Развитие и коррекция внимания на уроках математики у учащихся с нарушением интеллекта
Развитие и коррекция внимания на уроках математики у учащихся с нарушением интеллекта
Развитие внимания - одна из важнейших задач современного учителя. Особенно актуален этот вопрос для педагога, работающего с детьми с нарушением интеллекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие и коррекция внимания на уроках математики у учащихся с нарушением интеллекта»
«Развитие и коррекция внимания на уроках математики у учащихся с нарушением интеллекта»
Учитель: Дацева Ю.А.
2024г
Развитие и коррекция внимания на уроках математики у учащихся с нарушением интеллекта
Дети с интеллектуальными нарушениями при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению.
Развитие внимания - одна из важнейших задач современного учителя. Особенно актуален этот вопрос для педагога, работающего с детьми, с нарушением интеллекта. Учитель должен не только донести важную и полезную информацию до учащегося, но и уметь представить её так, чтобы это привлекло внимание, заставило задуматься, было доступно для понимания ребенка, имеющего особенности в обучении. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно. Перед учителем стоят следующие задачи:
-развитие творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
-формирование ключевых компетенций через выполнение коррекционно – развивающих упражнений, лежащих в основе мышления;
Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно - развивающих упражнений, направленных на развитие высших психических функций у детей с нарушением интеллекта, а использование просто дидактических приемов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают значительные трудности, допускают огромное количество ошибок. В связи с этим учителю необходимо использовать на уроках специально разработанные коррекционно- развивающие упражнения.
Практические задания.
В своей работе я использую упражнения, в зависимости от возраста детей:
1.Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у обучающихся навыков хорошего счета. Для этого провожу задания на тренировку внимания, прививаю интерес к устному счету. А для этого в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков и в тоже время не злоупотребляющих вниманием ребят (в большинстве случаев дети, имеющие интеллектуальные нарушения, не могут длительное время концентрировать свое внимание на однообразных видах деятельности). Здесь можно использовать различные игры: «математическое домино», круговые примеры, эстафеты. Большой интерес у ребят вызывают задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей, на заполнение «форточек» ( закрыть «форточки», чтобы равенство получилось верным- */6 +5/*=1).
Игровой момент, соревнование, дух творчества должны присутствовать органически на всех уроках, тогда занятие вызовет интерес, желание работать и знать предмет. А использование мультимедийного оборудования позволяет проводить данную работу быстро, давая учителю возможность оперативно представлять правильные ответы, контролировать полученные у учеников результаты.
2. Положительную роль в развитии внимания и памяти обучаемых играют ежедневные упражнения, которые провожу в начале урока. Это помогает сконцентрировать внимание детей после перемены или предыдущего урока.
Например, задания для 5-6 классов:
Записать числа в прямом, а затем в обратном порядке. Диктуются числа, которые надо запомнить и записать.
«Скрути клубок из слоев». Условие - подбирать слова на определенную тему. Первый ученик называет – яблоко, второй- яблоко, груша, третий- яблоко, груша, вишня и так далее, пока кто-то не ошибется.
3.Важной составляющей всех уроков математики для обучающихся с нарушением интеллекта являются задания на тренировку и коррекцию внимания, памяти, «зоркости». Большинство таких заданий основаны на нахождении закономерностей (найти закономерность и вставить недостающее значение). Учащимся можно предлагать как готовые закономерности, так и возможность составлять их самостоятельно. Данный подход позволит активизировать творческое направление работы, внести дифференцированный компонент в задания.
4. Огромный интерес у школьников 5-7 классов вызывают уроки- сказки, уроки-путешествия. Данные формы занятий вызывают не только интерес к математике, но и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки на уроке, что особенно актуально для детей с нарушением интеллекта. Нестандартные формы урока ценны тем, что наряду с формированием интереса к предмету, способствуют накоплению учебных знаний, навыков и умений. Для развития и коррекции внимания очень полезны интегрированные уроки (математика-история, математика- биология, математика-физкультура и т. д.) Данный подход позволяет учителю не только развитию и коррекции внимания, памяти, но и продемонстрировать межпредметные связи, что является неотъемлемой задачей обучения.
Уроки-путешествия я часто использую при изучении темы «Задачи на движение». Смоделированная ситуация позволяет учащимся в игровой форме усвоить понятия расстояния, скорости и времени, что необходимо для составления математической модели при решении задач.
5. Важным считаю и наличие на уроках нестандартных заданий: задач-шуток, задач- фокусов:
Что легче: 1кг гвоздей или 1 кг ваты?
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 5 яиц?
Задачи – шутки заставляют ученика не относиться к решению формально, зачастую не понимая его сути, а искать подвох, внимательно вчитываться в условие, моделировать ситуацию.
Практически на каждом уроке и на различных его этапах использую различные задания на развитие и коррекцию внимания и памяти, так как без этого невозможно совершенствование логического мышления.
Под диктовку обучаемые 7-9 классов выполняют следующие задания: постройте квадрат со стороной 4см. (На каждой стороне точкой отметьте середину. Соедините полученные точки. Что получилось? Как называются полученные фигуры. Посчитайте их).
Наблюдения показывают, что учащиеся специальной (коррекционной) школы на уроках математики, да и на других уроках тоже, часто допускают такие ошибки, как описки. В силу быстрого утомления или, наоборот, расторможенности, происходит ослабление устойчивости внимания, а, следовательно, и ослабление сознательного контроля при решении упражнений. Это приводит к появлению ошибок в устных и письменных ответах. Поэтому необходимо введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, формирующих у детей познавательные интересы, стремление к размышлению и поиску решений. При правильно организованных занятиях у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у некоторых исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.
Одним из вариантов тренировки концентрации внимания являются упражнения на переписывание готовых примеров. Эти задания требуют мало времени для их проведения и не вызывают трудностей у детей. Однако, учитывая большое число ошибок, связанных с описками при работе с учебником или дидактическим материалом, такие несложные упражнения помогают более внимательному зрительному восприятию и запоминанию цифр, знаков и символов.
В качестве примера приведем некоторые упражнения.
Упражнение №1
Выпиши примеры на сложение в первый столбик, примеры на вычитание во второй столбик. Реши примеры:
345 + 238
583 – 479
184 + 216
250 – 34
709 + 148
460 – 208
738 – 19
367 + 25
Упражнение №2
Реши и выпиши примеры, ответ которых однозначное число, в первый столбик, а примеры, ответ которых двузначное число, - во второй столбик:
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти
Упражнения основаны на запоминании количества и порядка расположения ряда чисел, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд или на слух. По мере овладения упражнением количество чисел постепенно увеличивается.
Считаю, что работа в этом направлении помогает в решении ряда актуальных задач, в том числе и в коррекции и развитии внимания у учащихся с нарушением интеллекта.
.
Наблюдения показывают, что учащиеся специальной (коррекционной) школы на уроках математики, да и на других уроках тоже, часто допускают такие ошибки, как описки. В силу быстрого утомления или, наоборот, расторможенности, происходит ослабление устойчивости внимания, а, следовательно, и ослабление сознательного контроля при решении упражнений. Это приводит к появлению ошибок в устных и письменных ответах. Поэтому необходимо введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, формирующих у детей познавательные интересы, стремление к размышлению и поиску решений. При правильно организованных занятиях у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у некоторых исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.
Одним из вариантов тренировки концентрации внимания являются упражнения на переписывание готовых примеров. Эти задания требуют мало времени для их проведения и не вызывают трудностей у детей. Однако, учитывая большое число ошибок, связанных с описками при работе с учебником или дидактическим материалом, такие несложные упражнения помогают более внимательному зрительному восприятию и запоминанию цифр, знаков и символов.
В качестве примера приведем некоторые упражнения.
Упражнение №1
Выпиши примеры на сложение в первый столбик, примеры на вычитание во второй столбик. Реши примеры:
345 + 238
583 – 479
184 + 216
250 – 34
709 + 148
460 – 208
738 – 19
367 + 25
Упражнение №2
Реши и выпиши примеры, ответ которых однозначное число, в первый столбик, а примеры, ответ которых двузначное число, - во второй столбик:
300 : 100 500 : 100 800 : 10
410 : 10930 : 10600 : 100
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти
Упражнения основаны на запоминании количества и порядка расположения ряда чисел, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд или на слух. По мере овладения упражнением количество чисел постепенно увеличивается.
Упражнение №1. Игра «Банк»
Содержание игры: Первый участник называет число (например, от 1 до 10). Второй повторяет это число и добавляет свое. Третий повторяет два числа и добавляет в «банк» третье число и т.д.
Упражнение №2
Детям предлагаются 3 таблицы, расчерченные на квадраты (4х4), при индивидуальной работе используются карточки. 12 фишек располагают по 4 на каждой карте в определенном порядке. Запомнить расположение фишек (время для запоминания 10 сек.).На одной из карт меняется расположение фишек так, чтобы дети этого не видели.Необходимо определить, что изменилось и поставить фишки на свои места.
Упражнение №3
Детям предлагаются 4 ряда чисел по 2 числа в каждом, при индивидуальной работе используются карточки с числами. Числа могут быть различного вида: целые, обыкновенные дроби, десятичные дроби (в зависимости от класса и от изучаемой темы).Запомнить расположение чисел и сами числа (время для запоминания 10 сек.).В одном из рядов меняется расположение чисел так, чтобы дети этого не видели. Необходимо определить, что изменилось и поставить числа на свои места.
15
34
0,21
0,36
100
150
1,5
4,5
1
7
70,6
38,6
5
10
По мере развития объемов внимания и памяти задание можно усложнить, увеличив количество чисел в каждом ряду.
Тренировка распределения внимания
Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, решение примеров и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью условия задачи). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.
Упражнение №1
Материал: таблички с геометрическими фигурами.
Содержание: зачеркнуть сначала все круги, потом – треугольники.
Развитие навыка переключения внимания
Смена видов деятельности и видов заданий требует от учеников умения переключать внимание с одного вида работы на другой. Поэтому упражнения, содержащие два, три задания, которые необходимо выполнить попеременно, могут способствовать развитию переключения внимания. В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.
Упражнение №1
Спиши числа. Обведи дроби в кружок, а смешанные числа - в квадрат:
1; 4 ; 10; ; ; 2 ; ; 3 .
Упражнение №2
Спиши числа. Обведи в кружок самое большое из них. Самое большое двузначное подчеркни, самое маленькое трехзначное зачеркни:
321, 56,17, 3, 976, 74, 93, 12, 8, 205.
Также для развития переключения внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания цифр.
Упражнение №3
Детям предлагаются карточки с 6 рядами цифр. Необходимо зачеркнуть крестиком цифры 4, обвести в кружок цифры 7, подчеркнуть цифры 0:
4 6 1 0 7 8 2 4 3 0 9 1 7 2 4 6 5 0 3 4 6 1 7
5 0 8 6 3 4 1 5 9 7 0 5 2 1 4 8 3 0 4 0 5 0 7
8 5 6 0 4 6 7 1 3 0 4 4 7 8 6 4 7 0 1 5 9 0 4
7 5 0 2 1 6 3 0 1 0 2 5 7 8 7 4 0 6 5 8 1 3 0
6 8 4 5 7 2 3 1 6 4 0 5 4 7 1 0 6 3 4 0 9 7 0
8 4 6 5 4 7 4 0 4 2 3 5 0 1 8 4 0 1 6 0 7 8 1
Способность учащихся быстро переключать внимание с одного вида работы на другой можно тренировать и во время физкультминуток и физкультурных пауз. При этом задания на внимание можно сочетать с движениями
Заключение
Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать учителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.
Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только на уроках математики, но и на других уроках, вовнеурочное время, на занятиях с психологом. Самое главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.
Систематическое использование коррекционно-развивающих заданий на разных этапах изучения материала также является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Такие задания положительно влияют на качество знаний, умений и навыков учащихся с интеллектуальным недоразвитием, позволяют развивать детей в целом.