kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение приведённых квадратных уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто приходится сталкиваться с тем, что учащиеся не умеют решать устно приведённые квадратные уравнения, а это умение даёт значительную экономию времени при решении дробных рациональных уравнений, задач на составление уравнения. Хочу поделиться своим опытом в обучении учащихся нахождению целых корней приведённых квадратных уравнений с использованием теоремы Виета и теоремы обратной теореме Виета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение приведённых квадратных уравнений»

Конарева Л.А.,

учитель математики МОУ «Школа №97 г.Донецка»


Решение приведённых квадратных уравнений.

Часто приходится сталкиваться с тем, что учащиеся не умеют решать устно приведённые квадратные уравнения, а это умение даёт значительную экономию времени при решении дробных рациональных уравнений, задач на составление уравнения. Хочу поделиться своим опытом в обучении учащихся нахождению целых корней приведённых квадратных уравнений с использованием теоремы Виета и теоремы обратной теореме Виета.

Уравнение x2+px+q=0 приведённое квадратное уравнение. По теореме Виета сумма корней его х12= - p, а произведение корней уравнения равно свободному члену х1х2=q. В первую очередь смотрим на свободный член, чтобы определить знаки корней приведённого квадратного уравнения, а для этого вспомним таблицу знаков при умножении двух чисел:


* *

* *


При умножении двух чисел с одинаковыми знаками получается положительное число, тогда если произведение двух чисел положительно, то множители имеют одинаковые знаки.

При умножении двух чисел с разными знаками получается отрицательное число, тогда если произведение двух чисел отрицательное число, то множители имеют разные знаки.

Далее вспомним правило сложения чисел с разными знаками…и рассмотрим примеры:

а) -5+7=2; б)-12+17=5; в)6+(-9)= -3; г)-15+8 =7.

Сделаем вывод: если сумма двух чисел с разными знаками положительная, то больше по модулю положительное число, если сумма двух чисел с разными знаками отрицательна, то по модулю больше отрицательное слагаемое.

а) х2-6х+8=0

По теореме Виета: х12=6

Х1Х2=8

Так как произведение корней положительное число, то корни имеют одинаковые знаки либо оба корня положительные, либо оба числа отрицательные, сумма корней положительна, следовательно оба корня положительные числа. Число 8 можно представить в виде произведения 1*8=2*4, но 1+8=9 не равно 6, а 2+4=6 и2*4=8, следовательно по теореме обратной теореме Виета х1=2; х2=4.

б) х2+6х+8=0

По теореме Виета: х12= -6;

х1х2= 8

Так как произведение корней положительно, а сумма отрицательна, то оба корня являются отрицательными числами и8=1*8=2*4,следовательно х1= - 4; х2= - 2 по

теореме обратной теореме Виета эти числа есть корни уравнения, так как х12=-4+(-2)=

= -6=-p; х1х2= -4(-2)=8=q.

в) х2-2х-8=0

По теореме Виета: х12=2

х1х2 = -8

Произведение корней равно -8, то корни имеют разные знаки, сумма корней положительна, тогда по модулю больше положительный корень, следовательно х1= -2; х2=4 и по теореме обратной теореме Виета эти числа являются корнями данного уравнения, так как х12= -2+4=2; х1х2= -8.

г) х2+2х-8=0

По теореме Виета: х12= -2

х1х2 = -8

Произведение корней меньше нуля, то корни имеют разные знаки, сумма корней тоже меньше нуля, значит по модулю больше отрицательный корень и х1= -4; х2=2 и по теореме обратной теореме Виета эти числа есть корнями уравнения.

д) х2+11х+10=0

По теореме Виета х12= -11

х1х2=10

Произведение корней положительное, следовательно корни имеют одинаковые знаки, а так как сумма корней отрицательная, то оба корня отрицательные х1= -10; х2= -1 и по теореме обратной теореме Виета эти числа являются корнями данного уравнения.

е) х2- 9х- 10=0

ПО теореме Виета х12= 9

х1х2= -10

х1=10; х2= -1, а так как х12=10+( -1)=9= -p и х1х2=10*( -1)= -10=q, то полученные числа по теореме обратной теореме Виета являются корнями данного уравнения.

Далее коллективно решаются уравнения:

а)х2- 7х+10=0 (х1=2; х2=5); б) х2-3х-10=0 (х1= -2; х2=5); в) х2+7х+12=0 (х1= -4; х2= -3);

г) х2-х-12=0 (х1= -3; х2=4); д) х2- 7х+6=0 (х1= 1; х2= 6); е) х2-5х-6=0 (х1= -1; х2=6).

Потом проводим математический спринт (работа в парах):

а)х2-8х+15=0; б)х2-2х-15=0; в) х2-9х+20=0; г) х2+9х+18=0; д) х2+14х+48=0; е) х2-х-56=0;

Далее предлагается решить уравнение х2-4х+2=0. Чаще всего ребята принимаются решать

Данное уравнение как и ранее подбором корней, но это сделать не возможно. Решаем уравнение по второй формуле а=1; k=== -2; с=2.

D1=k2- ac=(-2)2-1*2=4-2=2

X1=;X2=; получим Х1=2+; Х2=2-

Вывод: не все приведённые квадратные уравнения можно решить подбором корней, а вот проверку можно выполнить, используя теорему обратную теореме Виета:

Х12=(2+)+(2-)=4=b; Х1Х2=(2+(2-)=22- ()2=4-2=2=q.

Решим дробное рациональное уравнение:

+ = ; ОДЗ: х = -3; х = 3.

- =;

3( х+3) – 6( х -3) = 1(х-3)2;

х2 – 3х -18 =0;

По теореме Виета х12 =3

х1х2 = - 18

х1= 6; х2= - 3 не входит в ДОЗ.

Ответ: х = 6.

Рассмотрим решение задачи на совместную работу:

Две бригады рабочих, работая вместе, могут выполнить задание за 3 часа. Сколько времени потребуется каждой бригаде для выполнения этого задания, если первая бригада может сама выполнить его на 8 часов быстрее второй ?

Задание 1 часть. Пусть первая бригада сама выполнит задание за х часов, то вторая за (х+8) часов. За 1 час первая бригада выполняет часть задания, вторая часть задания, вместе ( +) часть задания, а по условию часть задания.

Составим и решим уравнение:

+=; ОДЗ: х = 0; х = - 8

3(х+8) + 3х = х(х+8)

х2 + 2х – 24 = 0

По теореме Виета х1 + х2 = - 2

х1х2 = - 24

х1= 4; х2 = - 6 не удовлетворяет условию задачи.

Первая бригада может самостоятельно выполнить задание за 4 часа, то вторая бригада за

4 + 8 =12(ч).

Ответ: 4 часа и 12 часов.

Уважаемые коллеги желаю успеха Вам и вашим учащимся.

Литература:

Алгебра. 8 класс. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, «Просвещение»,2013.

Сборник заданий для аттестации по алгебре учащихся 7-9 классов. Литвиненко Г.Н.,

Федченко Л.Я., Донецк, 2000.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Решение приведённых квадратных уравнений

Автор: Конарева Лидия Александровна

Дата: 24.01.2017

Номер свидетельства: 383356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация урока "Квадратные уравнения""
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiiaurokakvadratnyieuravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "320254"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461054026"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Особенности формирования  математической   компетентности  студентов в педагогическом колледже "
    ["seo_title"] => string(106) "osobiennosti-formirovaniia-matiematichieskoi-kompietientnosti-studientov-v-piedaghoghichieskom-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "215927"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432824984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства