Рабочая программа курса по выбору "Практикум решения логических задач"
Рабочая программа курса по выбору "Практикум решения логических задач"
Рабочая программа курса по выбору «Практикум решение логических задач по математике» составлена на основе: Госстандарта общеобязательного среднего образования с учетом профильного обучения. Она предусматривает индивидуальное и дифференцированное обучение. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года №261 был утвержден Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору "Практикум решения логических задач"»
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа № 33 им. М.Ауэзова Отдела образования акимата города Тараз»
Утверждена решением
педагогического совета
протокол № 1
от «29» августа 2017 г.
Приказ № 211
Директор сш № 33
_________Н.О.Караулова
Программа курса по выбору
«Практикум решения логических задач по математике»
8 класс
Ф.И.О. учителя – разработчика:
Медетова Замира Сатувалдиевна
учитель математики
первой категории
Тараз 2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Практикум решение логических задач по математике» составлена на основе: Госстандарта общеобязательного среднего образования с учетом профильного обучения. Она предусматривает индивидуальное и дифференцированное обучение. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года №261 был утвержден Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.
УДК 373.167 1(075.3) ББК 22.1. я72 Б.17 Сборник задач Базаров А.
Курс по выбору «Практикум решения логических задач» предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 34 часа. Программа курса по выбору охватывает весь материал, содержащий в программе для средней общеобразовательной школы. При этом подразумевается, что учащиеся должны не только достичь результатов обучения указанных в программе, но и овладевать соответствующими знаниями, умением и навыками на более высоком уровне, способностью решать более сложные, нестандартные задачи. Уровень развития науки и техники стал таким, что профессиональная подготовка рабочего все больше опирается на знание основ наук математики, химии, физики, информатики. Знание этих наук уже сейчас становится одним из важнейших квалификационных требований, трудно овладевать современными методами труда и технологий производства, не зная основ, еще труднее переходить от одного вида деятельности к другому.
Решение математических логических задач на уроках математики вне учебной деятельности позволяет сделать процесс обучения элементам математической логики наглядным и расширяет возможности познавательного процесса. Логические задачи развивают школьника, помогают в обучении.
Основы математической логики рассматриваются в школьном курсе математики. Умение логически грамотно рассуждать, четко формулировать свои мысли и делать правильные выводы требуется на всех предметах, а также и в жизни. Поэтому предлагаемый курс особенно актуален в 8 классе, так как на данном этапе перед учащимися стоит выбор, по какому пути идти, по какому профилю.
Этот курс предназначен для проведения занятий по математике с учащимися восьмых
классов общеобразовательных школ.
Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:
– введение нового материала в форме дискуссии на основе эвристического метода обучения;
– интерактивная работа с использованием компьютерных презентаций;
– решение заданий для самостоятельной работы в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;
– самостоятельное выполнение отдельных заданий.
Цель курса:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
- выявление и развитие их математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанных с математикой;
- развивать способность формулировать, применять, интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Задачи:
- Систематическое повторение учебного материала по основным темам курса алгебры и начал анализа и геометрии.
- Оказание практической коррекционной помощи учащимся в изучении отдельных тем предмета.
- Формирование поисково-исследовательского метода.
-Осуществление тематического контроля на основе мониторинга выполнения учащимися тестовых заданий.
Отдельные вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой.
Формы организации курса по выбору: урок-игра, урок-обсуждение, практическое занятие.
Требования к уровню освоения учебного курса:
Учащиеся должны знать:
- формы мышления, значение понятий: логическое высказывание, логические величины, логические операции;
- методы решения логических задач.
Учащиеся должны уметь:
- решать логические задачи, используя законы логики и другие методы;
- называть логические величины, логические операции.
Ожидаемые результаты:
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
- формы мышления, значение понятий: логическое высказывание, логические величины, логические операции;
- правила преобразования логических выражений и законы;
- этапы составления таблиц истинности; - основные базовые элементы логических схем; - правила составления логических схем; - методы решения логических задач;
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры логических высказываний;
- строить логические схемы по логическому выражению и наоборот; - решать логические задачи, используя законы логики и другие методы; - решать логические задачи, сформулированные на обычном языке;
- называть логические величины, логические операции.
Формы подведения итогов реализации курса по выбору: Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися заданий на каждом уроке. Формой итогового контроля является зачёт.
Содержание программы курса
Задачи на движение. 7ч.
Движение по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение по прямой. Движение по окружности. Практикум по решению задач. Контрольный тест.
Задачи на сплавы, смеси, растворы. 3ч.
Задачи на сплавы, смеси, растворы. Практикум по решению задач. Контрольный тест.
Задачи на работу. 3ч.
Задачи на работу. Практикум по решению задач. Контрольный тест.
IV. Задачи на проценты. 5ч.
Задачи на проценты. Практикум по решению задач. Контрольный тест.
V. Нестандартные задачи 15ч.
Задачи на «переливание». Задачи на взвешивание. Нестандартные задачи. Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Свойства коэффициентов при решении квадратных уравнений. Решение дробно-линейных уравнений с параметрами. Решение квадратных уравнений с параметрами. Знаки значений квадратного трехчлена. Решение квадратных неравенств
VI. Итоговое занятие 1ч.
Календарно- тематическое планирование курса «Практикум решения логических задач по математике»
№
занятия
Содержание учебного материала
Форма проведения заданий
Дата
теория
практика
I. Задачи на движение.
7
1-2
Движение по течению и против течения.
1
1
3-4
Равномерное и равноускоренное движение по прямой.
1
1
5
Движение по окружности.
1
6
Практикум по решению задач.
1
7
Контрольный тест.
1
II. Задачи на сплавы, смеси, растворы.
3
8
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
1
9
Практикум по решению задач.
1
10
Контрольный тест.
1
III. Задачи на работу.
3
11
Задачи на работу.
1
12
Практикум по решению задач.
1
13
Контрольный тест.
1
IV. Задачи на проценты.
5
14-15
Задачи на проценты.
1
1
16-17
Практикум по решению задач.
1
1
18
Контрольный тест.
1
V. Нестандартные задачи
15
19-20
Задачи на «переливание»
1
1
21-22
Задачи на взвешивание.
1
1
23-24
Нестандартные задачи.
1
1
25-26
Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности.
1
1
27-28
Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
1
1
29-30
Свойства коэффициентов при решении квадратных уравнений.
1
1
31
Решение дробно-линейных уравнений
с параметрами
1
32
Решение квадратных уравнений с параметрами.
1
33
Знаки значений квадратного трехчлена. Решение квадратных неравенств
1
34
VI. Итоговое занятие.
1
Методическое обеспечение курса по выбору:
Таблицы истинности;
Логические схемы.
Материально-техническое оснащение:
Интернет – ресурсы:
http://www.smekalka.pp.ru/forum/;
презентации;
интерактивная доска;
доска.
Перечень рекомендуемой литературы для учителя
Основная литература
- Булос Дж., Джеффри Р. Вычислимость и логика- М.: Мир, 1994.
- Ершов Ю.Л., Палютин Е.А. Математическая логика. М.: Наука, 1979.
- Мендельсон Э. Введение в математическую логику, М.: Наука, 1971.
-Таланов В.А. Математическая логика и модели вычислений. Изд-во ННГУ. Н.Новгород, 1994.
- Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической. логике и теории алгоритмов. Ч.1 Начала теории множеств. М.: МЦНМО, 1999, 128 с.
-Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической логике и теории алгоритмов. Ч.2 Языки и исчисления. М.:МЦНМО, 2000, 288с.
-Виленкин Н.Я. Избранные вопросы математики, М.: Просвещение, 1978
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 9 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
- «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
- Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.
- Олимпиадные задания по математике. 9 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
- Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 9 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.
Дополнительная литература
- Б.А.Кордоменский, «Математическая смекалка», учебное пособие для 9 классов общеобразовательных учреждений
- Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.