kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Роль устного счета на уроках математики в коррекционной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики в коррекционной школе. Главной задачей, для учителя математики, является формирование сознательного усвоения законов и свойств арифметических действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Роль устного счета на уроках математики в коррекционной школе»»

«Роль устного счета на уроках математики в коррекционной школе»

У обучающихся с нарушением интеллекта возникает много трудностей при усвоении математических знаний: плохая ориентация в новых условиях, затруднения в нахождении наиболее рациональных путей решения поставленных задач, отсутствие понимания связи теории с практикой, многие из них не уверенны в своих силах, нарушения в развитии высших психических функций. Впереди этих детей, тем не менее, ждет взрослая жизнь, работа, быт, где часто возникают потребности в устном счете. Всё это усиливает практическое значение этого этапа на уроках математики.

Систематическое проведение устных вычислений вызывает интерес к математике и дисциплинирует учащихся, способствует выработке у учащихся умение совершать одновременно несколько операций, развивает быстроту реакций, воспитывает умение сосредоточиться, формирует навыки ускоренной переработки информации, способствует развитию различных видов памяти, позволяет экономить время, развивает внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру математических вычислений. Ситуация успеха, которая создается в процессе устных вычислений, формирует у учащихся веру в себя, учит преодолевать трудности, побуждает активно включаться в процесс решения учебных задач, увеличивает положительную мотивацию. Поэтому устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики в коррекционной школе. Главной задачей, для учителя математики, является формирование сознательного усвоения законов и свойств арифметических действий. Тем более, это очень важно в век информационных технологий, так как учит правильно мыслить.

Устные вычисления весьма ценны в методическом отношении, когда используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала и особенно при переходе к решению трудных задач. Они вносят разнообразие в преподавание математики. Способствуют закреплению знаний и дают возможность быстро проверять эти знания. Учащиеся получают своеобразную тренировку, зарядку для отыскания рациональных способов вычисления.

Каждый, работающий творчески, учитель может легко найти свой оптимальный вариант урока, самостоятельно составив варианты заданий, исходя из подготовленности класса. Дети активнее работают на уроке, когда упражнения связаны с жизненными ситуациями, так как при правильном руководстве учителя этой работой одни учащиеся могут проявить инициативу, другие получить помощь от товарища или учителя. Кроме того, выполнение устных упражнений оказывает влияние на продвижение учащихся, с особыми образовательными потребностями, в общем развитии, на становление их личностных качеств, на подготовку к социальной и трудовой адаптации.





Формы устного счета





Беглый счет.

Предлагая классу пример или задачу. Учитель говорит каждое действие отдельно, делая паузу в несколько секунд после каждого действия. Длительность паузы должна соответствовать среднему времени, необходимому для вычисления заданного действия, так как одинаково нецелесообразны ни слишком длинная, ни очень короткая пауза: длительная утомляет, заставляя удерживать в памяти найденный результат вычисления, а короткая пауза не дает возможности производить вычисления.

Например, вычисление 225 ∙ 2 ׃ 5 ∙ 7 – 229 должно быть предложено учащимся в следующей форме: «225 увеличить в 2 раза (пауза), полученное произведение уменьшить в 5 раз (пауза), полученное частное умножить на 7 9пауза), из полученного произведения вычесть 229 (пауза). Сколько получилось?»

Устный беглый счет должен проводится также и на задачах. Сначала учитель говорит учащимся все условие задачи, а потом по звеньям. Пока учащиеся не имеют навыка в беглом счете при решении задачи, после каждой простой задачи можно ставить вопрос, но ответ учащиеся не говорят. Ответ дается только на главный вопрос задачи.

Пример: «В саду посадили черной смородины 10 кустов, красной – в3 раза больше. а крыжовника на 19 кустов меньше, чем красной смородины. Сколько всего кустов смородины и крыжовника посадили в саду?»

Учитель читает условие задачи по частям, ученики решают каждую простую задачу, ответ не говорят:

«В саду посадили 10 кустов черной смородины, красной в 3 раза больше. Сколько кустов посадили красной смородины?»

«Крыжовника на 19 кустов меньше, чем красной смородины. Сколько кустов посадили крыжовника?»

«Сколько всего кустов крыжовника и смородины посадили в саду?» Дети говорят ответ. При достаточной тренировке учащихся вопрос после каждого звена может не ставиться, дается только окончательный вопрос задачи.

Счет цепочкой.

Счет цепочкой разновидность беглого счета. Учитель медленно пишет на доске пример: (5 ∙ 7 + 46) ׃ 9 ∙ 7, делая остановку перед каждым новым действием. Когда учитель ставит знак равенства, ответ у большинства должен быть готов.

Равный счет.

Учитель записывает на доске пример: 25 + 63 – 18 = 70 и предлагает ученикам составить подобный пример с ответом 70.

Прием дополнения.

Учитель пишет на доске 100, а потом называет одно за другим числа. Ученики должны назвать дополнения до 100.

Магические квадраты.

Первые магические квадраты появились в древнем Китае. С тех пор прошло много времени, но они остаются любимой головоломкой

Прежде чем учиться решать магические квадраты, необходимо разобраться с тем, в чём же их особенность. Данная головоломка, которую иначе называют волшебным квадратом, является математической таблицей с одинаковым количеством клеточек-ячеек по вертикали, горизонтали и диагонали. В клеточки вписаны натуральные числа таким образом, чтобы их сумма во всех направлениях получалась одинаковой.









































Магические квадраты









Заполни квадрат числами 1,2,3,6 так, чтобы сумма чисел по всем строкам, столбцам и диагоналям была одинаковой. Числа в строках, столбцах и по диагоналям не должны повторятся.

































Раскрась квадрат красным, желтым, синим и зеленым цветами так, чтобы цвета в строках, столбцах и по диагонали не повторялись.






















Магические занимательные фигуры

Числа от 1 до 17 расставлены в углах квадратов, изображенных на рисунке. Для каждого квадрата можно найти сумму принадлежащих ему чисел. Равны ли эти суммы?




































































В кружках надо расставить цифры от 1 до 7 так, чтобы их сумма на каждой окружности и на каждой прямой равнялась 12















































Магические занимательные фигуры







Фигура станет магической, если числа, соответствующие каждой из сторон треугольника, переставить таким образом, что их суммы для каждой из сторон треугольника станут равны 200. Выполните перестановку.









































































Расставьте в вершинах куба числа: 1,2,3,4,5,6,7,8 так, чтобы суммы четырех чисел, расположенных на каждой из шести граней куба, были одинаковы

















































Счетные фигуры










В счетной фигуре обычно один из компонентов берется неизменным, а другой меняется















































































































Счетные фигуры





























































































































Круговые примеры
























































































































Интересные приемы устных вычислений








Умножение на 9

46 ∙ 9 = 46 ∙ 10 – 46 = 460 – 46 = 414

Умножение на 11 двузначных чисел.

I способ: представим число 11 в виде суммы двух слагаемых – (10 + 1) и решим:

32 ∙ 11 = 32 ∙ (10 + 1) = 320 + 32 = 352

II способ: сумма цифр множимого меньше 10. В произведении цифры множимого как бы раздвигаем и между ними вписываем сумму цифр множимого 32 ∙ 11 = 352

Если сумма цифр двузначного числа больше10, то между двумя цифрами множимого вписываем из полученной суммы только цифру единиц и цифру десятков множимого увеличиваем на единицу:

78 ∙ 11 = 858 (7 + 8 = 15 7 + 1 = 8)



Умножение на 111 двузначных чисел.

Например, при умножении числа 25 на 111 находим сумму цифр данного двузначного числа, она равна 2 + 5 =7. Раздвигая цифры множимого, дважды пишем сумму цифр данного двузначного числа: 25 ∙ 111 = 2775

Умножение на 5, 50, 500

Умножение числа на 5, 50,500 заменяется умножением на 10, 100, 1000 с последующим делением на 2 полученного произведения:

54 ∙ 5 = 54 ∙ 10 : 2 = 54 : 2 ∙ 10 = 270

Умножение на 125, 1250

При умножении числа на 125, 1250 данное число умножают на 1000, 10000, полученное произведение делят на 8

72 ∙ 125 = 72 ∙ 1000 : 8 = 72 : 8 ∙ 1000 = 9000

Деление на 5, 50, 500

Деление числа на 5, 50,500 заменяется делением на 10, 100, 1000 с последующим умножением на 2:

870 : 5 870 : 10 ∙ 2 = 174

Деление на 25, 250

При делении числа на 25, 250 достаточно разделить на 100, 1000 и полученное частное умножить на 4:

12200 : 25 = 12200 : 100 ∙ 4 = 122 ∙ 4 = 488

Деление на 125, 1250

При делении числа на 125, 1250 достаточно разделить на 1000, 10000 и полученное частное умножить на 8:

15000 : 125 = 15000 : 1000 ∙ 8 = 15 ∙ 8 = 120

Прививая любовь к устным вычислениям, учитель тем самым воспитывает у учащихся навыки сознательного усвоения изучаемого материала, приучает ценить и экономить время, развивает желание поиска рациональных путей решения задачи.











16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Роль устного счета на уроках математики в коррекционной школе»

Автор: Лисаченко Людмила Станиславовна

Дата: 20.12.2018

Номер свидетельства: 491920

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "доклад по теме "Устная работа на уроках математики в специальных коррекционных классах VII вида" "
    ["seo_title"] => string(106) "doklad-po-tiemie-ustnaia-rabota-na-urokakh-matiematiki-v-spietsial-nykh-korriektsionnykh-klassakh-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "239150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444731054"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства