школы – целостное развитие личности школьника, и подготовка личности к дальнейшему развитию за стенами школы. Наконец, в Концепции модернизации образования провозглашается, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Перед образованием стоит новая сверхзадача - превратить процесс обучения в активную деятельность, исследование для достижения результатов. Деятельность, при которой каждый учащийся имеет право

выдвигать и опровергать гипотезу;

высказывать и отстаивать свою точку зрения;

соглашаться или не соглашаться с мнением других;

сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы;

моделировать, экспериментировать;

добывать результат путём проб и ошибок,

адекватно оценивать свою и чужую деятельность.

Таким образом, вовлечённый в активную деятельность из урока в урок, изо дня в день, учащийся обретает уверенность в себе, учится критически мыслить, возникает внутренняя мотивация к обучению в целом. Привычка рефлексии урочной деятельности переносится на поступки, учащийся задумывается над своим поведением, осознаёт свои недостатки, ставит перед собой цели по их устранению, выбирает стратегию достижения поставленных целей – а это и есть путь к самосовершенствованию.

Для создания на уроке атмосферы успеха посредством деятельности не нужны приказы из министерства, согласие администрации, одобрение коллег, ведь никто не запрещает делать урок более эффективным, нам можно смело переводить обучение в новое русло, а другие, увидев наши результаты, примкнут к нам, надеюсь, в начале пути.

По велению времени, инновации в образовании, так или иначе связаны с новыми интерактивными методами обучения. Одним из важнейших среди них является диалоговое обучение.

Актуальность использования диалогового обучения обусловлена неразрывной связью мышления и общения. А, учитывая массовое увлечение компьютером, и, как следствие, дефицит общения, ценность данного метода трудно переоценить.

«Диалог - форма речи, состоящая из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Смысл самого диалога – в его результате. Без контакта с другими людьми нет профессионального роста и обучения творческому, профессиональному диалоговому взаимодействию, являющемуся показателем социально-психологической приспособленности человека, уровня его коммуникативной компетентности, что является одной из основных задач современного образовательного процесса.

Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных.»[4,с. 28]

Диалоговое обучение направлено на общее развитие личности обучаемого, его интеллекта. Диалоговое обучение активизирует резерв возможностей личности, вызывает встречную активность, которая возрастает при групповой работе.

Из различных форм диалогового обучения после изучения материалов курсов больше других меня заинтересовало умение задавать вопросы. Дело в том, что вопросы низкого и высокого порядка я использовала в своей практике постоянно, а вот составление вопросов детьми – гораздо реже, не подозревая всей его важности.

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал исследователь интеллекта Дж. Гилфорд.

«А вопрос – это отображение нераскрытости, непредставленности тех предметных отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный процесс». [5,с.6]

Вопросы – это своеобразный мост в неизвестное. Неизвестное может привлекать, а может и отпугивать. Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное.

Ведь, не зря английское слово «question» («вопрос») происходит от слова «quest», что может означать «поиски, связанные с некоторой неопределенностью и даже риском». Происхождение слова «вопрос» (в английском языке) подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. А т. к. неопределенность – это неотъемлемая черта современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным.

Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Некоторые исследователи считают, что иметь представление насколько их ученики умеют думать, можно по тому, как они формулируют вопросы.

Если человек учится и при этом не задает вопросы, значит он не испытывает то состояние познавательного «голода», которое является основой для любой познавательной деятельности.

Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Но поймает ли с его помощью ученик «рыбу» или сам попадётся на крючок? Какие причины влияют на это?

Обычная школьная практика использует одновариантные ответы, что, по мнению психологов, переносится на реальную жизнь и в окружающем мире подростки видят только белое и чёрное. Это приводит к тому, что, если не получается правильно, то дети решаются на крайние меры, не видя компромиссных путей.

Поэтому в школьную практику необходимо включать вопросы с многовариантными ответами, дающие простор для возможных альтернатив. «Хороший вопрос» несёт в себе несколько функций: получение новой информации, уточнение имеющейся, перевод разговора на другую тему, подсказка ответа, демонстрация своей точки зрения, позиции, настройка сознания и эмоциональности собеседника.

Если ученик не может ответить на вопрос, это не страшно. При обучении, также как и в жизни, мы постоянно сталкиваемся с трудностями. Мы для того и учимся, чтобы их преодолевать (и в учебном процессе и в жизни).

Перейдём к практике. Диалоговое обучение при работе в группах, в парах, вопросы высокого и низкого порядка я и раньше использовала на уроках. После детального изучения форм диалогового обучения, я решила проверить, а как мои ученики умеют составлять вопросы. Оказалось, что для многих из них (6,7класс) это очень трудная задача, хотя выполняют они её охотно.

Для устранения трудностей в среднем звене при постановке вопросов я стала использовать таблицу. Прил.№1. Что же произошло? Мои мальчишки из нетерпеливых сорванцов превратились в важных собеседников.

Следует отметить, что ученики с удовольствием откликаются на инновационные методы в обучении: составляют вопросы, рассуждают, смело выдвигают гипотезы, отстаивают свою точку зрения, работают с текстом, выделяют суть, представляют её классу. Поначалу, я разрешала выходить с объяснением новой темы представителям от группы, но, к моему удивлению, никто из ребят не остался на месте.

При наблюдении за работой учащихся в группе на практике я увидела, как их охватывает общая атмосфера диалога, эмоциональное сопереживание, общий психологический настрой. Самостоятельная деятельность внутри группы стимулируют развитие саморегуляции и способствуют формированию адекватной самооценки.

Ясность видения возникла при изучении тех или иных форм обучения через призму физиологических процессов. Их актуальность я апробировала при прохождении практики в школе.

Выполняя поставленные выше задания, учащиеся учились находить информацию, выделять суть, учились классифицировать, сопоставлять, развивать стратегическое мышление, формировали навыки исследовательской работы, рациональность и креативность, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать себя.

Немаловажным также является воспитание творческих способностей, коммуникабельности, артистизма, сопереживания, толерантности, умения себя преподнести, отстаивать свою точку зрения, «слушать и слышать» и одно из главных – умение работать в команде (одна из задач, провозглашенных ЮНЕСКО).

Конечно, задача формирования вышеуказанных качеств, - это кропотливая многолетняя работа, но, если её не начать выполнять сейчас, то и через десять лет наши проблемы не разрешатся сами по себе.

Таким образом получаем последовательность: активная деятельность процесс творчества и реализации способностей деятельность, как потребность самореализация, самосовершенствование, как черта характера само актуализация успешная личность.

"Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя".

«Формирование личности, девизом которой станет “быть” по-настоящему успешной, направленной на самопознание, само актуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой как его основным институтом. Ведь именно за такими личностями будущее».[6,с.21]


Список использованной литературы.

1. Тен Алира Сунтаковна, Внедрение электронного обучения e-Learning в систему образования – один из основных шагов модернизации образования в Республике Казахстан, 2013-1с

2. Тен Алира Сунтаковна, Внедрение электронного обучения e-Learning в систему образования – один из основных шагов модернизации образования в Республике Казахстан, 2013-1с

3. Севрук А.И., Юнина Е.А. Гуманизация и гуманитаризация как методологическая основа инновационных процессов в образовании //Инновации в российском образовании: Общее образование–2000.– М.: МПГУ, 2000.– С. 12–20.

4. Руководство для учителя.

5. Веккер Л. М., 1998,- с. 6

6. Маслоу А. Мотивация и личность/ Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: учебное пособие для высшего управленческого персонала/ Автор-сост. Р.Р.Кашапов. - Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та, 1997,-с.21








Прил.№1

«Умные» вопросы.

«Я принимаю/не принимаю тво ю позицию…»

«Мне нравится/не нравится то, что ты говоришь…»,

«Ты, конечно, прав, но мне хотелось бы услышать…»

«Ты слишком торопишься с выводами…»



Коммуникативная тактика выяснения.

  1. «Уточни, пожалуйста…»

  1. «Не приведешь ли ты еще факты?..»,

  1. «Я не понял, что ты имел в виду…»


Коммуникативная тактика перефразирования

  1. «Другими словами, ты хотел сказать…»

  1. «Иначе говоря…»

  1. «Если я правильно понял…»


Коммуникативная тактика резюмирования

1. «Сказанное тобой означает…»

2. «Если я правильно понял, самое главное в твоем выступлении…»

3. «Если подытожить сказанное тобой…»


Коммуникативная тактика отражения чувств

  1. «Могу представить себе, что ты чувствуешь…»

  1. «Не чувствуешь ли ты себя …»

  1. «Мне тоже пришлось однажды испытать нечто подобное…»



Вопросы низкого порядка.

Вопросы высокого порядка

Что называется…?

Верно ли утверждение…?

Как называется..?

Сравни и найди общие черты (различия)…

При каком условии

выполняется…?

Что произойдёт, если…?

Перечисли…?

Приведи пример с обоснованием

Когда используется …?

Опровергни утверждение…

Где…?

Сделай вывод…

Какие…?

Продолжи мысль…

«Добрые» вопросы

Вопросы низкого порядка.

Вопросы высокого порядка

Что называется…?

Верно ли утверждение…?

Как называется..?

Сравни и найди общие черты (различия)…

При каком условии

выполняется…?

Что произойдёт, если…?

Перечисли…?

Приведи пример с обоснованием

Когда используется …?

Опровергни утверждение…

Где…?

Сделай вывод…

Какие…?

Продолжи мысль…





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Диалоговое обучение, как аспект формирования успешной личности"

Автор: Кудрявцева Наталья Викторовна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Развитие  глобального  мышления   обучаемых "
    ["seo_title"] => string(48) "razvitiie-ghlobal-nogho-myshlieniia-obuchaiemykh"
    ["file_id"] => string(6) "174050"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424084471"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства