kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль текстовых задач в условиях внедрения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучению решению текстовых задач активно реализуется прикладная и развивающая функции. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль текстовых задач в условиях внедрения ФГОС»

Роль текстовых задач в условиях внедрения ФГОС.


Татаринова Л.Н.


Сегодня особое внимание уделяется развитию логического мышления, но вместе с тем, в школе наблюдается тенденция к уменьшению строгости при изучении математики. При данном подходе предполагается, что обучение доказательствам, рассуждениям, будет осуществляться через практические задачи.

При обучении решению текстовых задач активно реализуются прикладная и развивающая функции (решение выступает и как цель , и как средство обучения), что вполне отвечает условиям ФГОС

Как убедительно показал профессор И. В. Арнольд на группе составленных им 20 нестандартных и логически не связанных между собой задач, каждая из ко­торых решается одним действием 3-1=2 (см статью «Принципы отбора и составления арифметических за­дач». — Известия АПН РСФСР, ПИН. № 6, с. 15—16), что трудность задачи определяется не столько матема­тическим содержанием, сколько новизной и необычно­стью математической ситуации, т. е. психологическими факторами. Выступая же в качестве составителей задач, школьники познают структуру задачи, особенности выражения ее условий, возможности переформулирования текстов, «секреты» конструкций сложных, нестандартных, проблемных, интересных задач. Работа по составлению задач может быть проведена в рамках подготовки краткосрочных проектов. Именно такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе, является актуальным на сегодняшний день. Немаловажно и то, что у школьников исчезает первоначальный страх перед задачей, появляется интерес к знаниям, уверенность в себе. В ходе работы над задачей, самостоятельного ее составления, осуществляются умственные операции, специфические не только для репродуктивной, но и для творческой деятельности. При этом в поле зрения учителя оказываются не только высокомотивированные и успевающие ученики, но и потенциально способные ребята. С другой стороны, для составления интересной задачи обучающиеся должны использовать дополнительную информацию, систематизировать ее. Включение таких формы работы в систему уроков требует от педагога применения новых методов обучения. Эта работа должна решать и задачи развития личности.

В процессе своей работы в одном из проведенных исследований была изучена роль социально-психологических факторов, оказывающих влияние на самореализацию учащихся, на их личностную ориентацию.

Современное общество, все его институты, включая семью, среднюю и высшую школы, пронизано стереотипами, часто продиктованными политическим строем. Это сказывается на содержательной части учебников, в том числе и математических.

Как показывает практика, тексты математических задач лишь следуют этим государственным и общественным стереотипам.

Согласно данным анализа текстовых задач трех учебников математики 5(4) класса следующих авторов: Д.М. Бем (1916 г.), Н.Я. Виленкин (1968 г.), Г.В. Дорофеев (2000 г.) получены следующие результаты. Задачи, где человек упоминается в тексте в учебнике под редакцией Д.М.Бема, составляют 67%. Соответственно, задачи в тексте которых человек отсутствует – 33%. Противоположная картина – в учебнике под редакцией Н.Я.Виленкина, в учебнике же Г.В.Дорофеева этот разрыв уменьшается.

В качестве главных видов человеческой деятельности в текстах учебников преобладают трудовая: 13%, 14%, 16% и финансовая: 28%, 13%, 8%.

Учебники полны проявлений ролевых стереотипов в рамках указанных видов деятельности: люди, изображаемые главными действующими лицами для учебников под редакцией Виленкина и Дорофеева в 74% (79%)случаев трудовой деятельности – рабочие (ручной труд), в то время как в ученике Бема основная часть (82%) – задачи, где человек выступает в роли собственника или руководителя.

Еще больший дисбаланс наблюдается в вопросе финансовой деятельности. В учебнике Бема в 71% задач на финансовую деятельность, человек выступает в роли продавца или банкира, в то время как в двух других учебниках в 71% (78%) – в роли покупателя.

В результате, говоря о необходимости воспитания современной личности, ценящей труд, финансово грамотной, в текстах учебников все же большинстве случаев фигурирует покупатель или рабочий, большая часть задач вообще обезличена.


Типы задач

Количество задач, %

Д.А.Бем

1916 г.

Н.Я.Виленкин

1968 г.

Г.В.Дорофеев

2000 г.

Человек присутствует в

тексте задачи

33

67

41

Человек отсутствует в

тексте задачи

67

33

59

Делопроизводство

13

14

17

-рабочий

18

74

79

-руководитель

82

26

21

Финансовые операции

28

13

8

-продавец

71

27

22

-покупатель

29

73

78

Всего задач

365

600

467

Современная школа не может по-прежнему быть ориентирована на среднего ученика. Одаренных детей тысячи, а реализуют себя лишь единицы. Внимательный, думающий, творческий учитель …создаст такую обучающую среду, чтобы каждый ребенок пошел по собственному пути развития, максимально реализуя свои способности, чтобы ярлык «средний» к нему не применялся. «Средних» личностей не бывает, так как личность всегда уникальна и отличается от остальных, задачи же ФГОС напрямую связаны с воспитанием именно личности, в стандарте выделен отдельный блок личностных результатов.

Неизменным во время поиска, непрерывных реформ остается роль педагога в формировании личности ученика. Каждому педагогу необходимо осознавать важность своих слов и действий, значимость подбора обучающих материалов, который в ряде случаев несет воспитательный и развивающий характер.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль текстовых задач в условиях внедрения ФГОС

Автор: Татаринова Людмила Николаевна

Дата: 09.03.2019

Номер свидетельства: 502403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Создание современной цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanie_sovremennoi_tsifrovoi_obrazovatelnoi_sredy_v_tseliakh_obespecheniia_vys"
    ["file_id"] => string(6) "568017"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1608550638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2260 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1310 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства