kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса "Функции и графики" для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса "Функции и графики" для 8 класса. На снове примерной программы Е. Ромашковой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Функции и графики" для 8 класса»


Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного

муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено

На заседании МО __________

Протокол № 1

От «__»_______2016г.

Руководитель МО

______М.В. Демидова

Согласовано

«__»_______2016г

Зам директора по УВР

____________________

С.В. Дунаева

Утверждаю

Приказ № __

от «___»___2016г.

Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»

________О.П. Тыртышная









Рабочая программа

факультативного курса по математике

«Функции и графики»

для ___8____ класса

(уровень: базовый)

Учитель: Демидова Мария Васильевна

Первая квалификационная категория





 Рабочая программа составлена на основе

Программы по изучению темы «Функции и графики в 8-11классах», Е.В. Ромашковой, -М.:ИЛЕКСА,2011.













2016-2017 учебный год










Пояснительная записка


Данная рабочая программа элективного курса по математике «Функции и графики»

Для 8 класса составлена на основе:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).

  4. Письмо Министерства образования Иркутской области службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №55-37-7456\16 от 22.07.2016г, № 75-37- 1405\16 от 22.07.2016г. «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016 – 2017 учебный год»

  5. Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2016- 2017 учебный год

  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

  7. Программы по изучению темы «Функции и графики в 8-11классах», Е.В. Ромашковой, -М.:ИЛЕКСА,2011. 171с.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

Программы по изучению темы «Функции и графики в 8-11классах», Е.В. Ромашковой, -М.:ИЛЕКСА,2011. 171с. с разработками изучаемых тем, дидактическим материалом.

Данная рабочая программа содержит следующие изменения: Раздел 1 «Повторение изученного в 7 классе» дополнен дополнительными двумя часами в связи с необходимостью полной актуализации опорных знаний.

Тема «Функции и графики» является важной составляющей программы средней школы по математическим дисциплинам, так как именно здесь закладываются основы аналитического мышле­ния, формируется математическая интуиция, развивается логика и приобретаются навыки использования функциональных обозна­чений и методов.

Понятие функции важно для школьного курса математики еще и потому, что оно тесно связано с понятием тождества, уравнения и неравенства.

Понятие функции для математики и ее приложений, связанных с изучением переменных величин, столь же фундаментально, как понятие числа при изучении количественных соотношений реаль­ного мира. Каждая область знаний: физика, химия, биология, со­циология, лингвистика и т. д.— имеет свои объекты изучения, уста­навливает свойства и, что особенно важно, взаимосвязи этих объектов. Математика рассматривает абстрактные переменные ве­личины и изучает законы их взаимодействия, т. е. функции.

На первых ступенях обучения математике главная трудность для учащихся состоит в том, чтобы уметь отвлечься от конкретных объектов и овладеть абстрактными понятиями. При изучении же элементов математического анализа главная трудность состоит уже не в обобщении, а в конкретизации, т. е. умении видеть за математи­ческими терминами и их определениями конкретные образы, пред­ставлять себе достаточно полно изучаемое понятие.

Данная программа ставит целью развитие конструктивных спо­собностей и графического мышления учащихся.

Для школьного курса алгебры и начал анализа можно выделить 3 основных языка: естественный, словесный язык; язык аналитиче­ских выражений; язык графических изображений, или «графиче­ский язык».

Графический язык — особый язык математики, график — один из ее методов. Эффективное применение графического языка в кур­се математики невозможно без обучения правилам этого языка и со­путствующей терминологии. Обучение всякому языку включает в себя составление функционально-графического словаря и обуче­ние переводу. Перевод предполагает два взаимно обратных вида деятельности:

  1. перевод свойства функции на графический язык,

  2. умение по заданному графику сформулировать свойства функции.

Графический язык является важным средством преодоления формализма в знаниях школьников, развития геометрической ин­туиции, необходимой для понимания основных фактов анализа и их применения на практике, способствует формированию прикладных и политехнических умений.

Факультативный курс по математике в 8 классе предназначен для обобщения и дополнения знаний учащихся, полученных на уроках, для их углубления.

Цель данного курса:

  • расширить и углубить знания и умения учащихся по математике;

  • восполнить некоторые содержательные пробелы основного школьного курса по теме «Функции и графики»;

  • обобщить знания и умения учащихся по теме курса;

  • показать некоторые новые методы построения графиков;

  • развивать математическое мышление;

  • готовить учащихся к сдаче выпускных экзаменов.


Требования к математической подготовке учащихся

В результате обучения учащиеся должны:

Знать определение функции, различные способы задания функции (табличный, графический, аналитический, словесный): терминологию (аргумент, значение функции, график функции, об­ласть определения и др.); свойства функций; определения линей­ной, прямой и обратной пропорциональности, квадратичной, сте­пенной функции и способы их графического представления; алгоритмы построения графиков различных функций; роль элемен­тарных функций в изучении явлений реальной действительности в практической деятельности человека.

Уметь правильно употреблять функциональную терминоло­гию и символику, понимать ее при чтении текста, в речи учителя, в формулировке задач; находить значение функций, заданных фор­мулой, таблицей, графиком, решать обратную задачу; строить гра­фики функций — линейной, прямой и обратной пропорционально­сти, квадратичной функции, степенной функции; исследовать расположение графиков в координатной плоскости в зависимости от значений параметров, входящих в формулу; по графику функции устанавливать ее свойства: указывать промежутки возрастания и убывания, знакопостоинства и др.; свободно применять правила преобразований графиков (параллельный перенос, деформация, симметрия) для построения графиков функций; строить эскизы гра­фиков функций с предварительным исследованием; применять ап­парат алгебры к задачам построения графиков различных функций; оперировать графическими моделями.

Применять опыт, получен­ный при изучении функций, к решению несложных практических задач.

Содержание курса



  1. Повторение и обобщение темы «Функции», изученной в 7 классе (6ч)

Числовые функции. Область определения и область значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функции: четность, нечетность, нули, интервалы знакопостоянства, возрастание и убывание, наибольшее и наименьшее значения. Схема исследования функции. Линейная функция, ее свойства и график. Функции, содержащие знак модуля. Функции у=х2 и у = х3, их свойства, графики.



  1. Графики функций и их преобразования 10ч.

Построение графиков функций вида: y=f(x) + b, у =f (х + а)+ b;у = f(-x), у = - f(x); у = f(aх), у = af(x).

Построение по графикам функций вида:у = f1(х) и у = f2 (х) графиков функций: y= f1(х) + f2(x), у = f1(х) - f2(x); y= f1(х) *f2(x), y = ft (x)/ f2(x); y= f1(х) + f2(x), у = f1(х) - f2(x), y= f1(х) *f2(x), y = ft (x)/ f2(x).

Построение графиков функций вида: y=f(|x|); y=|f(x) | и y=|f(|x|)|.



  1. Изучение новых функций. Использование аппарата алгебры при построении графиков

  2. различных функций 13ч.

Функция y=x, ее свойства, график. Функции, при построении графиков которых используются преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = ах2 + b х + с. Построение графика квадратной функции с использованием метода выделения полного квадрата и геометрических преобразований графиков. Функции, при построении графиков которых используется разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Функция у =k /x ее свойства и график. Дробно-рациональные функции. Непрерывность. Вертикальные и горизонтальные асим­птоты.



  1. Повторение. Систематизация изученного материала (3 ч.)

Тематическое планирование и учебная деятельность

пп

Темы занятий

Часы

Вид деятельности

1

Повторение и обобщение темы «Функции», изученной в 7 классе

8

Беседа.

Уроки-практикумы.

Лекция.






2

Графики функций и их преобразования

10

3

Изучение новых функций. Использование аппарата алгебры при построении графиков различных функций

13

4

Повторение. Систематизация изученного материала

3


итого

34











КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

факультативного курса

«Функции и графики»

предмет математика

 

Класс: 8

Учитель: Демидова Мария Васильевна

Количество часов

Всего: 34 часов; в неделю 1 час.

 Рабочая программа составлена на основе

Программы по изучению темы «Функции и графики в 8-11классах», Е.В. Ромашковой, - М.:ИЛЕКСА,2011.

.































№ п/п

Тема

Кол-во часов


Дата проведения


Корректировка

I четверть (9 недель 9 часов)


Повторение и обобщение темы «Функции», изученной в 7 классе (8ч)


1

Числовые функции. Область определения и область значений функции.




2

Способы задания функции. График функции.





3

Свойства функции: четность, нечетность




4

Нули функции, интервалы знакопостоянства, возрастание и убывание, наибольшее и наименьшее значения.




5

Схема исследования функции.




6

Линейная функция, ее свойства и график.




7

Функции, содержащие знак модуля.




8

Функции у=х2 иу = х3, их свойства, графики.




Графики функций и их преобразования(10ч)

9

Построение графиков функций вида: y=f(x) + b.

1



Итого за I четверть: 9 часов

II четверть (7 недель 7 часов)

10

Построение графиков функций вида: у =f (х + а)+ b.





11

Построение графиков функций вида:

у = f(-x), у = - f(x).

1



12

Построение графиков функций вида:

у = f(aх), у = af(x).

1



13

Построение по графикам функций вида:

у = f1(х) и у = f2 (х) графиков функций: y= f1(х) + f2(x), у = f1(х) - f2(x).


1



14

Построение по графикам функций вида:

у = f1(х) и у = f2 (х) графиков функций: y= f1(х) *f2(x).


1



15

Построение по графикам функций вида:

у = f1(х) и у = f2 (х) графиков функций: y = ft (x)/ f2(x).


1



16

Построение графиков функций вида: y=f(|x|)

1



Итого за II четверть: 7 часов

III четверть (10 недель 10 часов)

17

Построение графиков функций вида:

y=|f(x) |

1



18

Построение графиков функций вида:

y=|f(|x|)|




Изучение новых функций. Использование аппарата алгебры при построении графиков различных функций (13ч)

19

Функция y=x ее свойства, график.


1



20

Функции, при построении графиков которых используются преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

1



21

Функция у = ах2 + b х + с.

1



22

Построение графика квадратной функции с использованием метода выделения полного квадрата.


1



23

Построение графика квадратной функции с использованием метода сдвига оси х.




24

Построение графика квадратной функции с использованием метода сдвига оси у.

1



25

Построение графика квадратной функции с использованием метода сдвига оси х и сдвига оси у.




26

Функции, при построении графиков которых используется разложение квадратного трехчлена на линейные множители.


1



Итого за III четверть: 10 часов

IV четверть (8 недель 8 часов)

27

Функция у = k/x, ее свойства и график




28

Построение графика функции y=k/x




29

Дробно-рациональные функции.



1



30

Непрерывность функции.




31

Вертикальные и горизонтальные асим­птоты.


1



4. Повторение. Систематизация изученного материала (3 ч.)

32

Построение линейной функции.


1



33

Построение квадратичной функции.


1



34

Построение функции y=k/x.



1




Итого

34ч








Используемая литература:


  1. «Функции и графики в 8-11классах», Е.В. Ромашкова, -М.:ИЛЕКСА,2011

  2. Галицкий М. JI. и др. Углубленное изучение курса алгебры и ма­тематического анализа. Методические рекомендации и дидак­тические материалы: Пособие для учителя / М. Л. Галицкий, М. М. Мошкович, С. И. Шварцбурд. Изд. 2-е, дораб. —М., 1990.

  3. Абрамов М. И., Стародубцев М. Т. Математика (алгебра и эле­ментарные функции). Учебное пособие. — М., 1976.

  4. Алгебра и начала анализа в 9-10 классах. Пособие для учителей / А. М. Абрамов, Б. М. Ивлев, 3. И. Моисеева и др. — М., 1982.

  5. Алгебра и элементарные функции. Справочник (Ф. П. Яремчук, Т. А. Рудченко). Изд. 3-е, пер. и доп. — Киев, 1987.

  6. Афанасьева О. Н., Бродский Я. С., Гуткин И. И., Павлов А. Л. Сборник задач по математике для техникумов на базе средней школы. Учебное пособие для техникумов. — М., 1987.

  7. Башмаков М. И., Беккер Б. М., Гольховой В. М. Задачи по мате­матике. Алгебра и анализ / Под ред. Д. К. Фаддеева. — М., 1982.

  8. Берман Г. Н. Сборник задач по курсу математического анали­за.—М., 1972.

  9. Блошкин Б. Ф. Самостоятельные и контрольные работы по мате­матике для 9 и 10 классов. — М., 1969.

  10. Болтянский В. Г. Как развивать «графическое мышление» // Ма­тематика в школе. — 1978, № 3.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Учебные электронные пособия:

  • Алгебра.7-9 классы. Дидактический и раздаточный материал. Изд.: Учитель

  • Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Алгебра 8 класс. Макарычева Ю.Н. и др. ФГОС, Изд.: Экзамен

  • Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Алгебра 9 класс. Макарычева Ю.Н. и др. ФГОС, Изд.: Экзамен

  • Тригонометрия. Дидактический и методический материал для учителя. Изд.: Учитель

  • Тригонометрия не для отличников. Школьная программа на домашнем компьютере.

  • Красавицы функции и их графики. Элективные курсы. 9 класс. Изд.: Корифей

  • Алгебра. Геометрия. Информатика. Элективные курсы. Изд.: Учитель

2) Дидактические таблицы

3) УМК по алгебре

4) Раздаточный материал: а) тесты 6-10 классы

б) карточки для коррекции знаний

в) карточки с заданиями повышенного уровня сложности

г) контрольные работы

д) зачёты по теории геометрии

5) Интерактивная доска

6) Проектор




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультативного курса "Функции и графики" для 8 класса

Автор: Демидова Мария Васильевна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 369856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по математике «Абсолютная величина в  курсе основной школы» для обучающихся 8 класса"
    ["seo_title"] => string(140) "rabochaia-programma-fakul-tativnogho-kursa-po-matiematikie-absoliutnaia-vielichina-v-kursie-osnovnoi-shkoly-dlia-obuchaiushchikhsia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "288099"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454585474"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства