kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка элективного курса по обучению учащихся методам решений уравнений с параметрами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Данный курс поможет учащимся успешно сдать ОГЭ по математике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка элективного курса по обучению учащихся методам решений уравнений с параметрами»

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ МЕТОДАМ РЕШЕНИЙ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ ( 9 класс)


Разработала: учитель математики и информатики

МБОУ «СШ № 33» города Смоленска

Давыдовская Анастасия Юрьевна


    1. Пояснительная записка



Задачам с параметрами отведена одна из главных ролей в формировании математической культуры и логического мышления учащихся. В техническом и логическом плане задачи с параметрами кажутся для учащихся сложными, поэтому умение решать подобного рода задачи в большинстве своем предопределяет благополучную сдачу ОГЭ и ЕГЭ.

Не вводя термин параметр, школьники знакомятся с ним в 7 классе при изучении линейного уравнения и при изучении квадратичного уравнения в 8 классе. В прочем в учебниках математики недостаточно задач, содержащих параметры.

Задачи с параметрами предназначены для школьников, обладающих довольно хорошей математической подготовкой, имеющих интерес к изучаемому предмету. Уравнения с параметрами и их решение - это исследовательская деятельность. Это связано с тем, что выбор способа, процесс решения и запись ответа предполагают определенную степень владения такими умениями как: наблюдение, сравнение, анализ, выдвижение и проверка гипотезы, обобщение полученных результатов.

Данный элективный курс, разработанный для учащихся 9 класса, не только позволит подготовить выпускников к ОГЭ и ЕГЭ, но и дополнит базовую программу полезными и новыми знаниями.

Отдельные задачи, взяты из контрольно - измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ, являются примерами к представленному в работе материалу. В конце каждого раздела предложены задачи для самостоятельной работы, которые помогут учащимся отработать полученные навыки решения задач, выявят «слабые» места в подготовке с целью их устранения и повторной отработки теоретического материала.

При изучении материала предполагаются различные формы и методы обучения:

  • лекции;

  • практические занятия;

  • индивидуальная и групповая работа;

  • взаимное обучение;

  • проектная деятельность.

Данный курс рассчитан на 34 учебных часа, по 2 или 1 часу в неделю. Данный курс предназначен для учащихся 9 класса.

Цели элективного курса:

- сформировать представления о задачах с параметрами и изучить методы их решения;

- развивать самостоятельную, познавательную и научно- исследовательскую деятельность;

- подготовить к сдаче экзамена в форме ОГЭ/ЕГЭ;

- содействовать развитию учебной мотивации школьников, а также выбору профиля обучения в дальнейшем.

Задачи элективного курса:

- обобщение, систематизация и углубление знаний и умений при решении задач с параметрами;

- повышение уровня математической культуры;

-развитие логического и аналитического мышления при решении нестандартных задач с параметрами;

-показать многообразие задач с параметрами, сформировав у учащихся представление как о задачах исследовательского характера;

-обеспечение высокого уровня математической подготовки для сдачи ЕГЭ/ОГЭ.

Ожидаемые результаты элективного курса:

На основе поставленных задач необходимо достичь следующих результатов:

-уметь решать линейные, квадратные, дробно-рациональные и иррациональные уравнения с одним параметром при всех значениях параметра;

- использовать в решении задач с параметром свойства квадратичной и линейной функций;

- овладеть способами решения задач с параметрами с использованием графических интерпретаций;

- осуществлять оптимальный выбор метода решения задачи и обосновывать его.

Требования к подготовке учащихся по результатам изучения элективного курса:

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

знать:

- понятие параметра;

- основные типы задач с параметрами;

- алгоритмы решения задач с параметрами;

- области определения уравнений с параметрами;

- определение равносильности и следования уравнений и их систем;

- равносильные и неравносильные преобразования.

уметь:

- решать уравнения с параметрами, выбирая правильный способ решения;

- использовать свойства функций в задачах;

- использовать графики при решении задач с параметрами;

- правильно записывать ответ

Ожидаемые результаты

После завершения курса учащиеся смогут:

- определять вид уравнения с параметрами и рациональный способ решения;

- находить взаимосвязь задач с параметрами с геометрическими закономерностями и физическими процессами;

- уметь пользоваться дополнительной математической литературой;

- уметь применять приобретенные знания и навыке при сдаче ОГЭ/ЕГЭ.

Формы итогового контроля элективного курса

В качестве итоговых форм контроля предлагаются контрольные и самостоятельные работы, тестирование, контрольная работа. Эти виды работ включают задачи, рассмотренные на занятиях и включенные в домашнюю контрольную работу.

Учащимся, нацеленным на выполнение более сложных заданий, предлагается выполнить проекты по заданным темам или темам по выбору.

Темы проектов и рефератов:

  1. Параметр как равноправная переменная.

  2. Нестандартные задачи из ОГЭ.

  3. Координатная плоскость (х, а).








    1. Содержание курса


В программу элективного курса включены следующие темы и ориентировочное время для их изучения:


п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1-2

Введение. Первое знакомство с параметрами

2

лекция

опорный конспект

3-4

Линейные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.

2

лекция

опорный конспект

5-6

Отработка навыка решения линейных уравнений с параметрами

2

практикум

подборка заданий

7-8

Квадратные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.

2

лекция

блок-схема

9-12

Отработка навыка решения квадратных уравнений с параметрами

4

практикум

задания-исследования

13

Самостоятельная работа

1

работа в парах

задания-исследования

14-15

Дробно-рациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.

2

лекция

блок-схема

16-17

Отработка навыка решения дробно-рациональных уравнений.

2

практикум

подборка заданий

18-19

Иррациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.

2

лекция

опорный конспект

20-21

Отработка навыка решения иррациональных уравнений.

2

практикум

подборка заданий

22

Самостоятельная работа

1

практикум

подборка заданий

23-25

Аналитический метод решения уравнений с параметрами

3

практикум

исследовательская работа

26-28

Графический метод решения уравнений с параметрами.

3

практикум

исследовательская работа

29-33

Решение нестандартных задач. Задачи из ОГЭ

5

практикум

задания-исследования

34

Контрольная работа

1

практикум

подборка заданий


Итого

34




Содержание тем учебного курса

Тема 1-2. Введение. Первое знакомство с параметрами

  • понятие параметра;

  • понятие уравнения с параметром;

  • основные типы задач с параметрами и методы их решения;

  • оформление задач с параметрами.

Тема 3-4. Линейные уравнения с параметрами и алгоритм их решения

  • определение линейного уравнения с параметром;

  • алгоритм решения линейных уравнений с параметрами в общем виде;

  • оформление решения линейных уравнений с параметрами.

Тема 5-6. Отработка навыков решения линейных уравнений с параметрами

  • решение линейных уравнений с параметрами разной сложности.

Уметь решать задания следующего типа:

1. Для каждого значения b решить уравнение bx=3.

2. Для каждого значения b решить уравнение bх - b=4 - х

3. Найти значение b, при каждом их которых уравнение

b(6x-b)=12x - 8 имеет положительный корень.

Тема 7-8. Квадратные уравнения с параметрами и алгоритм их решения

  • понятие квадратного уравнения с параметром;

  • алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами;

  • применение теоремы Виета и ей обратной для квадратных уравнений с параметрами;

  • решение квадратных уравнений с параметрами с начальными условиями и без них;

  • расположение корней квадратного уравнения с параметром относительно точек;

  • оформление решения квадратных уравнений с параметрами.

Тема 9-12. Отработка навыков решения квадратных уравнений с параметрами

  • решение квадратных уравнений с параметрами различной сложности.

Уметь решать задания следующего типа:

1. При каких значениях параметра c уравнение (с+1) х2 +х – 1=0 имеет единственное решение?

2. Найти все значения параметра, при каждом их которых сумма квадратов корней уравнения х2+cx+с – 2=0 будет наименьшей.

3. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых квадратный трехчлен (c2-1)х2+2(c-1)х+2 положителен для любого х.

4. Найдите все значения параметра c, при каждом их которых корни квадратного уравнения 4х2-2х+c=0 противоположны по знаку

5. Найти все значения параметра c, при каждом из которых оба корня уравнения (1+c) x2 -3cx+4c=0 меньше 1.



Тема 13. Самостоятельная работа

  • решение линейных и квадратных уравнений с параметрами.

Самостоятельная работа № 1.

1. Решите уравнение с параметром b·х=7

2. Решите уравнение с параметром 23- b·х=х

3. При каких значениях b уравнение bх2 - 2х + 5 = 0 имеет один корень?

4. Решите уравнение с параметром (b + 1)х2 –2 х + 1 -b = 0.

5. При каких значениях параметра b число 3 находится между корнями уравнения х2 – 2(b + 1)х + 4 – b = 0?

Тема 14-15. Дробно-рациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.

  • определение дробно-рациональных уравнений с параметрами;

  • алгоритм решения дробно-рациональных уравнений с параметрами;

  • оформление решения дробно-рациональных уравнений с параметрами.

Тема 16-17. Отработка навыка решения дробно-рациональных уравнений

  • решение дробно - рациональных уравнений с параметрами.

Уметь решать задания следующего типа:

1. Решить уравнение с параметром 

2. Решить уравнение с параметром 

3. При каких значениях параметра p уравнение  имеет единственное решение?

4. Решить уравнение с параметром 

5. Решить уравнение с параметром 

Тема 18-19. Иррациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения

  • определение иррациональным уравнениям с параметрами;

  • алгоритм решения иррациональных уравнений с параметрами;

  • оформление решения иррациональных уравнений с параметрами.

Тема 20-21. Отработка навыка решения иррациональных уравнений

  • решение иррациональных уравнений с параметрами.

Уметь решать задания следующего типа:

1. Решить уравнение с параметром 

2. Решить уравнение с параметром 

3. Решить уравнение с параметром = x.

4. Решить уравнение с параметром =1-c

5. Решить уравнение с параметром (  +  = 0

Тема 22. Самостоятельная работа

  • решение дробно - рациональных и иррациональных уравнений с параметрами.


Самостоятельная работа № 2.

1. При каких значениях b уравнение  не имеет решений?

2. Решить уравнение с параметром .

3. При каких значениях b уравнение имеет единственное решение?

4. При каких значениях параметра b уравнение  имеет корень х0=0?

5. Решить уравнение с параметром .

Тема 23-25. Аналитический метод решения уравнений с параметрами

  • определение равносильности;

  • определение абсолютной величины;

  • равносильность преобразований и исключение посторонних корней;

  • свойства квадратичной и линейной функций;

  • образец оформления решения разных типов уравнений с параметрами аналитическим методом.

Тема 26- 28. Графический метод решения уравнений с параметрами

  • определения следующих понятий: область определения, множество значений, четность, монотонность, периодичность функций;

  • оформление решения уравнений с параметрами графическим методом;

  • анализ иллюстрации, полученный графическим методом.

Тема 29-33. Решение нестандартных задач. Задачи из ОГЭ

  • решение нестандартные по условию задачи, связанные с уравнениями с параметром;

  • решение задачи прошлых лет из контрольно – измерительных материалов ОГЭ.

Тема 34. Контрольная работа

  • проверка уровня усвоения материала по теме «Уравнения с параметрами»

Контрольная работа

1. Решите уравнениеc параметром 5x-18p=21-5рx-p.

2. При каких значениях m уравнение 2px2-2x-3p-2=0 имеет единственное решение?

3. Решите уравнение с параметром .

4. Решите уравнение с параметром .

5. Укажите все значения параметра p, при которых график функций y=x2+px+1 и y=x2+x+p пересекают ось абсцисс хотя бы в одной точке.







    1. Учебно - методическая литература для элективного курса


Литература для учеников:

1. Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. — Минск, 1996.

2. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. — М., 1995.

3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику. – М: Просвещение, 1996.

  1. ОГЭ 2016. Математика: тренировочные задания / В.В. Мирошин. – Москва: Эксмо, 2015. – 96с.: ил. – (ОГЭ. Тренировочные задания).

  2. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по мате­матике. Решение задач: — М.: Просвещение, 1989.

  3. Шахмейстер А.Х. Задачи с параметрами в ЕГЭ.- С.-П., 2004.

  4. Ястребинецкий Г.А. Уравнения и неравенства с параметрами. - М, Просвещение, 2007 .



Литература для учителя:

  1. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ: Учеб. пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. — М.: Просвещение, 1995.

  2. .Горнштейн П.И. Полонский В.Б. Якир М.С. Задачи с параметрам.- М, 2002

  3. Иванов А.П. Тесты и контрольные работы для систематизации знаний по математике: Учебное пособие для абитуриентов. Ч. 1 и 2. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000.

  4. Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Писарев В.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1996.

  5. Мухаметзянова Ф.С. Учебно-методический комплект по элективному курсу. Ульяновск: ИПК ПРО, 2005.

  6. ОГЭ 2016. Математика. Сборник заданий: 9 класс / В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина. – Москва : Эксмо, 2016. – 224 с. – (ОГЭ. Сборник заданий)

  7. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы. — М.: Просвещение, 1989.

  8. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1995.

Электронно-образовательные ресурсы:

  1. http://www.prosv.ru/- сайт издательства «Просвещение»

(рубрика «Математика»)

  1. http://www.intellectcentre.ru/– сайт издательства «Интеллект-Центр»

  2. http://www.edu.ru/ - сайт Министерства Образования

  3. http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - тестирование online: 5 - 11 классы.

  4. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

  5. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ:

http://www.fipi.ru/

http://mathege.ru/or/ege/

https://ege.yandex.ru/mathematics-gia/

http://samopodgotovka.com/index.php/matematika.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Давыдовская Анастасия Юрьевна

Дата: 23.04.2017

Номер свидетельства: 410989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Элективный курс по математике на тему «Решение уравнений и неравенств с параметрами» "
    ["seo_title"] => string(94) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-na-tiemu-rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "117335"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412769330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
1980 руб.
2000 руб.
2500 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1920 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства