kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка элективного курса по обучению учащихся методам решений уравнений с параметрами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Данный курс поможет учащимся успешно сдать ОГЭ по математике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка элективного курса по обучению учащихся методам решений уравнений с параметрами»

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ МЕТОДАМ РЕШЕНИЙ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ ( 9 класс)


Разработала: учитель математики и информатики

МБОУ «СШ № 33» города Смоленска

Давыдовская Анастасия Юрьевна


    1. Пояснительная записка



Задачам с параметрами отведена одна из главных ролей в формировании математической культуры и логического мышления учащихся. В техническом и логическом плане задачи с параметрами кажутся для учащихся сложными, поэтому умение решать подобного рода задачи в большинстве своем предопределяет благополучную сдачу ОГЭ и ЕГЭ.

Не вводя термин параметр, школьники знакомятся с ним в 7 классе при изучении линейного уравнения и при изучении квадратичного уравнения в 8 классе. В прочем в учебниках математики недостаточно задач, содержащих параметры.

Задачи с параметрами предназначены для школьников, обладающих довольно хорошей математической подготовкой, имеющих интерес к изучаемому предмету. Уравнения с параметрами и их решение - это исследовательская деятельность. Это связано с тем, что выбор способа, процесс решения и запись ответа предполагают определенную степень владения такими умениями как: наблюдение, сравнение, анализ, выдвижение и проверка гипотезы, обобщение полученных результатов.

Данный элективный курс, разработанный для учащихся 9 класса, не только позволит подготовить выпускников к ОГЭ и ЕГЭ, но и дополнит базовую программу полезными и новыми знаниями.

Отдельные задачи, взяты из контрольно - измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ, являются примерами к представленному в работе материалу. В конце каждого раздела предложены задачи для самостоятельной работы, которые помогут учащимся отработать полученные навыки решения задач, выявят «слабые» места в подготовке с целью их устранения и повторной отработки теоретического материала.

При изучении материала предполагаются различные формы и методы обучения:

  • лекции;

  • практические занятия;

  • индивидуальная и групповая работа;

  • взаимное обучение;

  • проектная деятельность.

Данный курс рассчитан на 34 учебных часа, по 2 или 1 часу в неделю. Данный курс предназначен для учащихся 9 класса.

Цели элективного курса:

- сформировать представления о задачах с параметрами и изучить методы их решения;

- развивать самостоятельную, познавательную и научно- исследовательскую деятельность;

- подготовить к сдаче экзамена в форме ОГЭ/ЕГЭ;

- содействовать развитию учебной мотивации школьников, а также выбору профиля обучения в дальнейшем.

Задачи элективного курса:

- обобщение, систематизация и углубление знаний и умений при решении задач с параметрами;

- повышение уровня математической культуры;

-развитие логического и аналитического мышления при решении нестандартных задач с параметрами;

-показать многообразие задач с параметрами, сформировав у учащихся представление как о задачах исследовательского характера;

-обеспечение высокого уровня математической подготовки для сдачи ЕГЭ/ОГЭ.

Ожидаемые результаты элективного курса:

На основе поставленных задач необходимо достичь следующих результатов:

-уметь решать линейные, квадратные, дробно-рациональные и иррациональные уравнения с одним параметром при всех значениях параметра;

- использовать в решении задач с параметром свойства квадратичной и линейной функций;

- овладеть способами решения задач с параметрами с использованием графических интерпретаций;

- осуществлять оптимальный выбор метода решения задачи и обосновывать его.

Требования к подготовке учащихся по результатам изучения элективного курса:

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

знать:

- понятие параметра;

- основные типы задач с параметрами;

- алгоритмы решения задач с параметрами;

- области определения уравнений с параметрами;

- определение равносильности и следования уравнений и их систем;

- равносильные и неравносильные преобразования.

уметь:

- решать уравнения с параметрами, выбирая правильный способ решения;

- использовать свойства функций в задачах;

- использовать графики при решении задач с параметрами;

- правильно записывать ответ

Ожидаемые результаты

После завершения курса учащиеся смогут:

- определять вид уравнения с параметрами и рациональный способ решения;

- находить взаимосвязь задач с параметрами с геометрическими закономерностями и физическими процессами;

- уметь пользоваться дополнительной математической литературой;

- уметь применять приобретенные знания и навыке при сдаче ОГЭ/ЕГЭ.

Формы итогового контроля элективного курса

В качестве итоговых форм контроля предлагаются контрольные и самостоятельные работы, тестирование, контрольная работа. Эти виды работ включают задачи, рассмотренные на занятиях и включенные в домашнюю контрольную работу.

Учащимся, нацеленным на выполнение более сложных заданий, предлагается выполнить проекты по заданным темам или темам по выбору.

