kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль текстовых задач в условиях внедрения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучению решению текстовых задач активно реализуется прикладная и развивающая функции. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль текстовых задач в условиях внедрения ФГОС»

Роль текстовых задач в условиях внедрения ФГОС.


Татаринова Л.Н.


Сегодня особое внимание уделяется развитию логического мышления, но вместе с тем, в школе наблюдается тенденция к уменьшению строгости при изучении математики. При данном подходе предполагается, что обучение доказательствам, рассуждениям, будет осуществляться через практические задачи.

При обучении решению текстовых задач активно реализуются прикладная и развивающая функции (решение выступает и как цель , и как средство обучения), что вполне отвечает условиям ФГОС

Как убедительно показал профессор И. В. Арнольд на группе составленных им 20 нестандартных и логически не связанных между собой задач, каждая из ко­торых решается одним действием 3-1=2 (см статью «Принципы отбора и составления арифметических за­дач». — Известия АПН РСФСР, ПИН. № 6, с. 15—16), что трудность задачи определяется не столько матема­тическим содержанием, сколько новизной и необычно­стью математической ситуации, т. е. психологическими факторами. Выступая же в качестве составителей задач, школьники познают структуру задачи, особенности выражения ее условий, возможности переформулирования текстов, «секреты» конструкций сложных, нестандартных, проблемных, интересных задач. Работа по составлению задач может быть проведена в рамках подготовки краткосрочных проектов. Именно такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе, является актуальным на сегодняшний день. Немаловажно и то, что у школьников исчезает первоначальный страх перед задачей, появляется интерес к знаниям, уверенность в себе. В ходе работы над задачей, самостоятельного ее составления, осуществляются умственные операции, специфические не только для репродуктивной, но и для творческой деятельности. При этом в поле зрения учителя оказываются не только высокомотивированные и успевающие ученики, но и потенциально способные ребята. С другой стороны, для составления интересной задачи обучающиеся должны использовать дополнительную информацию, систематизировать ее. Включение таких формы работы в систему уроков требует от педагога применения новых методов обучения. Эта работа должна решать и задачи развития личности.

В процессе своей работы в одном из проведенных исследований была изучена роль социально-психологических факторов, оказывающих влияние на самореализацию учащихся, на их личностную ориентацию.

Современное общество, все его институты, включая семью, среднюю и высшую школы, пронизано стереотипами, часто продиктованными политическим строем. Это сказывается на содержательной части учебников, в том числе и математических.

Как показывает практика, тексты математических задач лишь следуют этим государственным и общественным стереотипам.

Согласно данным анализа текстовых задач трех учебников математики 5(4) класса следующих авторов: Д.М. Бем (1916 г.), Н.Я. Виленкин (1968 г.), Г.В. Дорофеев (2000 г.) получены следующие результаты. Задачи, где человек упоминается в тексте в учебнике под редакцией Д.М.Бема, составляют 67%. Соответственно, задачи в тексте которых человек отсутствует – 33%. Противоположная картина – в учебнике под редакцией Н.Я.Виленкина, в учебнике же Г.В.Дорофеева этот разрыв уменьшается.

В качестве главных видов человеческой деятельности в текстах учебников преобладают трудовая: 13%, 14%, 16% и финансовая: 28%, 13%, 8%.

Учебники полны проявлений ролевых стереотипов в рамках указанных видов деятельности: люди, изображаемые главными действующими лицами для учебников под редакцией Виленкина и Дорофеева в 74% (79%)случаев трудовой деятельности – рабочие (ручной труд), в то время как в ученике Бема основная часть (82%) – задачи, где человек выступает в роли собственника или руководителя.

Еще больший дисбаланс наблюдается в вопросе финансовой деятельности. В учебнике Бема в 71% задач на финансовую деятельность, человек выступает в роли продавца или банкира, в то время как в двух других учебниках в 71% (78%) – в роли покупателя.

В результате, говоря о необходимости воспитания современной личности, ценящей труд, финансово грамотной, в текстах учебников все же большинстве случаев фигурирует покупатель или рабочий, большая часть задач вообще обезличена.


Типы задач

Количество задач, %

Д.А.Бем

1916 г.

Н.Я.Виленкин

1968 г.

Г.В.Дорофеев

2000 г.

Человек присутствует в

тексте задачи

33

67

41

Человек отсутствует в

тексте задачи

67

33

59

Делопроизводство

13

14

17

-рабочий

18

74

79

-руководитель

82

26

21

Финансовые операции

28

13

8

-продавец

71

27

22

-покупатель

29

73

78

Всего задач

365

600

467

Современная школа не может по-прежнему быть ориентирована на среднего ученика. Одаренных детей тысячи, а реализуют себя лишь единицы. Внимательный, думающий, творческий учитель …создаст такую обучающую среду, чтобы каждый ребенок пошел по собственному пути развития, максимально реализуя свои способности, чтобы ярлык «средний» к нему не применялся. «Средних» личностей не бывает, так как личность всегда уникальна и отличается от остальных, задачи же ФГОС напрямую связаны с воспитанием именно личности, в стандарте выделен отдельный блок личностных результатов.

Неизменным во время поиска, непрерывных реформ остается роль педагога в формировании личности ученика. Каждому педагогу необходимо осознавать важность своих слов и действий, значимость подбора обучающих материалов, который в ряде случаев несет воспитательный и развивающий характер.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль текстовых задач в условиях внедрения ФГОС

Автор: Татаринова Людмила Николаевна

Дата: 09.03.2019

Номер свидетельства: 502403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Создание современной цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanie_sovremennoi_tsifrovoi_obrazovatelnoi_sredy_v_tseliakh_obespecheniia_vys"
    ["file_id"] => string(6) "568017"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1608550638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства