Кружок «Юный математик» предназначен для учащихся 7-9х классов. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению и расширению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой – либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся математикой, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Программа рассчитана на 34 часа.
Данная программа не является базовой, а является дополнительной, познавательной.
Уровень сложности заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь, не только наиболее сильно подготовленных учащихся, но и заинтересованных в математике детей. Данные задания интересны и доступны учащимся 7 классов, не требуют основательной подготовки и особого уровня развития.
Для школьников, проявляющих интерес к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Предлагаемая программа рассчитана для учеников, стремящихся проявлять и развивать свои природные способности к точным дисциплинам. И не столько на уроке, сколько именно на дополнительных занятиях,
Цели:
расширение кругозора учащихся;
создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности;
пробуждение активности исследовательских и познавательных интересов;
развитие логического и творческого мышления;
развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
систематизация и углубление знаний по математике.
Задачи:
развитие логическое мышление учащихся;
повышение познавательного интереса к предмету.
проанализировать задачи по геометрии на построение, перекраивание и
разрезание;
научить оперировать различными чертежными инструментами;
знакомство учащихся с элементами теории множеств, теории вероятности, комбинаторики, логики;
научить искусству отличать математическое доказательство от
«правдоподобных рассуждений» посредством применения логики.
2. Содержание.
В мире чисел (2ч). Сумма последовательных чисел. Быстрое возведение в квадрат. Угадывание чисел. Игры с числами и предметами.
Задачи головоломки, загадки (2ч). Числовые головоломки. Шуточные задачи и загадки. Сказки и старинные истории.
Упражнения со спичками(1ч).
Задачи на переправы, разъезды, переливания и взвешивания (2ч).
Задачи на переправы. Задачи на разъезды. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Дележи при затруднительных обстоятельствах.
Упражнения с числами и буквами (1ч). Магические квадраты.
Разгадывание ребусов с буквами. Разгадывание различных ребусов.
Геометрические софизмы и парадоксы (2ч). Геометрические софизмы. Геометрические парадоксы. Задача Эйлера.
Комбинаторика (2ч). Понятие комбинаторики. Правило
умножения и дерево вариантов. Размещения, сочетания, перестановки.
Теория вероятностей (2ч). Вероятности элементарных событий. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Делимость и остатки (2ч). Делимость натуральных чисел. Признаки делимости. НОД и НОК. Алгоритм Евклида.
Принцип Дирихле (2ч.). Принцип Дирихле. Решение задач на принцип Дирихле.
Построение графиков функций с модулями (2ч). График линейной функции с модулем и его преобразования. График функции прямой пропорциональности с модулем. Построение графика кусочно - линейной функции с модулем.
Решение уравнений с модулями (2ч). Решение линейных уравнений с модулем вида =a. Решение линейных уравнений вида =g(x). Решение линейных уравнений вида. Решение линейных уравнений вида = p(x).
Решение олимпиадных задач (3ч.). Решение задач Различных математических конкурсов прошлых лет. Решение задач Всероссийских олимпиад школьного, муниципального этапов прошлых лет.
Математические конкурсы, викторины, КВН-ы (8ч.). КВН по математике, математический поезд, конкурсы по математике, игра «Математик-бизнесмен»,
игра-аукцион «Мир экономики и математики», игра «Морской бой»
Требования к уровню достижений учащихся
Учащиеся должны знать и уметь
логические приемы, применяемые при решении задач;
историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
нестандартные методы решения различных математических задач;
применять нестандартные методы при решении программных задач;
умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач.
3.Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п
Разделы и темы
Количество часов
В мире чисел.
2
Задачи головоломки, загадки
2
Задачи со спичками
1
Задачи на переправы, разъезды, переливания и взвешивания.
2
Упражнения с числами и буквами.
1
Геометрические софизмы и парадоксы
2
Комбинаторика.
2
Теория вероятностей.
2
Делимость и остатки.
2
Принцип Дирихле.
2
Построение графиков функций с модулями.
2
Решение уравнений с модулями.
2
Решение олимпиадных задач.
3
Математические конкурсы, викторины, игры, КВН-ы.
8
ВСЕГО:
34
4. Список литературы:
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике – Москва: Просвещение, 2003. – 286с.
2. Бегунц А.В., Бородин П.А. и др. Олимпиада школьников «Ломоносов» по математике (2005-2011) - М.: МЦНМО, 2011. – 112с.
3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка.– М.: Просвещение, 1994. – 160с.