Темы проектов и рефератов:

  1. Параметр как равноправная переменная.

  2. Нестандартные задачи из ОГЭ.

  3. Координатная плоскость (х, а).








    1. Содержание курса


В программу элективного курса включены следующие темы и ориентировочное время для их изучения:


п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1-2

Введение. Первое знакомство с параметрами

2

лекция

опорный конспект

3-4

Линейные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.

2

лекция

опорный конспект

5-6

Отработка навыка решения линейных уравнений с параметрами

2

практикум

подборка заданий

7-8

Квадратные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.

2

лекция

блок-схема

9-12

Отработка навыка решения квадратных уравнений с параметрами

4

практикум

задания-исследования

13

Самостоятельная работа

1

работа в парах

задания-исследования

14-15

Дробно-рациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.

2

лекция

блок-схема

16-17

Отработка навыка решения дробно-рациональных уравнений.

2

практикум

подборка заданий

18-19

Иррациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.

2

лекция

опорный конспект

20-21

Отработка навыка решения иррациональных уравнений.

2

практикум

подборка заданий

22

Самостоятельная работа

1

практикум

подборка заданий

23-25

Аналитический метод решения уравнений с параметрами

3

практикум

исследовательская работа

26-28

Графический метод решения уравнений с параметрами.

3

практикум

исследовательская работа

29-33

Решение нестандартных задач. Задачи из ОГЭ

5

практикум

задания-исследования

34

Контрольная работа

1

практикум

подборка заданий


Итого

34




Содержание тем учебного курса

Тема 1-2. Введение. Первое знакомство с параметрами

  • понятие параметра;

  • понятие уравнения с параметром;

  • основные типы задач с параметрами и методы их решения;

  • оформление задач с параметрами.

Тема 3-4. Линейные уравнения с параметрами и алгоритм их решения

  • определение линейного уравнения с параметром;

  • алгоритм решения линейных уравнений с параметрами в общем виде;

  • оформление решения линейных уравнений с параметрами.

Тема 5-6. Отработка навыков решения линейных уравнений с параметрами

  • решение линейных уравнений с параметрами разной сложности.

Уметь решать задания следующего типа:

1. Для каждого значения b решить уравнение bx=3.

2. Для каждого значения b решить уравнение bх - b=4 - х

3. Найти значение b, при каждом их которых уравнение

b(6x-b)=12x - 8 имеет положительный корень.

Тема 7-8. Квадратные уравнения с параметрами и алгоритм их решения

  • понятие квадратного уравнения с параметром;

  • алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами;

  • применение теоремы Виета и ей обратной для квадратных уравнений с параметрами;

  • решение квадратных уравнений с параметрами с начальными условиями и без них;

  • расположение корней квадратного уравнения с параметром относительно точек;

  • оформление решения квадратных уравнений с параметрами.

Тема 9-12. Отработка навыков решения квадратных уравнений с параметрами

  • решение квадратных уравнений с параметрами различной сложности.

Уметь решать задания следующего типа:

1. При каких значениях параметра c уравнение (с+1) х2 +х – 1=0 имеет единственное решение?

2. Найти все значения параметра, при каждом их которых сумма квадратов корней уравнения х2+cx+с – 2=0 будет наименьшей.

3. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых квадратный трехчлен (c2-1)х2+2(c-1)х+2 положителен для любого х.

4. Найдите все значения параметра c, при каждом их которых корни квадратного уравнения 4х2-2х+c=0 противоположны по знаку

5. Найти все значения параметра c, при каждом из которых оба корня уравнения (1+c) x2 -3cx+4c=0 меньше 1.



Тема 13. Самостоятельная работа

  • решение линейных и квадратных уравнений с параметрами.

Самостоятельная работа № 1.

1. Решите уравнение с параметром b·х=7

2. Решите уравнение с параметром 23- b·х=х

3. При каких значениях b уравнение bх2 - 2х + 5 = 0 имеет один корень?

4. Решите уравнение с параметром (b + 1)х2 –2 х + 1 -b = 0.

5. При каких значениях параметра b число 3 находится между корнями уравнения х2 – 2(b + 1)х + 4 – b = 0?

Тема 14-15. Дробно-рациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.

  • определение дробно-рациональных уравнений с параметрами;

  • алгоритм решения дробно-рациональных уравнений с параметрами;

  • оформление решения дробно-рациональных уравнений с параметрами.

Тема 16-17. Отработка навыка решения дробно-рациональных уравнений

  • решение дробно - рациональных уравнений с параметрами.

Уметь решать задания следующего типа:

1. Решить уравнение с параметром 

2. Решить уравнение с параметром 

3. При каких значениях параметра p уравнение  имеет единственное решение?

4. Решить уравнение с параметром 

5. Решить уравнение с параметром 

Тема 18-19. Иррациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения

  • определение иррациональным уравнениям с параметрами;

  • алгоритм решения иррациональных уравнений с параметрами;

  • оформление решения иррациональных уравнений с параметрами.

Тема 20-21. Отработка навыка решения иррациональных уравнений

  • решение иррациональных уравнений с параметрами.

Уметь решать задания следующего типа:

1. Решить уравнение с параметром 

2. Решить уравнение с параметром 

3. Решить уравнение с параметром = x.

4. Решить уравнение с параметром =1-c

5. Решить уравнение с параметром (  +  = 0

Тема 22. Самостоятельная работа

  • решение дробно - рациональных и иррациональных уравнений с параметрами.


Самостоятельная работа № 2.

1. При каких значениях b уравнение  не имеет решений?

2. Решить уравнение с параметром .

3. При каких значениях b уравнение имеет единственное решение?

4. При каких значениях параметра b уравнение  имеет корень х0=0?

5. Решить уравнение с параметром .

Тема 23-25. Аналитический метод решения уравнений с параметрами

  • определение равносильности;

  • определение абсолютной величины;

  • равносильность преобразований и исключение посторонних корней;

  • свойства квадратичной и линейной функций;

  • образец оформления решения разных типов уравнений с параметрами аналитическим методом.

Тема 26- 28. Графический метод решения уравнений с параметрами

  • определения следующих понятий: область определения, множество значений, четность, монотонность, периодичность функций;

  • оформление решения уравнений с параметрами графическим методом;

  • анализ иллюстрации, полученный графическим методом.

Тема 29-33. Решение нестандартных задач. Задачи из ОГЭ

  • решение нестандартные по условию задачи, связанные с уравнениями с параметром;

  • решение задачи прошлых лет из контрольно – измерительных материалов ОГЭ.

Тема 34. Контрольная работа

  • проверка уровня усвоения материала по теме «Уравнения с параметрами»

Контрольная работа

1. Решите уравнениеc параметром 5x-18p=21-5рx-p.

2. При каких значениях m уравнение 2px2-2x-3p-2=0 имеет единственное решение?

3. Решите уравнение с параметром .

4. Решите уравнение с параметром .

5. Укажите все значения параметра p, при которых график функций y=x2+px+1 и y=x2+x+p пересекают ось абсцисс хотя бы в одной точке.







    1. Учебно - методическая литература для элективного курса


Литература для учеников:

1. Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. — Минск, 1996.

2. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. — М., 1995.

3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику. – М: Просвещение, 1996.

  1. ОГЭ 2016. Математика: тренировочные задания / В.В. Мирошин. – Москва: Эксмо, 2015. – 96с.: ил. – (ОГЭ. Тренировочные задания).

  2. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по мате­матике. Решение задач: — М.: Просвещение, 1989.

  3. Шахмейстер А.Х. Задачи с параметрами в ЕГЭ.- С.-П., 2004.

  4. Ястребинецкий Г.А. Уравнения и неравенства с параметрами. - М, Просвещение, 2007 .



Литература для учителя:

  1. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ: Учеб. пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. — М.: Просвещение, 1995.

  2. .Горнштейн П.И. Полонский В.Б. Якир М.С. Задачи с параметрам.- М, 2002

  3. Иванов А.П. Тесты и контрольные работы для систематизации знаний по математике: Учебное пособие для абитуриентов. Ч. 1 и 2. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000.

  4. Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Писарев В.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1996.

  5. Мухаметзянова Ф.С. Учебно-методический комплект по элективному курсу. Ульяновск: ИПК ПРО, 2005.

  6. ОГЭ 2016. Математика. Сборник заданий: 9 класс / В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина. – Москва : Эксмо, 2016. – 224 с. – (ОГЭ. Сборник заданий)

  7. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы. — М.: Просвещение, 1989.

  8. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1995.

Электронно-образовательные ресурсы:

  1. http://www.prosv.ru/- сайт издательства «Просвещение»

(рубрика «Математика»)

  1. http://www.intellectcentre.ru/– сайт издательства «Интеллект-Центр»

  2. http://www.edu.ru/ - сайт Министерства Образования

  3. http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - тестирование online: 5 - 11 классы.

  4. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

  5. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ:

http://www.fipi.ru/

http://mathege.ru/or/ege/

https://ege.yandex.ru/mathematics-gia/

http://samopodgotovka.com/index.php/matematika.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Давыдовская Анастасия Юрьевна

Дата: 23.04.2017

Номер свидетельства: 410989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Элективный курс по математике на тему «Решение уравнений и неравенств с параметрами» "
    ["seo_title"] => string(94) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-na-tiemu-rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "117335"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412769330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства