Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики
Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики
В настоящее время, на мой взгляд, любой человек на вопрос: «Нужны ли изменения в системе образования?» ответит: «Да, нужны!». Изначально - это абсолютно очевидно…
Образование по своей сути работает на будущее, и это подтвердила история: еще Аристотель говорил, что к воспитанию нужно относиться с особым вниманием.
В конце двадцатого в начале двадцать первого века почти все более или менее развитые страны мира проводят реформирование системы школьного образования в связи с кризисом, обозначившимся еще в 80-годы прошлого века и продолжающимся в наше время. Кризис мирового образования, во-первых, заключается в том, что есть несоответствие между новыми образовательными потребностями быстро меняющегося информационного общества и традиционными формами образования, которые сложились в период эпохи индустриализма; во-вторых, нет необходимых условий получения качественного образования в развивающихся странах; в-третьих, необходимостью унифицирования образования в связи с мировыми процессами глобализации и интеграции, сближения национальных систем образования и аттестации, что повышает способность к трудовой и образовательной миграции. Мировая экономика действительно глобализирована, более близко взаимосвязана, чем когда-либо прежде. После окончания университетов сегодняшние студенты вынуждены конкурировать глобально за свои рабочие места.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики»
Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики
«Качество образования в системе
не может быть выше
качества работающих в ней учителей»
Маккинзи
В настоящее время, на мой взгляд, любой человек на вопрос: «Нужны ли изменения в системе образования?» ответит: «Да, нужны!». Изначально - это абсолютно очевидно…
Образование по своей сути работает на будущее, и это подтвердила история: еще Аристотель говорил, что к воспитанию нужно относиться с особым вниманием.
В конце двадцатого в начале двадцать первого века почти все более или менее развитые страны мира проводят реформирование системы школьного образования в связи с кризисом, обозначившимся еще в 80-годы прошлого века и продолжающимся в наше время. Кризис мирового образования, во-первых, заключается в том, что есть несоответствие между новыми образовательными потребностями быстро меняющегося информационного общества и традиционными формами образования, которые сложились в период эпохи индустриализма; во-вторых, нет необходимых условий получения качественного образования в развивающихся странах; в-третьих, необходимостью унифицирования образования в связи с мировыми процессами глобализации и интеграции, сближения национальных систем образования и аттестации, что повышает способность к трудовой и образовательной миграции. Мировая экономика действительно глобализирована, более близко взаимосвязана, чем когда-либо прежде. После окончания университетов сегодняшние студенты вынуждены конкурировать глобально за свои рабочие места.
Это оказало огромное влияние на навыки, пользующиеся большим спросом. Ручная работа и рутинные задачи уменьшились за счет того, что они стали автоматизированными. Напротив, увеличилась потребность в людях, которые могут выполнить необычные и аналитические или интерактивные виды деятельности.
Работодатели требуют навыки «высшего порядка», такие как анализ, оценка и синтезирование информации, решение задач и социальные и эмоциональные навыки. Это становится более актуальным – не только для работодателей, но и для всего общества. Если мы хотим развивать людей, способных удержаться на мировом уровне, мы просто обязаны изменить взгляды на эти навыки. (большое вступление)
И коллективно, и индивидуально мир неуверенно движется к будущему.
По данным исследованиям ОЭСР в современном мире человечеству нужны следующие личности:
1. Замечательные сотрудники и организаторы.
2. Великие личности.
3. Великолепные генераторы.
4. Большие универсалы.
5. Превосходные интерпретаторы.
6. Сильные трансляторы.
Как видно из перечисленного казахстанские школы пока выпускают в основном трансляторов и то не самых сильных.
Мир изменяется быстро, и образование должно меняться вместе с ним.
В школах постсоветского пространства найдется немало учителей, в основном это опытные учителя с большим стажем работы, которые считают, что наши школы дают хорошие академические знания. Но, как показал сравнительный анализ математической и естественнонаучной подготовки учащихся стран мира по данным международного исследования PISA 2009 года, разработанный ОЭСР, самые высокие результаты, как по математике, так и по естествознанию имеют школьники Финляндии, Южной Кореи, Гонконга, Японии, Сингапура, Великобритании, Нидерландов, Новой Зеландии, Швейцарии, Казахстан занимает всего лишь 59 место среди 63 -х стран мира [1].
В чем заключается «успешность» наших школ? Для многих школ показателем успеха является отличная или хотя бы хорошая сдача экзаменов учащихся. Для многих казахстанских родителей успех их ребенка заключается в поступлении в престижный университет. Фактически меньше половины всех выпускников школ поступает в высшие учебные заведения. Сами студенты чувствуют себя успешными, когда они получают работу после окончания университета и начинают жить независимо от их родителей. Однако число безработных молодых людей неуклонно растет.
А если бы все выпускники школ получили отметки «4» и «5» по пяти основным предметам ЕНТ (Единого национального тестирования) в школе, то тогда наша система образования имела бы успех? Что, если бы каждый выпускник школы поступал в университет? Могли бы мы тогда сказать, что система образования достигла положительного результата?
В настоящее время многие университеты утверждают, что существующая образовательная система школы не подготовила выпускников школ к получению высшего образования. Фирмы жалуются, что им приходится нанимать выпускников университетов, у которых отсутствуют решающие основные навыки, такие как решение задач, работа в команде и тайм-менеджмент, и они вынуждены их переучивать. Получается, что кругом все виноваты (считай во всем виновата школа).
Сейчас стали возможны такие вещи, о которых люди даже не мечтали в недавнем прошлом. Сегодня мы можем узнать о чем -либо незамедлительно, что раньше могло занять недели, месяцы или даже годы. Можно соединить людей, находящихся на разных частях Земли, как будто они находятся в одной комнате. Настоящий мир предлагает много возможностей, но также предоставляет много проблем.
Во всем мировом сообществе образование признано одним из важнейших ресурсов экономического развития. Чтобы изучить процесс и результаты преобразований в обучении, обратимся к опыту наиболее развитых стран мира.
Любая страна, проводящая реформы в образовании, пытается решить проблему обучения и воспитания развитой и гармоничной личности – человека, которому было бы комфортно в быстро меняющихся условиях. В любой стране есть свои особенности видения решения этой проблемы.
Например, Академия RSA, Великобритания, созданная Королевским обществом для преподавания гуманитарных наук, производства и торговли предоставляет следующие 5 категорий концепции:
1. Обучение
2. Гражданская ответственность
3. Связь с людьми
4. Управление ситуациями
5. Управление информацией
Из этих компетенции в казахстанских школах не помешало бы взять на вооружение связь с людьми, управление ситуациями и управление информацией, т.к. на примере нашей школы я замечаю, что именно они некоторым способом выпадают.
Новая школа Нью-Йорка предоставляет следующие направления реформ:
1. Междисциплинарные модули, основанные на проблеме
2. Саморегулируемый индивидуализированный процесс обучения
3. Основной опыт в подготовке к учебе в колледже
4. Внешние экспедиционные исследования
5. Интеграция навыков 21 века во все аспекты жизни старшеклассников
6. Лидерство
7. Сотрудничество
8. Междисциплинарное решение задач
9. Личная ответственность/правозащитная деятельность
Анализируя систему образования Финляндии, можно заметить, что многие подходы системы финского школьного образования могут быть актуальны и для казахстанского образования[2]:
-Дети финнов не идут в школу, пока им не исполнится семь лет, так как по утверждению психологов когнитивные способности ребенка начинают развиваться с 7-ми лет.
-Следующий примечательный факт: первые шесть лет знания учащихся оценивается форматив но, что дает возможность ученикам учиться ради учения, а не ради оценивания.
-Возможность наравне со всеми получать образование путем создания благоприятных условий в классе для учащихся с ограниченными способностями и разными уровнями обученности.
-Обучение вести в одну смену (учащиеся второй смены лишены помощи родителей при подготовке домашних заданий); а по субботам и воскресеньям дети должны быть с родителями. В Казахстане, из-за большой загруженности и детей и учащихся, дети и родители почти не проводят время вместе.
-Разрешить учащимся на экзаменах и тестах пользоваться справочниками, учебниками, Интернетом. Это позволить учащимся находить знания, а не просто пользоваться памятью.
Анализируя теоретические обоснования реформ мировой системы образования, невольно приходишь к тому, что:
-выпускники школ должны быть готовы практически использовать имеющиеся
знания. Дети должны уметь быстро принимать решения на основе отбора
информации;
-степень финансирования, количество учеников в классе, качество учителей,
относительная независимость школ, свобода выбора программы, оплата труда
учителя являются необходимыми рычагами развития образования; -успешные школьные системы стран стремятся повысить качество работы учителя,
т.к., именно этот показатель, является одним из решающим;
-повышение профессионализма учителя должно происходить без отрыва от
школы;
-учитель должен стать лидером преобразований в классе, школе,
профессиональных сообществах коллег, инициируя новые подходы, внедряя их в
свою практику, распространять свой опыт среди коллег; -государство должно заботиться о статусе учителя в обществе.
Какие преобразования приемлемы для нашей страны, и в частности, нашей школы?
Очевидно, что такие серьезные проблемы, как реформа образования, должны быть предметом широкого общественного обсуждения, аналитической экспертизы специалистов.
Только компетентный анализ всех информационных потоков и разных представлений поиска даст возможность выработать устойчивую и правильную концепцию.
При этом важно учитывать то реальное состояние, в котором сейчас находится наше общество, ту атмосферу, в которой мы живем. Трудно не заметить, что общество устало от непродуманных реформ. И поэтому, если предлагаются какие-то преобразования, надо сначала доказать, что они необходимы, продемонстрировать их значимость, а не просто «ввязаться в драку, - по словам Наполеона, - а потом посмотреть, что из этого выйдет». Этого делать нельзя - слишком велики и невосполнимы могут быть издержки; и поэтому, прежде чем приступать к той или иной реформе, нужно обсуждать ее главные параметры.
«Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде» [3].
Перед педагогическим сообществом страны стоит глобальная задача создания и внедрения новой модели образования, адаптированной для современных потребностей общества и экономики государства.
В этой связи казахстанское образование поэтапно внедряет новые организационно-экономические механизмы, способствующие повышению качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения.
У выпускника современной казахстанской школы должны быть сформированы готовность и способность творчески и критически мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.
Мне ясно, что в ближайшие годы произойдут масштабные изменения в образовании.
При внесении определенных преобразований в казахстанское образование нельзя просто копировать систему образований какой-то страны, необходимо обязательно учитывать особенности и традиции нашей страны, наш менталитет.
Преобразования станут результативными, если будут выполняться следующие три фактора:
- Качество подготовки учителей и правильный отбор преподавательских кадров (в наиболее успешных странах учителями становятся лучшие выпускники школ, в то время как у нас – наименее успешные);
- Постоянное повышение квалификации (ПК) учителей, обеспечение эффективности и разнообразие форм повышения квалификации и поддержка начинающих (у нас учителя проходят курсы ПК раз в пять лет и никто не несет ответственности за результаты, которые никто даже не проверяет, а многие молодые учителя так и не сумев адаптироваться к школьной жизни уходят из неё);
- Постоянное отслеживание результатов каждого ребенка, четкие стандарты ожидаемых результатов, средства на поддержку отстающих, мониторинг прогресса каждого ребенка (у нас пока принято измерять в целом систему образования и обсуждать статистику, а не динамику обучения).
Президент РК в интерактивной лекции «Казахстан на пути к обществу знаний» подчеркнул: «…надо начинать со школьной скамьи развивать личностные качества наших детей: умение анализировать, творчески мыслить, быстро реагировать на изменение ситуации, способность самостоятельно организовывать разные виды деятельности и готовность к постоянному обучению» [4]. Чтобы учитель смог выполнить эту миссию, ему необходимо обладать этими качествами, прежде всего, самому.
Развитию педагогического мастерства учителей уделено большое внимание в
«Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы».
Создана кардинально новая система повышения квалификации и профессиональных навыков педагогических кадров – ЦПМ. К 2015 году ЦПМ планирует переподготовку большинства руководителей школ [5] , и более 120 тысяч учителей пройдут обучение в Центрах педагогического мастерства и будут способны к внедрению семи модулей в педагогическую практику и проведению исследование своей деятельности в процессе активного заинтересованного взаимодействия с коллегами и учащимися для дальнейшего развития.
В Казахстане уже действует система внешнего контроля за уровнем освоения образовательных программ; в 44 организациях образования, в том числе и моей родной школе, внедряются системы электронного обучения («E-leаrning»); планируется подушевое финансирование в образовании, чтобы обеспечить равные возможности ученикам во всех регионах страны, (опыт изучен на примере США, Швеции, Дании, Канады). Начато внедрение полиязычного обучения. Открываются интеллектуальные школы, например, НИШ, где апробируются новые подходы в преподавании и которые становятся эталонами качественного образования.
Все это работает на создание нового имиджа учителя и повышения его статуса. Приведенные факты говорят о постепенном, а самое главное в правильном, движении Казахстана по пути модернизации системы среднего образования.
Международные исследования оценки качества образования PIRLS , PISA и другие показывают, что все высокоэффективные школьные образовательные системы отличаются тем, что привлекают к учительской профессии все более качественные человеческие ресурсы [6]. Умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры или совершенствование существующих кадров является одним из решающих условий повышения качества обучения.
В моей школе процесс модернизации, я в этом уверен, будет проходить на высоком уровне. Я работаю в средней школе-гимназии села Алмалыбак Карасайского района. В ней обучается 966 учащихся, есть свои достижения и, конечно же, проблемы. Среди «плюсов» обязательно нужно отметить профессиональный потенциал педагогического коллектива, хороший уровень функционирования администрации, осуществляющей достаточно демократичный контроль учителей и учащихся, наличие богатых школьных традиций, стабильно высокий результат на ЕНТ по району, достижения учащихся в масштабе района, области, республики и на международном уровне, работа школы по программе электронного обучения «Е-learning». «Плюсом» также является то, что в моей школе 15 учителей (включая директора) прошли или еще проходят трехмесячные курсы в ЦПМ, 85% педагогов свободно владеют информационно – коммуникационными технологиями (ИКТ). «Минусами», на мой взгляд, можно считать отсутствие профессиональных связей, профессионального общения учителей, нестабильность качества обучения и динамики его роста, отсутствие у учителей четкого представления о том, какие педагогические инструменты (приемы, методы) стабильно работают на повышение качества образования, а так же отношений сотрудничества и взаимообучения в коллективе.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости внедрения или развитии практически всех составляющих процесса реформирования, о которых сказано выше, в моей конкретной школе.
Я думаю, что в своей школе я найду единомышленников и буду содействовать процессу профессионального роста, самосовершенствования учителей, развитию их лидерских качеств, что обязательно должно привести к тому, что наш выпускник школы будет конкурентоспособным.
Использованная литература:
1. Шахназарян. Т, Основные тенденции развития систем образования в мировой