Просмотр содержимого документа
«Разработка элективного курса по обучению учащихся методам решений уравнений с параметрами»
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ МЕТОДАМ РЕШЕНИЙ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ ( 9 класс)
Разработала: учитель математики и информатики
МБОУ «СШ № 33» города Смоленска
Давыдовская Анастасия Юрьевна
Пояснительная записка
Задачам с параметрами отведена одна из главных ролей в формировании математической культуры и логического мышления учащихся. В техническом и логическом плане задачи с параметрами кажутся для учащихся сложными, поэтому умение решать подобного рода задачи в большинстве своем предопределяет благополучную сдачу ОГЭ и ЕГЭ.
Не вводя термин параметр, школьники знакомятся с ним в 7 классе при изучении линейного уравнения и при изучении квадратичного уравнения в 8 классе. В прочем в учебниках математики недостаточно задач, содержащих параметры.
Задачи с параметрами предназначены для школьников, обладающих довольно хорошей математической подготовкой, имеющих интерес к изучаемому предмету. Уравнения с параметрами и их решение - это исследовательская деятельность. Это связано с тем, что выбор способа, процесс решения и запись ответа предполагают определенную степень владения такими умениями как: наблюдение, сравнение, анализ, выдвижение и проверка гипотезы, обобщение полученных результатов.
Данный элективный курс, разработанный для учащихся 9 класса, не только позволит подготовить выпускников к ОГЭ и ЕГЭ, но и дополнит базовую программу полезными и новыми знаниями.
Отдельные задачи, взяты из контрольно - измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ, являются примерами к представленному в работе материалу. В конце каждого раздела предложены задачи для самостоятельной работы, которые помогут учащимся отработать полученные навыки решения задач, выявят «слабые» места в подготовке с целью их устранения и повторной отработки теоретического материала.
При изучении материала предполагаются различные формы и методы обучения:
лекции;
практические занятия;
индивидуальная и групповая работа;
взаимное обучение;
проектная деятельность.
Данный курс рассчитан на 34 учебных часа, по 2 или 1 часу в неделю. Данный курс предназначен для учащихся 9 класса.
Цели элективного курса:
- сформировать представления о задачах с параметрами и изучить методы их решения;
- развивать самостоятельную, познавательную и научно- исследовательскую деятельность;
- подготовить к сдаче экзамена в форме ОГЭ/ЕГЭ;
- содействовать развитию учебной мотивации школьников, а также выбору профиля обучения в дальнейшем.
Задачи элективного курса:
-обобщение, систематизация и углубление знаний и умений при решении задач с параметрами;
- повышение уровня математической культуры;
-развитие логического и аналитического мышления при решении нестандартных задач с параметрами;
-показать многообразие задач с параметрами, сформировав у учащихся представление как о задачах исследовательского характера;
-обеспечение высокого уровня математической подготовки для сдачи ЕГЭ/ОГЭ.
Ожидаемые результаты элективного курса:
На основе поставленных задач необходимо достичь следующих результатов:
-уметь решать линейные, квадратные, дробно-рациональные и иррациональные уравнения с одним параметром при всех значениях параметра;
- использовать в решении задач с параметром свойства квадратичной и линейной функций;
- овладеть способами решения задач с параметрами с использованием графических интерпретаций;
- осуществлять оптимальный выбор метода решения задачи и обосновывать его.
Требования к подготовке учащихся по результатам изучения элективного курса:
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
знать:
- понятие параметра;
- основные типы задач с параметрами;
- алгоритмы решения задач с параметрами;
- области определения уравнений с параметрами;
- определение равносильности и следования уравнений и их систем;
- равносильные и неравносильные преобразования.
уметь:
- решать уравнения с параметрами, выбирая правильный способ решения;
- использовать свойства функций в задачах;
- использовать графики при решении задач с параметрами;
- правильно записывать ответ
Ожидаемые результаты
После завершения курса учащиеся смогут:
- определять вид уравнения с параметрами и рациональный способ решения;
- находить взаимосвязь задач с параметрами с геометрическими закономерностями и физическими процессами;
- уметь применять приобретенные знания и навыке при сдаче ОГЭ/ЕГЭ.
Формы итогового контроля элективного курса
В качестве итоговых форм контроля предлагаются контрольные и самостоятельные работы, тестирование, контрольная работа. Эти виды работ включают задачи, рассмотренные на занятиях и включенные в домашнюю контрольную работу.
Учащимся, нацеленным на выполнение более сложных заданий, предлагается выполнить проекты по заданным темам или темам по выбору.
Темы проектов и рефератов:
Параметр как равноправная переменная.
Нестандартные задачи из ОГЭ.
Координатная плоскость (х, а).
Содержание курса
В программу элективного курса включены следующие темы и ориентировочное время для их изучения:
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Форма проведения
Образовательный продукт
1-2
Введение. Первое знакомство с параметрами
2
лекция
опорный конспект
3-4
Линейные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.
2
лекция
опорный конспект
5-6
Отработка навыка решения линейных уравнений с параметрами
2
практикум
подборка заданий
7-8
Квадратные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.
2
лекция
блок-схема
9-12
Отработка навыка решения квадратных уравнений с параметрами
4
практикум
задания-исследования
13
Самостоятельная работа
1
работа в парах
задания-исследования
14-15
Дробно-рациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.
2
лекция
блок-схема
16-17
Отработка навыка решения дробно-рациональных уравнений.
2
практикум
подборка заданий
18-19
Иррациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.
2
лекция
опорный конспект
20-21
Отработка навыка решения иррациональных уравнений.
2
практикум
подборка заданий
22
Самостоятельная работа
1
практикум
подборка заданий
23-25
Аналитический метод решения уравнений с параметрами
3
практикум
исследовательская работа
26-28
Графический метод решения уравнений с параметрами.
3
практикум
исследовательская работа
29-33
Решение нестандартных задач. Задачи из ОГЭ
5
практикум
задания-исследования
34
Контрольная работа
1
практикум
подборка заданий
Итого
34
Содержание тем учебного курса
Тема 1-2. Введение. Первое знакомство с параметрами
понятие параметра;
понятие уравнения с параметром;
основные типы задач с параметрами и методы их решения;
оформление задач с параметрами.
Тема 3-4. Линейные уравнения с параметрами и алгоритм их решения
определение линейного уравнения с параметром;
алгоритм решения линейных уравнений с параметрами в общем виде;
оформление решения линейных уравнений с параметрами.
Тема 5-6. Отработка навыков решения линейных уравнений с параметрами
решение линейных уравнений с параметрами разной сложности.
Уметь решать задания следующего типа:
1. Для каждого значения b решить уравнение bx=3.
2. Для каждого значения b решить уравнение bх - b=4 - х
3. Найти значение b, при каждом их которых уравнение
b(6x-b)=12x - 8 имеет положительный корень.
Тема 7-8. Квадратные уравнения с параметрами и алгоритм их решения
понятие квадратного уравнения с параметром;
алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами;
применение теоремы Виета и ей обратной для квадратных уравнений с параметрами;
решение квадратных уравнений с параметрами с начальными условиями и без них;
расположение корней квадратного уравнения с параметром относительно точек;
оформление решения квадратных уравнений с параметрами.
Тема 9-12. Отработка навыков решения квадратных уравнений с параметрами
решение квадратных уравнений с параметрами различной сложности.
Уметь решать задания следующего типа:
1. При каких значениях параметра c уравнение (с+1) х2 +х – 1=0 имеет единственное решение?
2. Найти все значения параметра, при каждом их которых сумма квадратов корней уравнения х2+cx+с – 2=0 будет наименьшей.
3. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых квадратный трехчлен (c2-1)х2+2(c-1)х+2 положителен для любого х.
4. Найдите все значения параметра c, при каждом их которых корни квадратного уравнения 4х2-2х+c=0 противоположны по знаку
5. Найти все значения параметра c, при каждом из которых оба корня уравнения (1+c) x2 -3cx+4c=0 меньше 1.
Тема 13. Самостоятельная работа
решение линейных и квадратных уравнений с параметрами.
Самостоятельная работа № 1.
1. Решите уравнение с параметром b·х=7
2. Решите уравнение с параметром 23- b·х=х
3. При каких значениях b уравнение bх2 - 2х + 5 = 0 имеет один корень?
4. Решите уравнение с параметром (b + 1)х2 –2 х + 1 -b = 0.
5. При каких значениях параметра b число 3 находится между корнями уравнения х2 – 2(b + 1)х + 4 – b = 0?
Тема 14-15. Дробно-рациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения.
определение дробно-рациональных уравнений с параметрами;
алгоритм решения дробно-рациональных уравнений с параметрами;
оформление решения дробно-рациональных уравнений с параметрами.
Тема 16-17. Отработка навыка решения дробно-рациональных уравнений
решение дробно - рациональных уравнений с параметрами.
Уметь решать задания следующего типа:
1. Решить уравнение с параметром
2. Решить уравнение с параметром
3. При каких значениях параметра p уравнение имеет единственное решение?
4. Решить уравнение с параметром
5. Решить уравнение с параметром
Тема 18-19. Иррациональные уравнения с параметрами и алгоритм их решения
определение иррациональным уравнениям с параметрами;
алгоритм решения иррациональных уравнений с параметрами;
оформление решения иррациональных уравнений с параметрами.
Тема 20-21. Отработка навыка решения иррациональных уравнений
решение иррациональных уравнений с параметрами.
Уметь решать задания следующего типа:
1. Решить уравнение с параметром
2. Решить уравнение с параметром
3. Решить уравнение с параметром = x.
4. Решить уравнение с параметром =1-c
5. Решить уравнение с параметром ( + = 0
Тема 22. Самостоятельная работа
решение дробно - рациональных и иррациональных уравнений с параметрами.
Самостоятельная работа № 2.
1. При каких значениях b уравнение не имеет решений?
2. Решить уравнение с параметром .
3. При каких значениях b уравнение имеет единственное решение?
4. При каких значениях параметра b уравнение имеет корень х0=0?
5. Решить уравнение с параметром .
Тема 23-25. Аналитический метод решения уравнений с параметрами
определение равносильности;
определение абсолютной величины;
равносильность преобразований и исключение посторонних корней;
свойства квадратичной и линейной функций;
образец оформления решения разных типов уравнений с параметрами аналитическим методом.
Тема 26- 28. Графический метод решения уравнений с параметрами
определения следующих понятий: область определения, множество значений, четность, монотонность, периодичность функций;
оформление решения уравнений с параметрами графическим методом;
анализ иллюстрации, полученный графическим методом.
Тема 29-33. Решение нестандартных задач. Задачи из ОГЭ
решение нестандартные по условию задачи, связанные с уравнениями с параметром;
решение задачи прошлых лет из контрольно – измерительных материалов ОГЭ.
Тема 34. Контрольная работа
проверка уровня усвоения материала по теме «Уравнения с параметрами»
Контрольная работа
1. Решите уравнениеc параметром 5x-18p=21-5рx-p.
2. При каких значениях m уравнение 2px2-2x-3p-2=0 имеет единственное решение?
3. Решите уравнение с параметром .
4. Решите уравнение с параметром .
5. Укажите все значения параметра p, при которых график функций y=x2+px+1 и y=x2+x+p пересекают ось абсцисс хотя бы в одной точке.
Учебно - методическая литература для элективного курса
Литература для учеников:
1. Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. — Минск, 1996.
2. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. — М., 1995.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику. – М: Просвещение, 1996.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: — М.: Просвещение, 1989.
Шахмейстер А.Х. Задачи с параметрами в ЕГЭ.- С.-П., 2004.
Ястребинецкий Г.А. Уравнения и неравенства с параметрами. - М, Просвещение, 2007 .
Литература для учителя:
Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ: Учеб. пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. — М.: Просвещение, 1995.
.Горнштейн П.И. Полонский В.Б. Якир М.С. Задачи с параметрам.- М, 2002
Иванов А.П. Тесты и контрольные работы для систематизации знаний по математике: Учебное пособие для абитуриентов. Ч. 1 и 2. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000.
Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., ПисаревВ.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1996.