Просмотр содержимого документа
«Роль текстовых задач в условиях внедрения ФГОС»
Роль текстовых задач в условиях внедрения ФГОС.
Татаринова Л.Н.
Сегодня особое внимание уделяется развитию логического мышления, но вместе с тем, в школе наблюдается тенденция к уменьшению строгости при изучении математики. При данном подходе предполагается, что обучение доказательствам, рассуждениям, будет осуществляться через практические задачи.
При обучении решению текстовых задач активно реализуются прикладная и развивающая функции (решение выступает и как цель , и как средство обучения), что вполне отвечает условиям ФГОС
Как убедительно показал профессор И. В. Арнольд на группе составленных им 20 нестандартных и логически не связанных между собой задач, каждая из которых решается одним действием 3-1=2 (см статью «Принципы отбора и составления арифметических задач». — Известия АПН РСФСР, ПИН. № 6, с. 15—16), что трудность задачи определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, т. е. психологическими факторами. Выступая же в качестве составителей задач, школьники познают структуру задачи, особенности выражения ее условий, возможности переформулирования текстов, «секреты» конструкций сложных, нестандартных, проблемных, интересных задач. Работа по составлению задач может быть проведена в рамках подготовки краткосрочных проектов. Именно такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе, является актуальным на сегодняшний день. Немаловажно и то, что у школьников исчезает первоначальный страх перед задачей, появляется интерес к знаниям, уверенность в себе. В ходе работы над задачей, самостоятельного ее составления, осуществляются умственные операции, специфические не только для репродуктивной, но и для творческой деятельности. При этом в поле зрения учителя оказываются не только высокомотивированные и успевающие ученики, но и потенциально способные ребята. С другой стороны, для составления интересной задачи обучающиеся должны использовать дополнительную информацию, систематизировать ее. Включение таких формы работы в систему уроков требует от педагога применения новых методов обучения. Эта работа должна решать и задачи развития личности.
В процессе своей работы в одном из проведенных исследований была изучена роль социально-психологических факторов, оказывающих влияние на самореализацию учащихся, на их личностную ориентацию.
Современное общество, все его институты, включая семью, среднюю и высшую школы, пронизано стереотипами, часто продиктованными политическим строем. Это сказывается на содержательной части учебников, в том числе и математических.
Как показывает практика, тексты математических задач лишь следуют этим государственным и общественным стереотипам.
Согласно данным анализа текстовых задач трех учебников математики 5(4) класса следующих авторов: Д.М. Бем (1916 г.), Н.Я. Виленкин (1968 г.), Г.В. Дорофеев (2000 г.) получены следующие результаты. Задачи, где человек упоминается в тексте в учебнике под редакцией Д.М.Бема, составляют 67%. Соответственно, задачи в тексте которых человек отсутствует – 33%. Противоположная картина – в учебнике под редакцией Н.Я.Виленкина, в учебнике же Г.В.Дорофеева этот разрыв уменьшается.
В качестве главных видов человеческой деятельности в текстах учебников преобладают трудовая: 13%, 14%, 16% и финансовая: 28%, 13%, 8%.
Учебники полны проявлений ролевых стереотипов в рамках указанных видов деятельности: люди, изображаемые главными действующими лицами для учебников под редакцией Виленкина и Дорофеева в 74% (79%)случаев трудовой деятельности – рабочие (ручной труд), в то время как в ученике Бема основная часть (82%) – задачи, где человек выступает в роли собственника или руководителя.
Еще больший дисбаланс наблюдается в вопросе финансовой деятельности. В учебнике Бема в 71% задач на финансовую деятельность, человек выступает в роли продавца или банкира, в то время как в двух других учебниках в 71% (78%) – в роли покупателя.
В результате, говоря о необходимости воспитания современной личности, ценящей труд, финансово грамотной, в текстах учебников все же большинстве случаев фигурирует покупатель или рабочий, большая часть задач вообще обезличена.
Типы задач
Количество задач, %
Д.А.Бем
1916 г.
Н.Я.Виленкин
1968 г.
Г.В.Дорофеев
2000 г.
Человек присутствует в
тексте задачи
33
67
41
Человек отсутствует в
тексте задачи
67
33
59
Делопроизводство
13
14
17
-рабочий
18
74
79
-руководитель
82
26
21
Финансовые операции
28
13
8
-продавец
71
27
22
-покупатель
29
73
78
Всего задач
365
600
467
Современная школа не может по-прежнему быть ориентирована на среднего ученика. Одаренных детей тысячи, а реализуют себя лишь единицы. Внимательный, думающий, творческий учитель …создаст такую обучающую среду, чтобы каждый ребенок пошел по собственному пути развития, максимально реализуя свои способности, чтобы ярлык «средний» к нему не применялся. «Средних» личностей не бывает, так как личность всегда уникальна и отличается от остальных, задачи же ФГОС напрямую связаны с воспитанием именно личности, в стандарте выделен отдельный блок личностных результатов.
Неизменным во время поиска, непрерывных реформ остается роль педагога в формировании личности ученика. Каждому педагогу необходимо осознавать важность своих слов и действий, значимость подбора обучающих материалов, который в ряде случаев несет воспитательный и развивающий характер.